Дзидра Ритенберг — биография
Ритенберг Дзидра Артуровна – актриса кино и театра латышского происхождения. Кинорежиссер советского периода.
Детство и юность
Слава к одной из самых известных в советский период актрисе Дзидре Ритенберг пришла неожиданно, сразу после ее первой роли в кинокартине под названием «Мальва», снятой кинорежиссером Владимиром Брауном. К слову сказать, актрисе в этом фильме была предложена первая в ее творческой биографии главная роль. Далее творческая и личная жизнь Дзидры была не менее насыщена и наполнена как радостными, так и трагическими событиями. Любимый супруг актрисы трагически погиб незадолго до рождения их дочери.
Дзидра Ритенберг родилась на территории современного государства Латвия, в волости, которая на тот момент носила название Дундагская, 29 августа 1928 года. Девушка получала образование в вечерней школе в местечке под названием Лиепае. После вручения дипломов будущая актриса решила продолжить свое образование в Драматический театр, который носил имя Упита, где волею судьбы она оказалась зачисленной на курс к известному преподавателю Вере Балюг. Спустя время звезда театра и кино, также окончила Государственную консерваторию Латвии имени Язепа Вилоты.
Творческая жизнь
Творческая биография Дзидры берет свое начало на сцене драматического театра, расположенного в Лиепае. Именно здесь она работала, начиная с 1948 года и вплоть до 1957-го. После этого девушка еще на протяжении пяти лет выходила на сцену театра русской драмы в Риге.
После переезда Ритенберг в Москву в ее творческой карьере случился настоящий прорыв. Начиная с 1962 года, поклонники молодой звезды смогли посещать спектакли с ее участием, которые ставились на подмостках столичного театра имени Станиславского.
В труппе этого театра девушка работала до 1975 года. После чего решила вернуться в родную Латвию, где для постоянного места своего жительства выбрала Ригу. Здесь Дзидра устраивается на местную киностудию, где получает место режиссера и начинает снимать собственные фильмы. В 1958 году, талантливую девушку принимают в латвийский Союз кинематографистов, почетным членом которого она становится.
1960 год – Дзидре Ритенберг вручили звание заслуженной артистки театра и кино в родной Латвии.
Театральные подмостки
Первые успехи в профессиональной карьере к Дзидре Ритенберг пришли на театральной сцене в родном городе. Современники с легкостью могут увидеть, какой природной красотой обладала эта девушка, только просматривая сохранившиеся ее фотографии, а также киноленты с ее участием.
Ее поклонникам в Лиепае актриса запомнилась как исполнительница роли Биатриче, в знаменитой пьесе Уильяма Шекспира, под названием «Много шума из ничего», а так же по ее образу в спектакле Рудольфа Блауманиса «Дни портных в Силмачах», где Дзидра появилась в образе Элины.
Если говорить о театре в Риге, то здесь самыми запоминающимися ролями звезды театра стали образ Жанны в спектакле Льва Славина «Интервенции», мадам Альты «В какую гавань?» от Григулиса, Анны Вальтер «Последний выбор» созданный Ремарком. Также Дзидра на театральных подмостках перевоплощалась в Румянцеву в спектакле Самуила Алешина «Факел», в Надежду Монахову в «Варваре», написанную Горьким. И, конечно же, зрители и коллеги актрисы помнят ее роль Дагны в постановке Масевича, под названием «Неоконченная повесть».
Главная роль
Как и у каждого актера, у Дзидры Ритенберг была та самая роль, которую в узких кругах принято называть «звездной». Актрисе посчастливилось получить эту роль в самом начале ее профессиональной карьеры, когда ей предложили первую в ее кинематографической жизни главную роль.
Этой кинолентой стала картина «Мальва», которую снял известный режиссер того периода Владимир Браун. В основу фильма положена одноименная история русского классика Максима Горького, а так же еще одна история от того же писателя, известная читателям как «Два босяка». Именно в этом фильме Дзидре приложили роль главной героини по имени Мальва. Роковая красавица, перед которой не смог устоять Василий, оставивший ради возлюбленной законную супругу и наследника по имени Яков.
Живя в беззаботности, Василий в скором времени забывает свою прежнюю крестьянскую жизнь. Спустя несколько лет, подросший Яков, осознав бесперспективность своего положения, отправляется в город, где находит своего родного отца. Отношения между Василием и Мальвой с приездом молодого человека резко портятся. В скором времени уже Василий уезжает в деревню, оставляя Мальву и своего сына водном доме. Женщина лишком горда, чтобы принять новые отношения, а потому отказывает Якову. На одной площадке с начинающей актрисой работали такие известные коллеги как Павел Усовниченко в роли Василия и Анатолий Игнатьев в роли Якова.
