Дюк Эллингтон (настоящее имя Эдвард Кеннеди Эллингтон) – американский джазовый композитор, аранжировщик и пианист, руководитель джаз-оркестра Duke Ellington Orchestra.
Творчество Дюка Эллингтона оказало огромное влияние на джазовую культуру XX века и музыку в целом. Удача сопутствовала ему на протяжении всей его карьеры. Оркестр Duke Ellington Orchestra продолжал пользоваться успехом даже после войны, когда вышел из моды незамысловатый танцевальный свинг. Секрет популярности коллектива кроется в гибкости Эллингтона, который умел улавливать новые музыкальные тенденции.
Эдвард Кеннеди Эллингтон (таково настоящее имя джазмена) родился 29 апреля 1899 года в Вашингтоне. Его отец, Джеймс Эдвард Эллингтон, одно время служил дворецким в Белом доме, поэтому обстоятельства, в которых рос Эдвард были вполне благополучными по сравнению с условиями взросления большинства американцев, живущих в цветном квартале Нью-Йорка. Мать будущей звезды джаза, Дейзи Кеннеди Эллингтон, натура музыкальная утончённая и набожная, оказала большое влияние на мировоззрение сына. Она была его первым учителем музыки, а с семи лет наняла ему опытного преподавателя игры на фортепиано. Эдвард стал интересоваться европейской музыкой, особенно французскими импрессионистами, изучать американский фольклор.
С одиннадцати лет Эллингтон уже начал писать собственные композиции. До сих пор сохранилась одно из его первых сочинений Soda Fontain Rag. Он увлёкся регтаймом с малых лет и зачастую на занятиях в школе отбивал ритмы на поверхности парты.
Школа, в которой учился музыкант, специализировалась на прикладном искусстве. Эдвард освоил искусство художника плакатов, устроился на работу и неплохо зарабатывал, получая заказы от госадминистрации. Он даже был победителем конкурса на лучший плакат. Но увлечение музыкой заставило его отказаться от предложенного места в институте Пратта – ведущем учебном заведении по искусству, дизайну и архитектуре. В 1917 году Эдвард бросил работу плакатиста и вплотную занялся музыкой.
Довоенная столица была наполнена музыкантами всех мастей, но особым спросом у публики пользовался джаз. Эллингтон стал играть в джазовых оркестрах, неофициально обучаясь мастерству игры на фортепиано у известных вашингтонских музыкантов. В качестве пианиста он выступал с довольно успешными оркестрами Сэма Вудинга и Дока Перри. С 1919 года Эдвард со своими друзьями барабанщиком Сонни Гриром и саксофонистом Отто Хардвиком стал работать самостоятельно. Позднее коллектив начинающих джазменов пополнил трубач Артур Уотсол. Однажды игру молодых музыкантов услышал владелец нью-йоркского бара, оказавшийся в столице по делам. Он предложил ребятам переехать в Нью-Йорк и играть у него в баре, гарантируя и заинтересованную публику, и хорошее вознаграждение.
В 1922 году квартет под названием «Вашингтонцы» (Washingtonians), руководство которым взял на себя Эллингтон, начал свои выступления в баре «У Бэррона», расположенном в Гарлеме. Именно тогда Эдвард получил своё прозвище «Дюк». В переводе с английского оно означает «герцог». Джазисты придумали его, глядя на то, как пианист всегда был опрятно одет, любил пощеголять эффектными пиджаками и аксессуарами и держался с достоинством.
В дальнейшем «Вашингтонцы» перебрались в более солидное заведение – в «Клуб Голливуд» (Hollywood Club) на Тайм Сквер. У них появились новые инструменты, они стали экспериментировать с аранжировками и, начиная с 1924 года, записывать композиции на грампластинки.
