Эмиль Владимирович Лотяну

Эмиль Лотяну — биография


Эмиль Лотяну – советский кинематографист, режиссер, постановщик и педагог. Автор фильмов «Табор уходит в небо», «Лаутары» и «Мой ласковый и нежный зверь», имевших колоссальный успех у зрителей Союзных республик.

Влюбленные в свое дело кинематографисты часто называют режиссуру не просто профессией, а образом жизни. Это утверждение относится и к Эмилю Лотяну, знаменитому советскому сценаристу и режиссеру, подарившему зрителям такие прекрасные картины, как «Мой ласковый и нежный зверь», «Лаутары» и «Табор уходит в небо».

Лотяну часто выступал в качестве автора сценариев к своим фильмам, а также писал для них стихи. За заслуги перед отечественным искусством удостоился нескольких престижных кинопремий и стал народным артистом РСФСР.

Детство и юность

Биография режиссера началась 6 ноября 1936 года в молдавском селе Клокушна, ранее относившемся к территории Румынии. Родители Эмиля были школьными учителями – отец преподавал физику, а мать родную речь. В роду мальчика были представители русской, украинской, румынской и молдавской национальностей. Изначально родственников отца называли Лотоцкими, но со временем эта фамилия трансформировалась в Лотяну, на румынский манер.

В 1944 году Бессарабию присоединили к Советскому Союзу, и Эмиль остался жить с отцом. Мать вместе братом Марселем переехала в Бухарест, где устроилась работать в советское посольство.

Эмиль Лотяну в молодости

В 1949 году молодой человек потерял отца. Не имея связи с матерью, сирота скитался по улицам, спал в подсобных помещениях, на складах. Тринадцатилетний паренек решил пересечь границу, чтобы добраться до дедушки и бабушки, проживавших тогда в селе Коленцэуцы. Он успешно пересек реку Прут и уже было оказался в доме родственников, но вскоре был схвачен румынскими пограничниками. Последние передали нарушителя в советское посольство, где его встретила мать.

В румынской столице юноша окончил школу и начал публиковать свои первые стихи. Дебютный сборник юного автора получил название «Современник» и был издан в 1949-м. В детстве Лотяну увлекся кинематографом: первым фильмом, поразившим его воображение, стал американский «Дилижанс».

В 1953-м Лотяну перебрался в Москву – поступать в Школу-студию МХАТ на актерское отделение. Пройдя вступительные экзамены, Эмиль стал одним из подопечных преподавателя Василия Топоркова. Параллельно с учебой молодой человек подрабатывал в театре имени Александра Пушкина.

Через два года студент перевелся во ВГИК, выбрав режиссерский факультет. Преподавателями будущего режиссера стали Юрий Геника и Григорий Рошаль. Интересно, что на вступительном экзамене Эмиль попался билет с вопросами о картине «Дилижанс», каждую фразу из которой абитуриент знал буквально наизусть.

Кинематограф

Завершив обучение, выпускник вернулся на родину и занялся созданием картины «Ждите нас на рассвете», рассказывающей о борцах-революционерах. Актерский состав молодой режиссер решил сделать интернациональным: в съемках приняли участие Думитру Карачобану, Илие Гуцу, Ион Шкуря и Валерий Панарин.

Второй кинофильм Лотяну под названием «Красные поляны» вышел в 1966 году. Драма о любви происходит в молдавском колхозе, на живописных пастбищах на берегу Днестра. Создатель долго не мог найти исполнительницу главной роли Иоанны, но в один прекрасный день случайно встретил ее на остановке общественного транспорта.

Эмиль Лотяну в процессе съемок

Красавица Светлана Фомичева об актерской карьере даже не помышляла – она мечтала стать профессиональным юристом. Уговорив родителей Светы отпустить дочь на съемки, Лотяну повез ее в Карпаты. Позже этот фильм был удостоен нескольких наград союзных республик.

В 1971-м вышла картина «Лаутары», открывающая зрителю жизнь, любовь и творчество бродячих артистов Молдавии. Эту работу автор выпустил в сотрудничестве с композитором Евгением Догу, писавшим музыку заранее, под сценарий фильма. После премьеры фильма режиссер стал знаменитым не только на родине, но и за рубежом. «Лаутары» получили несколько премий на фестивалях в Сорренто, Сан-Себастьяне, Орвието и Неаполе.

Через два года Эмиль Владимирович получил приглашение от Мосфильма, в связи с чем переехал в столицу. Здесь талантливый кинематографист погрузился в работу над картиной «Табор уходит в небо», в которой он обыграл любимую народную тематику. В основу сюжета легли ранние произведения Максима Горького, в частности, «Макар Чудра». В киноленте любовь и ревность переплетается с обычаями цыган, кочевавших по территории Бессарабии в конце 19-го века.

Съемки фильма «Табор уходит в небо»

Композитором фильма вновь выступил Евгений Дога. В поисках уникального музыкального материала коллеги исколесили весь Союз, но настоящие цыганские шедевры нашли в забайкальской семье, которая смогла сохранить вокальное наследие прошлых веков.