В 1957 году картину показали в рамках конкурса на Венецианском фестивале, после чего Ритенберг получила первую в своей карьере премию за «Лучшую женскую роль». После триумфального дебюта актрисе стали на регулярной основе поступать предложения о съемках. Однако в большинстве своем это были роли второго плана, которые самой девушке не приносили морального удовлетворения.
Из работ этого периода творческой биографии стоит отметить роль Стефании в драме историко-революционного характера «Рожденные бурей», которую сняли режиссеры Яков Базелян и Артур Войтенко. Кроме того в фильмографии актрисы есть такой образ как Софья в драматической киноленте Юрия Лысенко и Николая Красия, которую поклонники знают как «Гроза над полями».
Если сделать перечень фильмов этого периода, то преданные поклонники актрисы непременно назовут такие кинолента как «После шторма», «Причины и следствия», «Эхо», «Счастье надо беречь», «твое счастье», «Чужая беда», «Под одной крышей». Сама же звезда телевидения называла эти роли малозначительными и второстепенными.
Личная жизнь
Семья в жизни Дзидры играла одну из важнейших ролей. Ее фотографии регулярно пестрели на обложках самых популярных журналов и на телевидении. Мужчины влюблялись в нее с первого взгляда, но девушка отдала свое сердце Евгению Урбанскому. Для самого перспективного актера советского кинематографа в начале шестидесятых годов этот брак стал вторым. От первой супруги Ольги у молодого человека была дочь, которая осталась с матерью.
В свое время актер стал известен благодаря таким ролям как Василий Губанов из социалистической драмы «Коммунист» от Юлия Райзмана, а так же Васи-инвалида из мелодрамы «Баллада о солдате», снятую режиссером Григорием Чухраем.
Интересный факт, но молодая актриса не сразу стала встречаться с будущим супругом. На момент их знакомства у Дзидры уже был весьма продолжительные романтические отношения с Вячеславом Тихоновым. Первые знаки внимания актриса от Евгения получила в тот момент, когда проходила стационарное лечение в связи с тяжелой болезнью. Когда Тихонов увидел, что Евгений оказывает в сторону Дзидры не только дружественные знаки, он от нее отказался и больше в ее жизни не появился.
Свадьба влюбленных состоялась буквально через несколько дней, после того как актрисе позволили покинуть больничную палату. Их совместная личная жизнь во все времена складывалась достаточно непросто. Спустя несколько месяцев после свадебного торжества молодая супруга узнала о том, что ее муж завел любовницу. К слову сказать, они у него впоследствии появлялись регулярно. Некоторые из женщин не стесняясь, звонили актрисе домой, а одна из них даже заявила, что родила от Евгения ребенка, которого сейчас и воспитывает.
Наладить семейную жизнь, да и полноценно раскрыть весь актерский потенциал Евгения Урбанского не позволила трагедия. В 1965 году мужчина, которому на тот момент исполнилось всего тридцать три года, погиб в результате трагического случая. На жизнь и творческую биографию, это событие наложило значимый отпечаток.
Личная трагедия
Трагедия, закончившаяся смертью, произошла на съемочной площадке картины Алексея Салтыкова «Директор». Евгений играл одну из главных ролей, мужчину по имени Иван Лихачев, он же основатель известного в городе предприятия ЗИЛ. Дзидра впоследствии рассказывала, что супруг не радовался этому предложению, однако был вынужден поехать под Бухару, где в тот день проходили сьемки одной из сцен. По словам актрисы, муж переживал, что оставляет жену н шестом месяце беременности. А ведь самой Дзидре на тот момент было уже тридцать семь лет, и беременность для нее была первой.
По сюжету картины герой Урбанского на большой скорости должен был переехать барханы, чтобы обогнать огромную автомобильную колонну и встать во главе нее. Сцена предполагала только один сложный момент – прыжок на автомобиле с одного бархана на другой. Первый дубль был снят без каких-либо проблем и заминок, однако режиссер решил его переснять. При этом нужно было «заставить» автомобиль подпрыгнуть еще выше. Второй дубль оказался роковым. Машина, за рулем которой сидел Евгений Урбанский, перевернулась, а сам актер скончался на месте от полученных повреждений. В тот злополучный день, как показало расследование, актера и вовсе не должно было быть на съемочной площадке. В машине должен был быть каскадер, однако сам Евгений уговорил режиссера на то, что будет исполнять трюк лично, так как требовался крупный план. После окончания расследования режиссера на полтора года отстранили от работы, а саму картину и вовсе закрыли.
Только в 1967 году Салтыков возобновил свою работу сняв военно-драматическую картину «Бабье царство». Еще через два года он все же закончил работу над кинолентой «Директор». Роль погибшего Урбанского мастерски доиграл Николай Губенко.
Материнство
Дзидра Ритенберг больше так и не вышла замуж. Спустя три месяца после кончины супруга у нее родилась дочь, которая в память об отце получила имя Евгения. Спустя много лет девушка стала популярной в Латвии музыкальной исполнительницей и подарила матери двух внуков – Густава и Карла.
