Джейн Биркин — англо-французская актриса и певица. Она стала широко известной благодаря десятилетнему творческому и романтическому союзу с легендарным французским певцом и композитором Сержем Генсбуром.
Помимо своих достижений в актёрской и музыкальной сферах, Джейн Биркин внесла свой вклад в мир моды, став вдохновителем для создания легендарной дамской сумки Hermès Birkin.
14 декабря 1946 года, в аристократических кварталах Лондона, на свет появилась будущая звезда сцены и экрана. Ее отец, Дэвид Биркин, заслужил уважение и почет благодаря своей службе в рядах флота и героическим поступкам во время Второй мировой войны. Мать, Джуди Кэмпбелл, известная своими ролями в кинематографе и мюзиклах, также внесла вклад в художественное воспитание дочери. В семье уже рос старший брат Джейн, Эндрю, который в будущем обрел славу как талантливый режиссер и сценарист. Не последним ребенком в семье стала Линда, младшая сестра, дополнившая семейный круг.
Расположенный в изысканном лондонском районе Челси, дом Биркин представлял собой островок роскоши и изобилия. Благополучие семьи позволяло родителям окружать детей вниманием и заботой, не отказывать им в приобретении дорогостоящих предметов роскоши и организовывать захватывающие путешествия во время школьных каникул.
В шестидесятые годы прошлого века, период, когда Лондон объявил себя мировой столицей культуры и искусства, молодая Джейн не могла остаться в стороне от кипящей вокруг творческой жизни. В возрасте всего шестнадцати лет она приняла судьбоносное решение оставить школьные учебники и погрузиться в мир кинематографа, стремясь завоевать его вершины.
На заре своей карьеры, юная и очаровательная Джейн Биркин активно посещала прослушивания и пробовалась на различные роли, что в итоге привело к ее удачному дебюту на театральных подмостках в возрасте семнадцати лет. Ее первым значимым выступлением стала роль в постановке «Резная статуя». В тот период ее жизни произошла встреча, оказавшая огромное влияние на дальнейшую судьбу — Джон Барри, на тот момент на тринадцать лет старше ее, композитор знаменитых мелодий к фильмам о Джеймсе Бонде и будущий обладатель пяти статуэток «Оскар», вошел в ее жизнь.
Участие в мюзикле «Страсть Цветочного отеля», написанном Барри, стало значительным достижением для молодой актрисы. Однако ее амбиции выходили за рамки театральной сцены, стремясь к вершинам кинематографа. Первым шагом в этом направлении стало участие в киноленте «Сноровка» Ричарда Лестера в 1965 году.
1966 год ознаменовался для Биркин скандальной ролью в «Фотоувеличении» Микеланджело Антониони, где она появилась в откровенных сценах, вызвав общественный резонанс. Успех этого фильма был подтвержден «Золотой пальмовой ветвью» на Каннском фестивале в 1967 году.
В поисках новых ролей Джейн отправилась во Францию, где без знания языка пробилась на пробы к Пьеру Гримблю для участия в фильме «Слоган». Здесь она встретила Сержа Генсбура, с которым у нее завязался бурный роман. Эта встреча стала началом их творческого и личного партнерства.
Успехам в кино способствовали и другие проекты, такие как «Бассейн» Жака Дере, где Биркин сыграла вместе с Аленом Делоном и Роми Шнайдер, а также участие в фильме «Дон Жуан — 73», где ее партнершей стала Брижит Бардо.
Необычное экранное дуэто с Пьером Ришаром в комедиях Клода Зиди «Он начинает сердиться» и «Не упускай из виду» завоевало любовь зрителей. Кроме того, Биркин приняла участие в экранизациях произведений Агаты Кристи, включая заметные роли в «Смерти на Ниле» и «Зле под солнцем».
Восьмидесятые годы ознаменовались для актрисы ролями в комедийных лентах и успешным выходом на французскую сцену, что было встречено критиками и аудиторией с восторгом.
После смерти Сержа Генсбура в 1991 году, Джейн реализовала мечту о выступлении в мюзикле, посвятив его памяти своего великого спутника и музы.
В 1969 году состоялось знаменательное событие в музыкальной карьере Сержа Генсбура и Джейн Биркин — они выпустили совместную композицию «Je t’aime… moi non plus», которая впоследствии стала культовой. Первоначально этот эротически насыщенный дуэт был создан Генсбуром для Брижит Бардо, его прежней пассии, однако после их расставания и отказа Бардо от песни из-за ее смелого содержания, композиция была предложена Джейн. Этот выбор оказался судьбоносным для ее музыкальной карьеры.
Выход песни вызвал бурную реакцию общественности и даже привел к скандалу, включая осуждение со стороны Ватикана и отказ многих радиостанций в трансляции трека. Несмотря на это, или, возможно, благодаря этому, сингл пользовался невероятным успехом, привлекая внимание миллионов слушателей по всему миру и занимая лидирующие позиции в хит-парадах.
В 1980 году, несмотря на окончание личных отношений между Генсбуром и Биркин, их творческое партнерство продолжилось. В 1983 году Генсбур написал для Джейн альбом «Baby Alone in Babylone», который многими считается вершиной ее музыкальной карьеры. Через два года Серж создал еще один дуэт, на этот раз для Джейн и их общей дочери Шарлотты.
