Динара Кулдашевна Асанова

Динара Асанова — биография


Динара Асанова — советский кинорежиссёр и актриса. Её работы о «проблемных» детях и подростках привлекли внимание широкой аудитории своей искренностью и глубиной освещения социальных вопросов. Асанова предпочитала импровизационный стиль, который придавал её фильмам неповторимую живость и аутентичность, сближая игровое кино с документальным. За свой выдающийся вклад в культуру и искусство она была удостоена звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Детство

Динара Асанова родилась 24 октября 1942 года в городе Фрунзе (современный Бишкек, Киргизия), и принадлежала к киргизской национальности. Её отец, работавший журналистом, ушёл на фронт с началом войны и скончался до рождения дочери. Воспитанием Динары и её старшей сестры занималась их мать, которая трудилась машинисткой в редакции и редко бывала дома. Основной опекуном девочек была бабушка, которая вложила в внучек множество усилий и знаний. Летом девочки проводили время в горах у родственников, что оставило яркие впечатления в детстве Динары.

В школьные годы Динара проявляла активное участие в различных кружках, мечтала о музыкальной школе, но, к сожалению, не смогла посещать её из-за финансовых трудностей семьи. Она увлеклась кинематографом и решила, что её будущее будет связано с этой сферой.

Динара Асанова в молодости

После школы в период с 1960 по 1962 годы Динара работала на киностудии «Киргизфильм», где она исполняла обязанности реквизитора, помощника режиссёра, монтажёра и участвовала в массовках. Её актёрский дебют состоялся в фильме «Девушка Тянь-Шаня» (1960). Затем Динара поступила во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК), где во время каникул продолжала работать в кино, в том числе в качестве ассистента у Л. Е. Шепитько на съёмках фильма «Зной». Однако после исполнения главной роли в картине «У каждого своя дорога» (1966) Динара решила прекратить актёрскую деятельность из-за несогласия с режиссёрским видением её персонажа.

В 1968 году Асанова успешно завершила обучение на режиссёрском факультете ВГИКа, где её наставниками были известные режиссёры М. И. Ромм и А. Б. Столпер. Особенное влияние на неё оказал Ромм, чьи фильмы она смотрела неоднократно в детстве. В 1970 году она защитила дипломную работу на отлично, представив короткометражный фильм по рассказу В. Г. Распутина под названием «Рудольфио».

Режиссер

После окончания ВГИКа Динара Асанова провела четыре года в поисках режиссерской работы, прежде чем в 1973 году она устроилась на киностудию «Ленфильм». Это стало возможным благодаря Фрижете Гукасян, занимавшей тогда пост главного редактора Первого объединения киностудии, которая высоко оценила фильм Асановой «Рудольфио». Гукасян особенно поразила искренность этого произведения и мастерство подбора актеров, включая Ю. Визбора в роли главного героя.

Режиссер Динара Асанова

Первым крупным проектом Динары на «Ленфильме» стала полнометражная картина «Не болит голова у дятла» (1974), которая вызвала широкий резонанс среди публики и критиков. Сценарий, написанный Юрием Клепиковым, освежил подход к изображению подростковой проблематики. Асанова не выбрала легкий путь и пригласила для исполнения главных ролей подростков с непростыми судьбами, активно используя элементы импровизации, что позволяло актерам максимально натурально воплощать своих персонажей на экране. В результате фильм отличался живостью и правдивостью исполнения.

Следующий проект Асановой, «Ключ без права передачи», был поставлен по сценарию Г. Полонского. В этом фильме, как и в предыдущем, важную роль играла детальная проработка персонажей и их взаимоотношений. Асанова вновь доверила главные роли школьникам, проводя обсуждения сценария с молодыми актерами и ставя акцент на их личностные проблемы и взаимодействие с взрослыми. Фильм отличался искренностью и естественностью исполнения, что принесло ему признание как среди критиков, так и среди зрителей.

Однако не все работы Асановой встречали одобрение. Её фильм «Беда» был снят в условиях замены больного режиссера, и тематика картины, освещавшая проблему алкоголизма, оказалась очень сложной. В этом фильме вновь проявилась тенденция Асановой к изменению сценария в процессе работы, что привело к конфликту с сценаристом И. Меттером. Основным персонажем стал сын, исполненный Алексеем Петренко, который своей игрой затмил других героев. В дневниковых записях Асанова отмечала, что работа с Петренко оказалась откровением. Сценарист и некоторые критики считали, что режиссерская свобода Асановой приводила к слишком свободной интерпретации материала, что не всегда способствовало успеху картины. Несмотря на это, Динара Асанова продолжала отстаивать свою творческую позицию, утверждая, что в процессе создания фильма сценарий должен уступать место жизни, которая разворачивается перед камерой.

Дебаты между Асановой и Меттером на страницах «Советского экрана» вылились в глубокий анализ роли режиссёра и сценариста в кинопроизводстве, подчеркивая сложности, связанные с балансом между авторским видением и требованиями реалистичного изображения жизни. Несмотря на критическую реакцию, Асанова не отказывалась от своего подхода, видя в нем возможность достичь большей правдивости и эмоционального воздействия на зрителя.