Возвращение
К любимой работе и съемкам в кинематографе, актриса вернулась только спустя несколько лет, после рождения дочери. Только в 1967 году женщина приняла предложения о сьемках в кинокартине «Жаворонки прилетают первыми», после чего поклонники увидели еще в одном фильме – «Источник».
Среди самых известных работ того периода стоит отметить «Тройная проверка», военная драма, снятая Алоизой Бренч. Также Ритенберг прияла участие в экранизации картины «Преступление и наказание» Достоевского, где сыграла Луизу Ивановну и в историко-биографической картине «Баллала о Беринге и его друзьях» от Юрия Швырева, где предстала в образе Екатерины I. Были в этот период так же роли в таких фильмах как «День за днем», «Большой янтарь» и «Ключи от рая». Не смотря на большое количество сьемок и постоянные предложения, главных ролей Ритенберг в этот период практически не предлагали.
Исключением разве что стал фильм «Мой друг – человек несерьезный», который представил телезрителям в 1975 году, режиссер Янис Стрейч. Главный персонаж картины Арвид Ласманис. Мужчина имеет своеобразные черты характера, из-за чего не может долгое время задержаться ни на одной из работ. Дзидра в этой киноленте сыграла Мирдзу.
В семидесятые годы женщина окончательно вернулась на свою историческую родину и принимала только предложения от рижской киностудии. С этого момента в ее карьере вновь только значимые роли. Среди них Лида в картине «Мастер» от Яниса Стрейча. Секретарь в киноленте «Отблеск в воде» Андриса Розенбергса. Администратор гостиницы в комедийной ленте «Будьте моей тещей!» Карлиса Марсонса и Эрна в драме от Алоиза Бренча «Долгая дорога в дюнах». Далее была драматическая кинолента под названием «Богач, бедняк…» от Арунаса Жебрюнаса, а так же фильм «Сад с призраком», где Ольгерта Дункерс предложил актрисе роль Мисс Робертсон.
Последней ролью, которую сыграла кумир миллионов телезрителей, стал образ профессорши в мелодраматической киноленте Вии Бейнерте, под названием «Стечение обстоятельств».
Кресло режиссера
В середине семидесятых годов Дзидра Ритенберг решила попробовать свои силы в совершенно новом для нее направлении. Ее дебютной работой в статусе режиссера сала драматическая кинолента «Эта опасная дверь на балкон». Главные роли здесь достались Петерису Гаудиныш, Антре Лиедскалныня и Варису Верту.
Главный персонаж картины, мужчина по имени Роланд чуть не умер после падения с балкона, еще в младенческие годы. Родители, в целях безопасности просто заколотили дверь на балкон и запретили сыну к ней подходить. В день, когда парню исполняется восемнадцать лет, он попадает на показ фильма, в котором героиня, не дождавшись на свидание своего парня просто уходит. Спустя время девушка оказывается в больнице, так как у нее сломана нога. Медсестра, которая оказала пострадавшей первую медицинскую помощь, хочет любым способом выяснить причину происшествия.
1979 год – Ритенберг представила широкой общественности новую работу, получившую название «Вечерний вариант». В основу сюжета положен литературный шедевр, написанный Брониславой Поршевской. При этом интерпретация режиссера оказалась весьма своеобразной и имеет социально-педагогическую направленность. Главная героиня, девушка по имени Анна, роль которой была отдана Астриде Кайриш. По распределению героиня попадает в небольшую провинциальную школу. Здесь она не только обучает детей, но и пытается донести до своих коллег пользу современных методик, однако ее методы не находят поддержки. В сором времени учительница оказывается втянута в разборки, которые происходят в доме одного из ее учеников.
В восьмидесятые годы, карьера Дзидры в качестве режиссера развивается весьма успешно. В 1982 году она представляет поклонникам фильм под названием «Самая длинная соломинка», в котором раскрывается жизнь провинциального городка в послевоенное время. В 1985 году поклонники творчества Ритенберг смогли посмотреть драматическую киноленту «Чужой случай», в которой раскрыта история девушки по имени Стася.
В 1986 году широкой общественности представили картину «Последний репортаж». Герой занятый другой темой, весьма неохотно берется за дело, порученное от начальства. Получив необходимое разрешение и допуск к документам, герой понимает, что его коллегу убили из-за статьи, которую он готовит к выпуску. Спустя еще два года была снята кинолента «Дом без выхода», где сбежавшие преступники скрываются в доме художника.
Последней работой Дзидры Ритенберг стал фильм «Вальс длиною в жизнь», который так и остался незамеченным кинокритиками.
Смерть
Известная актриса и кинорежиссер умерла в 2003 году в возрасте семидесяти четырех лет. В последние годы своей жизни женщина много болела. Ее похоронили в Риге на Лесном кладбище.