Дмитрий Мережковский – отечественный поэт и прозаик, яркий представитель эпохи «Серебряного века», один из основателей русского символизма. Супруг известной поэтессы и покорительницы мужских сердец Зинаиды Гиппиус.
Дмитрий Мережковский – автор произведений, понять и принять которые под силу далеко не каждому читателю. В литературных кругах он стал известен благодаря религиозно-философским работам и созданному им журналу «Новый путь». Вместе со своей златокудрой музой Зинаидой Гиппиус автор основал легендарный литературный салон, где впервые прозвучали стихи Осипа Мандельштама, Александра Блока и Сергея Есенина.
Родился писатель 2 августа 1865 года во французской столице. Отец Димы работал на госслужбе, а мама занималась хозяйством и воспитывала детей. Сергей Иванович и Варвара Васильевна были многодетной парой: в их семье подрастало шестеро мальчиков и три девочки. Будущий писатель был самым младшим ребенком Мережковских.
Дом чиновника был небогатым, а быт семьи довольно скромным. Родители приучали детей к сытой, но экономной жизни. Кода отцу с матерью приходилось уезжать в командировки, с ребятами оставались гувернантка и старенькая няня, чьи библейские истории обожал слушать Дмитрий.
Многими годами позже литературоведы сделали вывод, что именно нянины сказки сделали писателя глубоко религиозным человеком. Помимо этого, духовный мир Мережковского был сформирован под влиянием постоянного чувства одиночества, которое в будущем отразилось в его произведениях. Первым осознанным сочинением автора стало стихотворение «Дети ночи», в котором четко прослеживаются его детские и юношеские переживания.
После переезда в Россию в 1876 году мальчик стал учеником Третьей классической гимназии в Петербурге. Первым его поэтический талант заметил отец, на тот момент вхожий в дом вдовы Алексея Толстого, графини Софьи Андреевны. Воспользовавшись ее знакомствами в литературных кругах, Сергей Иванович привел сына в гости к Федору Достоевскому, чтобы тот оценил способности маленького поэта.
Как вспоминал Мережковский-младший, визит к великому писателю был для него крайне волнительным. Достоевский сдержано похвалил стихи, но отметил, что сочинения еще слишком сырые и слабые. Для создания настоящих шедевров автор должен пройти немало испытаний, прочувствовать на себе страдания от непонимания и неприятия.
В 1884-м юноша поступил на историко-филологическое отделение Петербургского университета. В этот период молодой человек открыл для себя философию позитивизма и увлекся французскими произведениями. Темой дипломной работы Мережковского стала биография философа Мишеля де Монтеня – яркого представителя эпохи Возрождения. После окончания университета юноша осознал, что свяжет жизнь исключительно с литературной деятельностью.
Первая работа Дмитрия была опубликована в 1880 году на страницах журнала «Живописное обозрение». Это были одни из самых ранних его стихотворений – «Осенняя мелодия» и «Тучка». Через восемь лет петербургское издательство опубликовало сборник сочинений Мережковского «Стихотворения», а позже появилось собрание песен и поэм «Символы». В 1893 году в свет вышла брошюра автора под названием «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы».
Знаковым для творчества поэта стал 1899 год. В его сочинениях все чаще звучали религиозные нотки, и постепенно эта тема привела к созданию философско-религиозного клуба, где представители интеллигенции обсуждали волнующие общественность вопросы. У истоков основания кружка вместе с Мережковским стояла его муза с «русалочьими» глазами – Зинаида Гиппиус.
Осенью 1900 года Дмитрий и Зинаида у себя на квартире провели первое «мистическое собрание», инициатором которого выступила Гиппиус. В свое «новое религиозное братство» супруги пытались вовлечь членов литературного общества «Мир искусства», но их идеями проникся лишь публицист Д. Философов. В результате «новая церковь» превратилась в треугольник, внутри которого переплетались мировоззренческие коллизии и личные взаимоотношения участников. Тройственный союз Мережковского, Гиппиус и Философова вызывал определенный интерес в обществе, но примкнуть к нему не решался никто.
В доме Мережковских стали проходить «малые богослужения», непременными атрибутами которого стали цветы и виноград. Члены Троебратства читали импровизированные молитвы, проводили придуманные ими ритуалы и считали свой союз новой прогрессивной церковью.
Появившаяся доморощенная церковь приводила обывателей в недоумение, а у некоторых вызывала откровенный гнев. «Мир искусства», имевший репутацию «мужского союза», обвинил Мережковского в предательстве. С этого момента участники нового кружка стали непримиримыми оппонентами Дягилева, редактора популярного издательства. Вскоре Мережковские и сами столкнулись с изменой: Философов решил покинуть новую церковь и вернуться к Дягилеву.
Отношения Дмитрия Сергеевича с «Миром искусства» прекратились полностью, когда журнал завершил выпуск его трактата о творчестве Толстого. В начале 1902 года скончалась А. Давыдова, после чего перед Мережковским закрылись двери издания «Мир Божий».