В 1926 году Эллингтон познакомился с Ирвингом Миллсом и у коллектива на долгие годы появился свой менеджер. Именно Миллс предложил расширить бэнд до десяти человек и придумал название «Дюк Эллингтон и Его Оркестр» (Duke Ellington and His Orchestra). Регулярные выступления оркестра в престижном джаз-клубе Cotton Club, который обычно транслировал концерты по радио, принесли оркестру популярность в Нью-Йорке. В те годы появились известные теперь всему миру композиции Creole Love Call, Black & Tan Fantasy и The Mooche. На студии RCA Records было записано несколько композиций оркестра, в том числе хит всех времён – Mood Indigo («Настроение индиго»).
Летом 1929 года коллектив принял участие в бродвейском шоу Show Girl, а вскоре оказался на съёмках комедийного фильма «Проверка и двойная проверка» (Check and Double Check). Популярность возрастала.
В 1931 году оркестр отправился в первый гастрольный тур, а через год дал концерт в Колумбийском университете.
Первое время оркестр делал сложные аранжировки в «стиле джунглей» с резким и громким звучанием трубы в исполнении Баббера Майли. Звуки трубы и тромбонов были очень близки в тембровом отношении человеческому голосу. Иногда они даже артикулировали слова. В этом стиле были созданы композиции East St.Louis Toodle-oo, Black Beauty, Black And Tan Fantasy, Harlem Speaks. Затем в исполнительском творчестве коллектива возник так называемый «стиль настроений», характерной вещью в этом стиле является Mood Indigo. Стиль целиком был построен на своеобразном звучании саксофона Джонни Ходжеса.
Эллингтону удалось добиться особенного звучания своего оркестра благодаря тому, что он наловчился умело оперировать индивидуальными возможностями музыкантов. В разное время это были трубачи Баббер Майли, Чарли Эрвис, Трикки Сэм Нэнтон, Кути Сэм Уильямс, Фрэнк Дженкинс, альт-саксофонист Джонн Ходжес, баритон-саксофонист Харри Карни и тромбонист Хуан Тизол. В начале 1930-х годов очень популярными были пьесы Limehouse Blues и It Don’t Mean a Thing (If It Ain’t Got That Swing) с вокалом Айви Андерсон. Фактически Эллингтон стал основателем свинга за три года до официального признания этого музыкального жанра. В 1933 году впервые прозвучали темы Sophisticated Lady и Stormy Weather.
В 1935 году умерла мать Эллингтона. Это стало тяжёлым ударом для музыканта и на какое-то время в его творчестве наступил застой, который разрешился композицией Reminiscing in Tempo. В ней уже не было прежнего танцевального ритма и свингового драйва.
В конце 1930-х годов Эллингтон заменил некоторых музыкантов и оркестр зазвучал по-другому. Контрабасист Джимми Блентон и тенор-саксофонист Бен Уэбстер внесли свою интонацию в фонетику саунд-оркестра. Поклонники джаза даже нарекли оркестр Blanton-Webster Band.
Третье течение, которое не обошло стороной оркестр, был популярный в 50-е годы «симфоджаз». Типично симфо-джазовые пьесы оркестра – Harlem, Black, brown and beige и World Suite. Эллингтон поддался «симфонизации», но при этом сохранил все черты традиционного джаза – импровизацию, свинг и бит.
Первые европейские гастроли Duke Ellington and His Orchestra проходили в 1933 году. Посетив все крупные города Старого Света, оркестр выступил перед членами британской королевской семьи в лондонском «Палладиуме». После концерта Эллингтон был удостоен личной встречи с принцем Уэльским, герцогом Кентским. Турне продолжилось в Южной Америке и завершилось в Северной. Под впечатлением поездки талантливый музыкант написал композицию Caravan («Караван»), получив за неё звание первого подлинно американского композитора.
В январе 1943 года после выступления оркестра в знаменитом «Карнеги-холле» всю выручку от концерта музыканты отправили в помощь Советской армии, воевавшей с фашистской Германией.
