Энрико Карузо – выдающийся итальянский тенор, оперный певец. Родившись в бедной неаполитанской семье, смог добиться высшей точки славы и всенародной любви среди соотечественников и любителей музыки со всего мира.
Пик славы итальянского тенора Энрико Карузо пришелся на начало 20-го столетия, когда гениальному мэтру рукоплескали самые знаменитые театральные площадки Америки и Европы. в репертуаре певца было более двухсот произведений – от драматических арий до романтических песен. Имя Карузо давно стало нарицательным, а его голосом продолжают восхищаться слушатели нескольких последующих поколений.
Исполнитель родился 25 февраля 1873 года в бедной итальянской семье. Ранняя биография Энрико прошла в Неаполе, где он впервые пошел в школу, а после устроился на работу, чтобы как-то помочь своей многодетной семье. Некоторое время считалось, что всего мать будущего певца произвела на свет более двадцати детей, большинство из которых скончалось в младенческом возрасте. Позже этот миф был развеян стараниями дотошных исследователей.
Отец Энрико, трудившийся на литейном производстве, видел в сыне достойного продолжателя своей профессии. Одиннадцатилетнего мальчика отдали на обучение к механику, занимавшемуся строительством городских коммуникаций.
Мать юноши не была против приобщения его к труду, однако считала, что для ему прежде всего необходимо стать образованным человеком. По ее настоянию Карузо отдали в церковно-приходскую школу, где в те годы обучались дети из небогатых семей. Помимо изучения точных наук, молодой человек участвовал в местном хоре, завораживая окружающих своим мелодичным голосом. Талант юного хориста был настолько очевиден, что наставники уговорили его оставить технические науки и полностью посвятить себя музыкальной карьере.
За это горячо ратовала и мать Энрико, которая вплоть до своей смерти в 1888 году поддерживала любые творческие начинания сына. Когда ее не стало, молодой человек стал подрабатывать сначала уличным певцом, а затем штатным музыкантом в барах Неаполя.
Еще в юности Карузо понял, что с помощью голоса он может зарабатывать неплохие деньги. Он путешествовал по курортам Италии, давал импровизированные концерты, где получал довольно приличные для тех лет гонорары. Небольшой период жизни Энрико посвятил изучению военной науки, однако вскоре понял, что единственным его предназначением является музыка.
Дебютный выход музыканта на большую сцену состоялся в 1895 году, когда его пригласили на сцену театра Нуово в Неаполе. После успешного исполнения оперы «Амико Франческо» итальянского композитора Марио Морелли, молодой человек дал несколько концертов в провинции, где его уже хорошо знали. Одновременно с выступлениями Карузо совершенствовал вокальное мастерство на занятиях с прославленным дирижером Винченцо Ломбарди.
Несмотря на растущую узнаваемость, финансовой стабильности у Энрико тогда еще не было. На одной из рекламных афиш конца 1890-х певец предстал завернутым в тогу, так как единственная приличная рубашка не успела высохнуть после стирки. На одном из первых концертов исполнитель был освистан, так как не сумел расплатиться с пиарщиками. После этого обидного случая Карузо навсегда отказался от концертов в родном Неаполе.
Поворотным для тенора стал 1900 год, когда началось его сотрудничество со знаменитой «Ла Скалой». На сцене прославленного театра молодой певец предстал в образе Родольфо из оперы «Богема» Джакомо Пуччини. Позже труппа отправилась на гастроли по европейским столицам, где ее выступлений ожидала искушенная высокопоставленная публика. В том числе артисты посетили Петербург и дали концерт для императорской семьи со сцены Мариинского театра.
Одной из первых знаковых работ исполнителя стала роль Лорис в оперной постановке «Федора» композитора Умберто Джордано, представленной в 1898 году на сцене миланского театра «Лирико». Позже в «Ла Скала» состоялся масштабный концерт, посвященный композитору Джузеппе Верди, где среди знаменитых исполнителей значилось имя молодой итальянской звезды.
Когда в 1902-м закончился контракт с «Ла Скалой», Карузо принял приглашение от одной из звукозаписывающих студий. Согласившись на гонорар в 100 фунтов, певец выпустил десять пластинок, быстро ставших настоящими лидерами продаж. В результате Энрико не только поправил материальное состояние, но и обрел популярность среди англоязычной публики. Последовало предложение дать восемь концертов в Королевском оперном театре Ковент-Гарден с репертуаром из произведений Вольфганга Амадея Моцарта и Джузеппе Верди.
Первое выступление Энрико со сцены Ковент-Гардена состоялось в мае 1902 года. В постановке «Риголетто» артист предстал в образе Матнтуи, а женская партия досталась самой востребованной оперной диве того периода Нелли Мельбе. Певица восторгалась голосом Карузо, однако ставила его на второе место после великого тенора Жана де Реске.
После завершения лондонского сезона 1902 года тенор отправился в Нью-Йорк, где ему был предложен контракт с Метрополитен-оперой. К тому времени Энрико уже обзавелся собственным импресарио и агентом в лице Паскуале Симонелли, который свел его с представителями звукозаписывающего бренда «Victor Talking Machine». С этой компанией знаменитый исполнитель сотрудничал до конца своей творческой карьеры.
