Дмитрий Марков – российский фотограф-документалист и волонтёр, известный своими жанровыми снимками «провинциальной России», созданными на смартфон и опубликованными в Instagram.
Дмитрий Марков пришел в мир 23 апреля 1982 года в одном из рабочих населенных пунктов неподалеку от Пушкино, что в Подмосковье. Профессия его отца — слесаря, омрачалась зависимостью от алкоголя. Его мать, занимавшаяся шитьем, стойко выносила тяготы семейной жизни, считая, что выбора у нее нет. Ситуация с дедом по матери была еще более трагичной: он пытался украсть свою дочь, нанес ранения своей жене и, в конце концов, совершил самоубийство.
В попытках уйти от угнетающей домашней атмосферы, Дмитрий с друзьями часто уединялся возле заброшенного завода, где они вдыхали пары клея и плавили свинец, бродили по крышам, собирали стеклотару и зарабатывали небольшие деньги, мою машины.
Избегая призыва в армию, после окончания девяти классов Марков поступил в машиностроительный техникум, но был отчислен на третьем курсе. Затем он приобрел аттестат и подал документы в институт, где, не посещая занятия, начал увлекаться журналистикой. На третьем курсе его поймали за употребление наркотиков, после чего он самостоятельно принял решение об уходе.
После этого периода жизни Марков вместе с другом арендовал квартиру и устроился работать в видеопрокат, а ночами устраивал дискотеки. Несмотря на это, Дмитрию удавалось поддерживать общественно приемлемый образ жизни и устроиться на работу журналистом в издательстве «Аргументы и факты». Переезжая в Москву, он с трудом, но успешно боролся с наркозависимостью.
В 22 года Дмитрий Марков приобрел фотоаппарат в кредит, стремясь справиться с чувством тоски и уныния. Основы фотографии он осваивал под руководством Александра Лапина.
Работая в «Аргументах и фактах», Дмитрий одновременно занимался волонтерской деятельностью, делая снимки в детских домах, а затем и в лагере для детей с особыми потребностями. Постепенно социальная тематика полностью захватила его внимание, и он оставил работу в издании. С 2007 по 2012 год Марков работал в благотворительной организации «Росток» в Псковской области, помогая сиротам, а затем год проработал воспитателем в поселении для выпускников детских домов.
Изначально Дмитрий использовал профессиональную камеру, но вскоре столкнулся с творческим тупиком и год не занимался фотографией. В итоге он начал делать снимки на мобильный телефон и в 2012 году создал аккаунт в «Инстаграме». Участие в проекте американского фотографа Дэвида Алана Харви «Горящий дневник» повлияло на его стиль работы: теперь он фотографировал только на мобильник и публиковал снимки текущего дня. Эту концепцию Дмитрий перенял для своей страницы в социальной сети, отказавшись от использования профессиональной техники.
На протяжении карьеры Марков работал с порталом «Такие дела» и другими изданиями, продолжая заниматься социальной тематикой. В 2014 году он получил второй приз на Activist Awards за фотосерию об инвалиде-колясочнике. В следующем году Дмитрий выиграл грант от Getty Images на 10 тысяч долларов, который позволил ему путешествовать по стране.
В 2016 году Марков был приглашен в кампанию Apple «Снято на iPhone», где его снимок, сделанный в Пскове, использовался для рекламы iPhone 7. С 2018 года его работы экспонировались в крупных галереях России и за рубежом, завоевывая признание экспертов и коллекционеров. Несмотря на успех, Дмитрий отмечал, что заработок на фотографиях оставался непостоянным, и основной доход он получал из других источников.
В марте 2020 года фотография Маркова стала обложкой альбома музыкального проекта Sirotkin. В конце того же года он запустил блог «Антитревел» на YouTube, посещая малоизвестные места России. В ноябре Дмитрий дал интервью программе «вДудь», где его страницу в соцсети оценили как значимый документальный проект.
2 февраля 2021 года Марков был задержан во время протеста в Москве, его снимок в ОВД, где силовик сидит под портретом Путина, получил широкую известность. Фотография была продана на аукционе за 2 миллиона рублей, а средства перечислены в благотворительные организации.
До последних дней Дмитрий продолжал активно фотографировать, утверждая, что трудные условия позволяют увидеть в людях лучшие качества, приносящие ему вдохновение и позитив.
В 2017 году была успешно реализована краудфандинговая кампания на сумму 595 тысяч рублей, благодаря которой вышла дебютная фотокнига Дмитрия Маркова под названием #Черновик. Издание тиражом в 1000 экземпляров представляло собой смешение биографических очерков с фотографиями. Марков подчеркивал, что книга получилась искренней: в ней мало внимания уделено самим кадрам, гораздо больше — личным переживаниям, ошибкам и неприятным воспоминаниям автора.
В 2019 году во Франции вышла вторая книга Маркова под названием CUT OFF. Тираж составил 500 экземпляров. К изданию прилагался виниловый диск с музыкой Aries Mond, что добавляло мультимедийную глубину проекту.
Через два года фотограф представил публике новый фотоальбом «Россия в квадрате», включив в него лучшие работы последних лет, которые ранее были доступны в интернете. На вопросы о необходимости публикации уже известных снимков в печатном формате, Марков объяснил, что хотел застраховаться от возможной блокировки социальных сетей и желал, чтобы его работы оставались у людей в виде книг, как часть их личной истории.
Кроме фотографии, Дмитрий также связан с кинематографом. В конце 2019 года он принимал участие в создании фильма Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе», где, помимо фотографирования кинопроцесса, Марков исполнил роль в массовке. В 2020 году он стал одним из героев документального фильма «Фрагменты», который затрагивал историю и современность России, Китая и Индии через линзу его фотокамеры.
Дмитрий Марков скончался 16 февраля 2024 года, не дожив до своего 42-го дня рождения. Об этой печальной новости сообщили его близкие друзья через канал в «Телеграме». Причины его смерти не были оглашены. Накануне своей кончины Дмитрий активно работал над новой книгой, о чем упоминал в одном из последних сообщений в социальных сетях, что объясняло его редкую активность в фотографии в последнее время.
В этом же сообщении фотограф поделился своими впечатлениями от поездки в Кудымкар — место, о существовании которого он даже не подозревал до недавнего времени. В своем посте Марков размышлял о том, как его работы отображают «некую Россию», отличающуюся от обыденного восприятия страны, где наличие водопровода является само собой разумеющимся. Он выразил мысль, что настоящая правда о России скрывается в образах колонок, пятиэтажек и деревянных мостков, с которых, по его словам, «все родом».