После войны, в начале 1950-х годов, интерес к джазовой музыке существенно снизился. Чтобы не разориться, Дюк со своим оркестром аккомпанировал модным тогда эстрадным певцам и певицам. Но постепенно Duke Ellington and His Orchestra всё-таки распался. Однако в 1956 году Эллингтону удалось возродить главное дело своей жизни. Ориентируясь на соло тенор-саксофониста Пола Гонсалвеса, оркестр с обновлённой версией Dimuendo and Crescendo in Blue («Крещендо в голубом») выступил на джазовом фестивале в Ньюпорте. Итогом этого триумфального возвращения на сцену стала обложка журнала Time с фотографией Дюка и контракт со студией Columbia Records, где был записан его самый удачный альбом Ellington at Newport. Оркестр Дюка Эллингтона вновь стал одним из лучших.
Вдохновлённые успехом, осенью 1958 года музыканты джаз-оркестра вновь отправились в Европу с концертным туром. На этот раз в Англии Эллингтон был представлен королеве Елизавете и принцессе Маргарет. Для королевы Дюк написал специальную «Королевскую сюиту», выпустил пластинку в единственном числе и подарил её Елизавете. Это был воистину королевский подарок.
Очередное европейское турне оркестра, предпринятое в 1963 году, по просьбе Госдепартамента США завершилось поездкой на Средний и Дальний Восток.
На следующий год в конце гастролей по европейским странам музыканты оркестра Эллингтона впервые посетили Японию.
В 1966 и 1967 году они в два этапа объездили всю Европу, выступая вместе с выдающейся вокалисткой Эллой Фицджеральд.
В 1968 году во время гастролей в Париже в честь 70-летия Дюка был устроен банкет, на котором музыканта приветствовал французский певец и актёр Морис Шевалье.
1971 год был знаменателен тем, что Эллингтон и оркестр совершили грандиозное турнэ по городам СССР, затем – Южной Америки, поставив финальный аккорд в Мексике.
В 1973 году Duke Ellington and His Orchestra стали участниками концерта духовной музыки в Вестминстерском аббатстве (Лондон), снова выступали в «Палладиуме» и осуществили поездку в Замбию и Эфиопию.
Своими воспоминаниями о многочисленных поездках и многом другом джазмен поделился в своей автобиографической книге «Музыка — моя возлюбленная».
В советскую Россию Эллингтон отправился с шестью саксофонистами, пятью трубачами, тремя тромбонистами, барабанщиком и двумя вокалистами.
Билеты на концерты знаменитого оркестра были распроданы за много дней вперёд. В ленинградском аэропорту прямо на лётном поле американских музыкантов встречал джазовый оркестр «Ленинградский диксиленд». В Москве Дюк встречался с композитором Арамом Хачатуряном и с джазовым дирижёром Олегом Лундстремом, выступал вместе с джаз-оркестром радио и вынес очень приятные впечатления от встречи с советскими зрителями. Позже джазмен писал, что никто не пытался уйти с концертов, которые длились по четыре часа, а овации продолжались бесконечно, его вызывали на бис по десять-двенадцать раз.
Параллельно с гастрольной деятельностью и импровизациями на концертах, Эллингтон писал инструментальную музыку для других оркестров и выступал в качестве дирижёра. В 1941 году появились его работы Diminuendo in Blue и Crescendo in Blue.
В 1950-ые годы композитор обратился к классическим темам и вместе с джазменом Билли Стрэйхорном написал вариации на шекспировские произведения «Гамлет» и «Антоний и Клеопатра», интерпретировал «Щелкунчика» Петра Чайковского и «Пер Гюнта» Эдварда Грига.
В мировой дискографии сохранились совместные записи Эллингтона с Луи Армстронгом, Каунтом Бэйси, Коулменом Хокинсом, Джоном Колтрейном, сделанные в 1961 и 1962 годах.
В творческом багаже музыканта неизбежно оказалась музыка к самому популярному жанру американского театра. Так, в 1941 году, находясь в Лос-Анжелесе, он создал мюзикл «Jump for Joy», который потом исполнялся 101 раз. Одна из песен этого спектакля I Got It Bad (And That Ain’t Good) была включена в джазовый стандарт.