В начале 1904-го Карузо порадовал поклонников сборником композиций, принесшим ему солидный гонорар. В него вошла песня «Santa Lucia», ставшая впоследствии абсолютным хитом для многих поколений меломанов.
Работая в рамках контрактов с ведущими концертными площадками, тенор вел параллельную сольную деятельность в американских и европейских городах. Во время выступления Метрополитен-оперы в театре Сан-Франциско произошло землетрясение, в результате которого пострадала значительная часть сценического реквизита. К счастью, Энрико Карузо и его коллеги не пострадали.
С возрастом голос исполнителя становился все ниже, и от лирических композиций он постепенно перешел к героическим оперным партиям. С новым репертуаром Энрико посетил страны Южной Америки – Бразилию, Аргентину, Мексику и Уругвай. За один только концерт на Кубе артист получил гонорар в 10 тысяч американских долларов. Осенью 1920-го Карузо записал свою последнюю студийную работу – через год знаменитого тенора не стало.
Став состоятельным человеком, Энрико смог купить шикарный дом во Флоренции. Эта вилла стала для певца местом отдыха, который он мог изредка себе позволить в перерыве между турами. В Нью-Йорке у Карузо собственной недвижимости не было – он проживал в роскошном люксе манхэттенской «Knickerbocker».
Финансовые трудности остались далеко позади, и певец мог позволить себе дорогие приобретения. Своему агенту и близкому другу Паскуале Симонелли тенор подарил золотую медаль «Tiffany», на которой красовался его собственный профиль.
В 1906 году с исполнителем случился неприятный казус, чуть было не лишивший его дальнейшей карьеры. Гуляя по нью-йоркскому зоопарку, мэтр ущипнул прохожую дамочку за интересное место, что вызвало бурное возмущение окружающих. Певец попытался свалить вину на обезьянку, находившуюся в соседней клетке, однако полиция в такое объяснение не поверила. Карузо был доставлен в отделение полиции и оштрафован на солидную сумму. Этот случай вызвал огромный резонанс, знаменитость подвергли мощному общественному осуждению. И все же, любовь к таланту Энрико перевесила весь негатив – постепенно данный казус забылся.
До Первой мировой артист имел любовную связь с замужней оперной дивой Адой Гиачетти, которая за время романа родила Карузо четверых наследников. Когда певица наконец развелась с законным супругом, она переехала в дом возлюбленного, однако его супругой так и не стала. Артисты прожили под одной крышей более десяти лет, а после расставания Ада долго судилась с бывшим любовником, пытаясь заполучить львиную долю его состояния.
Счастье в личной жизни Энрико обрел со светской львицей по имени Дороти. В 1918-м состоялось их бракосочетание, а уже через год в новой семье родилась дочь Глория. О взаимных теплых чувствах супругов свидетельствует сохранившаяся переписка, которую они вели во время гастролей прославленного тенора. После смерти любимого мужа Дороти выпустила мемуары, куда включила самые трогательные из этих писем. Большой любви тенора и его жены посвящена картина «Великий Карузо», где в образе оперного исполнителя предстал итальянский актер и музыкант Марио Ланца.
Известно, что Карузо вел малоподвижный образ жизни, усугублявшийся бесконечным курением крепких сигар. Все это постепенно разрушало здоровье певца, и к 1920 году он чувствовал себя намного старше своих лет. Помимо всего прочего, на одном из выступлений мэтр получил серьезную травму почки и спины из-за обрушившихся декораций. После этого инцидента Карузо стали беспокоить приступы межреберной невралгии и острого бронхита.
В 1921 году врачи диагностировали у тенора эмпиему и гнойный плеврит. Карузо семь раз ложился на операционный стол, чтобы хирурги смогли откачать скопившуюся в легких и грудной полости жидкость. Процедуры приносили облегчение, но лишь на время.
Летом того же года Энрико стал ощущать адскую боль в боку, после чего его осмотрел доктор одной из неаполитанских клиник. Проконсультировавшись с римскими коллегами, врач сообщил о необходимости удаления левой почки.
Перед запланированной операцией певец остановился в неаполитанской гостинице «Везувио», чтобы на утро продолжить путь в столичную клинику. Не в силах уснуть, Энрико принял немного морфия и отправился в кровать. 2 августа 1921 года артиста обнаружили мертвым в кровати гостиничного номера. Причиной смерти доктора посчитали острый перитонит, вызванный поддиафрагмальным абсцессом.
Местом прощания с гением стала Королевская базилика при храме Сан-Франческо ди Паола. Тело великого соотечественника было забальзамировано и сохранено в прозрачном саркофаге на кладбище Дель Пианто в Неаполе. Через несколько лет Карузо похоронили, установив на могилу изображение скорбящей Мадонны.
Комментарии
Я недавно посмотрел фильм о нем - действительно великом певце . Только одно жаль , что многие из таких талантов наплевательски смотрят на своё существование . Жаль .
Очень нравится его пение и голос .