Новый фильм рассматривает раскол в семейных узах, акцентируя внимание на мотиве неуловимых женских судеб, актуальном для советской кинематографии того периода. Протагонистка Вера (Елена Соловей) покидает казавшуюся устойчивой семью, временно оставляя сына с отцом, чтобы наладить новую жизнь. Это решение становится шоком для её супруга Александра (дебют Валерия Приёмыхова), который не может понять причины разрыва. Переосмыслив прошлое, он начинает видеть происшествия, которые ранее игнорировал, но которые подрывали основы их семьи, и изменяет своё отношение, надеясь на возвращение Веры. Однако она остаётся непоколебима в своём решении.

Феликс Гукасян отмечает, что создатели фильма чрезмерно подчёркивают негативные черты Александра, его эгоистичность и неспособность понимать близких, что затрудняет зрителю понимание причин, по которым Вера изначально выбрала его. В финале Александр, подняв сына на плечи, уходит в толпу на аэропорту, где они оба ищут Веру, но не находят её среди множества людей. Так же, как и в предыдущих работах режиссёра, фильм ориентирован на взрослую аудиторию, но затрагивает и детскую тематику, которая в «Беде» не была окончательно раскрыта, но в «Жена ушла» получает яркое и драматичное изложение.

В телефильме «Что бы ты выбрал?» тот же подход к документальному стилю помогает детям адаптироваться на площадке и способствует установлению связи между ними и взрослыми, раскрывая «пленительный и свободный мир детской игры», как выразился Гукасян. Несмотря на то, что многие сцены ярко иллюстрируют особенности детского восприятия, они оказываются интереснее самого фильма, чему способствует Асанова, стремясь передать на экран атмосферу настоящей жизни и находя баланс между игровым и документальным кино, даже в ущерб сценарию. Но такая «импровизация на заданную тему» не всегда приводит к успеху у критиков, и этот фильм остался без внимания.

Кадр из фильма «Пацаны»

В картине «Пацаны», действие которой разворачивается в лагере для проблемных подростков, ключевую роль играет образ воспитателя Павла Антонова (Валерий Приёмыхов), бросившего спортивную карьеру ради работы с молодежью. Его сложные взаимоотношения с подопечными и мастерски написанный сценарий Юрия Клепикова обеспечивают успех фильма среди зрителей. Методика Асановой, основанная на импровизации и опоре на типажи, сочетается с приёмами документальной съёмки, создавая ощущение подлинности и искренности, словно перед зрителем разворачивается сама жизнь. Обсуждаемость фильма, отклики педагогов и подростков, узнавших в героях «Пацанов» самих себя, подтверждают важность и актуальность затронутых в нём тем.

Фильмы Асановой, как и «Милый, дорогой, любимый, единственный…» (1984), часто фокусируются на молодых людях, которые только начинают свой путь в жизни. Характеристика их как «неблагополучных» вызывает вопросы о доле ответственности общества за их судьбы. Асанова утверждает, что современный кинематограф, и особенно молодые режиссёры, должны акцентировать внимание на острых и злободневных проблемах, вне зависимости от возрастной или социальной принадлежности персонажей.

«Никудышная»

Аня, главная героиня фильма «Никудышная» (1980), также оказывается в центре внимания из-за отсутствия понимания в семье. Её отправляют жить к родственникам в деревню, где она встречает замкнутого на себе знахаря (Марк Глузский), живущего в уединении. Несмотря на его строгость, он предоставляет девушке внимание и поддержку, что позволяет им обрести взаимопонимание и стать ближе, чем кто-либо из их родных. Это становится ярким примером того, как неожиданные встречи могут изменить жизненный путь человека.

Личная жизнь

Запрет на режиссуру оказался для Динары периодом личных испытаний и профессиональных ограничений. В это время она встретила Николая Юдина, чьё сердце было открыто для её идей и чувств. Брак с Николаем стал для Динары не просто утешением в трудные времена, но и подтверждением того, что даже в самые тёмные периоды жизни могут произойти светлые события.

Рождение сына Владимира, которого Динара ласково называла Анваром, означало для неё новый виток в жизни. Мальчик стал не только её радостью и гордостью, но и вдохновением. Она активно включала сына в свою творческую деятельность, что позволило ему с ранних лет ощутить мир кино.

Смерть Динары Асановой резко изменила жизнь молодого Анвара. Потеря матери в столь юном возрасте оставила глубокий след в его душе. Поездка в Киргизию и последующее лечение в психиатрической больнице не принесли ожидаемого облегчения. Его жизнь стала чередой бродяжничества и неудач, а попытки наладить связь с отцом не увенчались успехом.

Причина смерти

Динара Асанова ушла из жизни в расцвете творческих сил, оставив после себя богатое культурное наследие. Во время работы над своим последним фильмом «Незнакомка» Асанова, словно обладая даром предвидения, предупредила близких о своем скором уходе и позаботилась о том, чтобы все ее долги были возвращены.

Трагическая кончина настигла Динару Асанову в возрасте 42 лет. Она скончалась, сидя в кресле, в результате давних проблем с сердцем. Безвременный уход режиссера стал невосполнимой утратой для советского кинематографа и для всех, кто знал и любил ее творчество.

Динара Асанова была похоронена на Ала-Арчинском кладбище в Бишкеке, столице Киргизской ССР (ныне Кыргызская Республика).

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share