Для Бродвея Эллингтон создал мюзикл «Beggar’s Holiday», который после премьеры в декабре 1946 года игрался 108 раз, и «Pousse-Cafe», ставший последним мюзиклом в творчестве композитора.
В 1930 году Эллингтон написал несколько песен для картины «Проверка и перепроверка», поскольку вместе с оркестром снимался в этой комедии.
А в 1934 году он создал несколько композиций для кино именно как звуковое сопровождение. Это были фильмы Murder at the Vanities и Belle of the Nineties. Кроме того, он принял композиторское участие в саундтреке к фильму Many Happy Returns.
В 1936 году музыкант вместе с оркестром записал саундтрек для голливудской кинокартины «День на скачках» (A day at the races) с братьями Маркс в главных ролях. Затем, через год, – для фильма Hit Parade.
В 1942 году оркестр снова был приглашён на съёмки, и Эллингтону пришлось специально писать музыку по этому случаю. Это был кинофильм «Хижина в облаках».
Дюк был автором саундтрека к фильму «Асфальтовые джунгли» (1950 год). Тогда он впервые работал над материалом от начала до конца.
Благодаря саундтреку к фильму «Анатомия убийства», джазмен был номинирован на только что учреждённую премию Grammy в 1959 году.
Музыка, написанная для фильма «Парижский блюз» (1961 год) принесла ему номинацию на премию Oscar.
В 1966 году сочинение Эллингтона исполнил Фрэнк Синатра, игравший героя фильма Assault on a Queen.
Последней музыкальной работой Дюка для кино была тема для картины Change of Mind, вышедшей в 1969 году.
Эллингтон женился довольно рано, в девятнадцать лет. Эдна Томпсон была его подругой детства. В 2019 году у них родился сын Мерсер. А вскоре появился и второй сын, но он умер в раннем возрасте. Хотя Эллингтон прожил с Эдной несколько лет, их семейная жизнь так и не сложилась. Они расстались навсегда, хотя официально так и не развелись. Эдна умерла в 1966 году.
Дюк Эллингтон был любимцем женщин. Он не скрывал своего удовольствия от пристального внимания противоположного пола, отличался аристократичностью манер, был обольстителен, поэтому у него было много любовных похождений. По воспоминаниям Мерсера, шрам на лице джазмена появился из-за его любвеобильности – Эдна приревновала мужа, устроила ссору, у неё в руке случайно оказался нож.
Эллингтон не искал идеальную подругу. Его устраивало то, что женщины ходят за ним толпами и он мог выбрать любую. Причём предпочтение он отдавал тем, у кого был какой-нибудь изъян (непропорциональность, большая грудь и тому подобное). Он как в комедии положений, порой, назначал свидание сразу нескольким красоткам. Однажды он предложил поселиться в его гостинице сразу троим претенденткам. Ему пришлось просить своего друга удерживать двоих в ресторане, а с третьей подняться в гостиничный номер.
Десять лет Эллингтон прожил с Милред Диксон, но, когда в его жизнь ворвалась красавица Беатрис Эллис, он был покорён. 37 лет она жила в шикарных апартаментах Нью-Йорка, снятых ей Дюком. Он время от времени её там навещал, каждый день звонил, часто писал, осыпал цветами, конфетами и подарками, но жениться не спешил.
В гастрольных поездках Дюка часто видели в сопровождении Фернанды де Кастро Монте, которую он называл «моя герцогиня». Однако и эта связь не окончилась браком.
До конца своих дней Эллингтон был уверен, что его любовница — музыка, и только она могла играть первую скрипку в его жизни.
До последних дней Эллингтон разъезжал с концертами и писал музыку. Как автор он создал более двух тысяч джазовых композиций.
В 1973 году у музыканта нашли рак лёгких. 24 мая 1974 года Дик Эллингтон умер в Нью-Йорке в возрасте 75 лет. Он был похоронен на нью-йоркском кладбище Вудлон в Бронксе.
Его смерть вызвала большой резонанс в обществе.