Конец 1980-х годов ознаменовался началом сольной концертной деятельности Биркин. Ее первое выступление состоялось в парижском мюзик-холле Le Bataclan, где она, несмотря на возраст, сумела завоевать сердца аудитории своим неизменным талантом и харизмой. Это стало началом ее активной концертной деятельности, в результате которой многие из ее лучших песен были выпущены в альбомах.
В 1994 году Джейн организовала концерт в Лондоне, посвященный памяти Генсбура. Спустя два года она записала альбом «Version Jane», представляющий собой попурри из песен Сержа, с которым она отправилась в европейское турне. В 1998 году вышел ее лонгплей «A la Legere».
В 2004 году Биркин представила миру новый альбом «Rendez-Vous», который включал в себя песни, написанные для нее музыкантами со всего мира, продемонстрировавший ее непреходящее влияние на мировую музыкальную культуру.
На протяжении всей своей карьеры Джейн Биркин оставалась в центре внимания общественности благодаря своему неповторимому и выразительному стилю, который бросал вызов традиционным канонам светской моды. В молодые годы британская актриса и певица отличалась бунтарским вкусом в одежде, предпочитая носить мини-юбки, короткие платья, футболки без нижнего белья и удобную обувь на плоской подошве. Ее образ не был бы полным без крупной плетеной корзины, которая стала ее фирменным аксессуаром и сопровождала ее как в повседневной жизни, так и на мероприятиях высшего света.
Даже на красной дорожке Джейн могла появиться, дополнив свой наряд этой необычной для таких случаев корзиной. Платья для особых выходов зачастую были выполнены из прозрачных тканей или представляли собой сетчатую ткань, подчеркивая отсутствие нижнего белья и вызывая бурю обсуждений в прессе.
С годами стиль Биркин претерпел изменения: она отказалась от провокационных нарядов в пользу более закрытой и элегантной одежды. Теперь ее гардероб состоял из рубашек, свободных брюк и кроссовок, а ее знаковая длинная прямая прическа с короткой челкой уступила место стильной короткой стрижке.
Одним из значимых вкладов Джейн Биркин в мир моды стала сумка от Hermès, названная в ее честь. Легенды о происхождении этого аксессуара различны, но все они сходятся в одном: актриса выразила недовольство по поводу непрактичности и невместительности своих предыдущих сумок. В ответ на ее поиск идеальной сумки, Hermès предложил модель, которая со временем стала символом статуса, элегантности и одним из самых желанных аксессуаров для модниц по всему миру.
Личная жизнь Джейн Биркин оказалась насыщена не только творческими успехами, но и многочисленными перипетиями личного характера. В возрасте девятнадцати лет она вступила в брак с композитором Джоном Барри, от которого в 1967 году родилась дочь Кейт. Кейт унаследовала творческие способности родителей, выбрав путь фотографа и актрисы. Однако через три года после свадьбы, их брак прекратился. В 2013 году произошла трагедия, когда Кейт покончила с собой, выбросившись из окна своей квартиры, что стало огромным ударом для всей семьи.
Одним из самых знаковых и обсуждаемых отношений в жизни Джейн стал ее роман с Сержем Генсбуром, венцом которого стало рождение дочери Шарлотты в 1971 году. Шарлотта Генсбур, впоследствии, продолжила семейные традиции, добившись успехов в музыке и кинематографе. Взаимоотношения с Генсбуром, длившиеся 12 лет, выделялись на фоне других голливудских пар своей неординарностью и стилем, заставляя говорить о себе как о одной из самых скандальных и в то же время стильных пар XX века.
После завершения отношений с Генсбуром, Биркин встретила режиссера Жака Дуайона, что привело к новому этапу в ее личной жизни. В 1982 году у пары родилась дочь Лу, которая также последовала творческому пути, став артисткой.
Иллюстрацией тесной связи между поколениями в семье Биркин стало совместное появление Джейн, Шарлотты и Лу на обложке французского Vogue в 2018 году, подчеркнувшее не только внешнее, но и внутреннее сходство между ними. Этот момент стал символичным отражением долгого и многогранного пути, пройденного Джейн, как в личной жизни, так и в карьере, демонстрируя неразрывную связь времен и поколений в ее семье.
В заключительные годы своей жизни Джейн Биркин не утратила активности, продолжая оставаться значимой фигурой в мире искусства и общественной жизни. Она не только воспитывала внуков, но и уделяла время кинематографу, сняв фильм в Боснии и документальную ленту о филиппинской политзаключенной, демонстрируя свою непоколебимую гражданскую позицию и социальную активность.
Биркин также активно участвовала в благотворительных и общественных кампаниях, направленных на борьбу с СПИДом, продолжая вносить вклад в важнейшие социальные инициативы. Ее жизнь между уединенным домом во французской провинции и любимым Парижем была наполнена творчеством и общественной деятельностью.
В 2021 году испытала серьезное испытание, перенеся инсульт. Однако, благодаря своему несгибаемому духу и желанию жить полной жизнью, Биркин смогла довольно быстро восстановиться после болезни, что нашло отражение в новостях, сообщающих о ее удовлетворительном состоянии здоровья.
Трагический и внезапный уход из жизни в возрасте 76 лет, произошедший 16 июля 2023 года, оставил неизгладимый след в сердцах миллионов поклонников по всему миру. Несмотря на отсутствие информации о причине смерти, сообщение о ее кончине, найденной мертвой в своем доме во Франции домработницей, вызвало волну скорби и глубокого уважения к ее личности и наследию.