Что бы не делал Лотяну, он ко всему относился крайне скрупулезно. Даже подбирая массовку, он разыскивал настоящих цыган по всей территории Советского Союза. Труд режиссера оправдался: в середине 1970-х картина уверенно лидировала в советском прокате, собирая миллионы зрителей по всей стране. Работа была оценена премиями фестивалей Белграда, Сан-Себастьяна и Праги.

Эмиль Лотяну и Галина Беляева

Окрыленный успехом, постановщик начал реализовывать новые творческие идеи. Он приступил к экранизации пьесы А. П. Чехова «Драма на охоте», куда на роль главной героини пригласил начинающую артистку Галину Беляеву. По задумке автора девушка должна была сочетать в себе черты Одри Хепберн, Людмилы Савельевой и Татьяны Самойловой. Стараясь выполнить непростую задачу, помощники режиссера разыскивали исполнительницу в десятках хореографических училищ СССР, пока подходящая претендентка не обнаружилась в Воронеже.

Молодая балерина Галина Беляева о карьере в кино даже не задумывалась, но судьба распорядилась иначе. В фильме «Мой ласковый и нежный зверь» начинающей актрисе довелось поработать с Олегом Янковским, Леонидом Марковым, Кириллом Лавровым и другими звездами советского кино.

Эмиль Лотяну и Светлана Тома

Работу артистки зрители встретили тепло – драматическая роль ей удалась. Особое признание получило музыкальное сопровождение Евгения Доги, написавшего для фильма очередной шедевр – знаменитый симфонический вальс. Позже кинолента была номинирована на премию Каннского кинофестиваля.

Одной из последних знаковых работ постановщика стала драма «Анна Павлова», повествующая о биографии великой российской балерины. Музыкальная кинолента вышла на экраны в середине 1980-х и вновь завоевала любовь миллионов зрителей. На роль главной героини Лотяну вновь пригласил свою любимицу – актрису Галину Беляеву. Подбирая музыку к фильму, многолетний партнер режиссера Евгений Дога остановился на произведениях французского композитора Сен-Санса. После премьеры кинокартина удостоилась специальной премии Оксфордского университета.

Прекратив сотрудничество с Мосфильмом, Эмиль Владимирович вернулся в Молдавскую ССР, где экранизировал поэму «Лучафэрул» Михая Эминеску и снял фильм «Скорлупа», образ главного персонажа в котором воплотил сын творца.

Режиссер Эмиль Лотяну

Как и для всего творческого сообщества, 1990-е годы были для Эмиля Лотяну очень тяжелыми. Новые сценарии автор писал, но они больше не интересовали директоров киностудий. В стране постепенно формировался запрос на совершенно иное кино, далеко не всегда качественное.

Постановщик занялся преподавательской деятельностью, устроившись в Кишиневский институт кинематографии. В 1998-м Лотяну создал постановку «Весь ваш, Антоша Чехонте», представленную на сцене Горьковского МХАТа.

Личная жизнь

Такому творческому человеку, как Эмиль Лотяну, была необходима муза. Ее режиссер нашел в лице актрисы Светланы Фомичевой, исполнившей ключевую роль в картине «Красные поляны». Личная жизнь супругов не сложилась: спустя короткое время избранница ушла к молодому коллеге Олегу Лачину.

Долгое время кинематографист жил один, но после съемок картины «Мой ласковый и нежный зверь» почувствовал, что снова влюбился. Предметом обожания стала балерина Галина Беляева, которую он с помощниками разыскивал по всему Советскому Союзу. Молодые люди поженились, и вскоре после свадьбы у них родился сын Эмиль. Став впоследствии дипломированным юристом и продюсером, Лотяну младший переехал в Америку, где начал вести адвокатскую практику.

Свадьба Эмиля Лотяну и Галины Беляевой

После выхода киноленты «Анна Павлова» Галина решила разорвать отношения. Расставание Эмиль Владимирович переживал крайне болезненно.

В 2003-м режиссер познакомился с Петрой Фильчаковой, которая была моложе почти на пятьдесят лет. Отношения с этой женщиной у Лотяну были платоническими.

Эмиль Лотяну с семьей

В начале 2000-х Эмиль Владимирович начал работу над фильмом «Яр», где в главной роли должна была выступить Петра. Работу постановщик завершить не смог – все остановилось после первого дубля.

Смерть

В поисках натуры для картины «Яр» создатель отправился в Болгарию. Находясь в аэропорту, Лотяну почувствовал себя плохо, а позже впал в кому.

Могила Эмиля Лотяну

Режиссера срочно госпитализировали в одну из московских клиник, где он находился почти месяц. Все это время врачи боролись за жизнь гениального кинематографиста, но рак оказался сильнее. Автор киношедевров скончался 18 апреля 2003 года в возрасте 66 лет. Похоронили знаменитого мастера на столичном Ваганьковском кладбище.

Избранная фильмография

  • 1960 — Жил-был мальчик
  • 1963 — Ждите нас на рассвете
  • 1966 — Красные поляны
  • 1968 — Это мгновение
  • 1971 — Лаутары
  • 1976 — Табор уходит в небо
  • 1978 — Мой ласковый и нежный зверь
  • 1983 — Анна Павлова
  • 1986 — Лучафэрул
  • 1993 — Скорлупа

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share