Писатель столкнулся с проблемой издания своих трудов. Это подтолкнуло его к мысли о создании собственного издательства. Объединившись с П. П. Перцовым, автор выступил с идеей открытия журнала, который смог бы объединить религиозную общественность. Коллеги смогли достучаться до министра внутренних дел Сипягина, который по своим каналам выбил разрешение на создание журнала. Так появилось издание «Новый путь», над развитием которого Мережковский и Гиппиус отправились работать в имение Заклинье.
Широкую известность сочинитель получил после выхода его романной трилогии «Христос и Антихрист», состоявшей из трех томов: «Смерть богов. Юлиан Отступник», «Антихрист Петр и Алексей», «Воскресшие боги».
В 1906 году Дмитрий с супругой жили и работали в Париже. Плодом их совместного творчества стала книга «Царь и революция». Здесь же, во Франции, Мережковский начал писать трилогию «Царство Зверя», посвященную отечественной истории 18-19 веков.
Первая часть этого труда – «Павел I» — увидела свет в 1908 году. За это произведение автор чуть не попал под арест, но работу продолжил. Спустя пять лет писатель закончил работу над частью «Александр I», а в 1918-м вышла завершающая книга цикла «14 декабря».
Поэтический сборник Мережковского «Собрание стихов» был издан в 1909 году. Позже появилась книга «Было и будет: Дневник 1910-1914» и исследовательский труд «Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев».
Популярными в 20-30-х годах прошлого века стали произведения литератора «Данте», «Павел и Августин», «Тайна Запада: Атлантида-Европа», «Наполеон», «Иисус Неизвестный», «Рождение Богов», «Мессия» и «Франциск Ассизский».
Первую любовь Мережковский встретил в юности, увлекшись дочерью издательницы петербургского журнала «Северный вестник». Вместе с семьей возлюбленной в 1885 году он даже предпринял путешествие по Европе, но любовный роман скоро закончился.
В начале 1889-го Дмитрий женился на поэтессе Зинаиде Гиппиус. Эта женщина стала не просто частью личной жизни автора, но и верным другом, соратницей и соавтором всех его творческих изысканий. В Серебряном веке этот союз стал самым известным за всю его историю.
Несмотря на то, что Мережковский и Гиппиус были абсолютно противоположными личностями, они удивительным образом дополняли друг друга. По свидетельствам современников пары, в начале знакомства они встречались каждый раз, как в первый раз. На свиданиях в парке молодые люди заводили неспешный разговор, который вскоре перерастал в горячую дискуссию. В источниках неоднократно упоминается о невероятном мистическом родстве их душ.
До знакомства с Дмитрием Зинаида не раз получала предложения руки и сердца, но неизменно отвечала отказом. Встретив Мережковского, своенравная барышня сдалась, и уже совсем скоро молодые стали жить под одной крышей.
Их венчание состоялось зимой 1889 года. Свадебных гуляний молодожены не устраивали: вернувшись из храма, они продолжили свои обычные творческие дела. Как писала поэтесса в своих мемуарах, свадьба была для нее всего лишь формальностью.
Этот брак уникален еще и тем, что между супругами не было интимных отношений. Как утверждают исследователи, златокудрая бестия мало интересовалась плотскими утехами, а Мережковский воспринимал это совершенно спокойно. По другим данным, Гиппиус часто заводила интрижки на стороне, как, впрочем, и ее супруг. Якобы это и служило причиной бесконечных ссор между влюбленными.
Роман Мережковского с поклонницей его творчества Еленой Образцовой вызвал у Гиппиус бурю эмоций. Когда весной 1901-го Елена прибыла в Петербург, и между ней и писателем вспыхнула страсть. Через год фанатка вновь оказалась в доме писателей, якобы с целью оказать финансовую помощь изданию «Новый путь». На самом же деле Образцову сюда привели дела сердечные. В итоге взбешенная Зинаида выставила соперницу за дверь.
Был в семье Мережковских и тройственный союз. В 1905 году в их доме поселился публицист Дмитрий Философов, что вызвало в обществе бурю негодования и порицания. Мережковского осуждали за то, что он пошел на поводу у распутной жены и позволил себя опозорить.
Однако у этой истории есть и иная версия. Известно, что публицист Философов был нетрадиционных сексуальных взглядов, поэтому никак не мог быть любовником Гиппиус. Одна только мысль о физической близости с женщиной доводила его до тошноты.
Таким образом, супруги жили в полной романтической свободе, предоставив друг другу право выбора партнеров. Чувственная сторона брака при этом страдала, но между ними было много того, что обычным парам недоступно. Дмитрий и Зинаида жили в полном интеллектуальном и духовном согласии, правда, без привычной для общественного понимания любви. Компенсировать недостающие эмоции каждый из них отправлялся на сторону.
Дмитрий Мережковский умер внезапно – причиной стало обширное мозговое кровоизлияние. Это случилось 9 декабря 1941 года, когда писателю было 76 лет.
По христианским традициям отпевание усопшего состоялось через три дня, и было проведено на территории православного храма Святого Александра Невского. Могила литератора находится во Франции, в русской части кладбища Сент-Женевьев-де-Буа.