Эраст Гарин — биография
Эраст Гарин – актер советского кинематографа, режиссер кино и театра, сценарист. Народный артист и Лауреат Сталинской премии. Его лучшими ролями стали образы в таких картинах как «Обыкновенное чудо» и «Золушка».
Детство и юность
Мало кто из известных актеров может похвастаться тем фактом, что в двадцать пять лет его уже с гордостью называют звездой сцены. И это была не просто сцена, а Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда. Роли Чацкого и Хлестакова в исполнении Гарина театральные критики называли лучшими в истории постановок. На протяжении своей творческой биографии Эраст Павлович был режиссером, сценаристом, актером, а иногда и оператором. Он записывал радиопередачи и с легкостью озвучивал мультипликационные фильмы. Роль короля в таких картинах как «Обыкновенное чудо» и «Золушка» сделали Эраста Гарина по настоящему известным среди телезрителей Советского Союза.
В свое время Юрий Никулин рассказывая о кинематографе говорил: «В нашей стране, среди актеров очень мало тех, кто играет комедийные роли. Еще меньше тех, кому от природы дано. Гарин же по истине уникален. Его таланту подвластно воплотить в реальность самую сложную сторону драматического искусства – трагикомедию».
Эраст Павлович родился в городе Рязань, 10 ноября 1902 года. Настоящая фамилия известного артиста Герасимов. Павел Герасимов, отец будущей звезды был служащим в лестном хозяйстве. Мария Гарина, мама мальчика, занималась воспитанием двоих детей, самого Эраста и его сестры Татьяны, и вела домашнее хозяйство. По тем временам семья считалась достаточно обеспеченной, так как кроме основной квартиры в городе, был еще сельский дом. Последний был хоть и не больших размеров, но все же позволял семье много времени проводить на свежем воздухе. В детские годы среди увлечений маленького Эраста был цирк. Родители, чтобы порадовать мальчика покупали билеты на каждое представление приезжего шапито.
1910 год – Эраст Гарин становится учащимся мужской гимназии в родном городе. Одноклассником будущей звезды становится сын местного владельца единственного в городе кинотеатра. Иногда друг, просто ради шалости отрезал кусочки от киноленты, и делился ими со своим товарищем. Небольшие фрагменты фильмов Эраст просматривал дома на своем проекторе, демонстрируя матери и сестре достижения кинематографа. В этот период его жизни занятия в гимназии будущего актера вовсе не интересовали.
Однако в 1916 году все изменится и Эраст Павлович в одном из писем к сестре напишет: «Я стал больше внимания уделять учебе. Двойка осталась только по алгебре, все остальные предметы, включая историю, латынь и французский я уже стал исправлять». В старших классах увлечением и любовью Гарина стал театр. Практически каждый вечер он бежал в театр, чтобы посмотреть очередную постановку и помечтать, как в будущем он непременно будет играть на этой сцене.
Эраст закончил гимназию в 1917 году. Не за долго до его выпуска учебное заведение было переименовано и теперь гордо носило название шестой трудовой школы. Сразу после выпуска юноша отправился на работу в городской театр, куда его приняли на должность статиста. Одновременно с этим он иногда получал второстепенные роли, для которых даже и слов не было. В дальнейшем делясь своими впечатлениями о первом времени работы, артист скажет следующее: «Я пришел к Листову Николаю Афанасьевичу, а именно он в то время занимал пост руководителя рязанского театра, практически с улицы. Что я мог почувствовать впервые, оказавшись на сцене? Конечно же испуг. Мне казалось, что все смотрят именно на меня. Однако на самом деле, роли были на столько малы, что меня практически и видно не было». Дебютным спектаклем Эраста Павловича стала знаменитая постановка по произведению Максима Горького «Враги». Спустя время он появился в спектакле «Дни нашей жизни» и «Мадам сан-Жен». В этих постановках актер не однократно менял грим, так как из-за незначительности его персонажей в одном спектакле их могло быть два или три.
В 1919 году, Эрасту Гарину исполнилось семнадцать лет, и он добровольцем записался в ряды Красной армии. Однако попасть на фронт юноша не смог, так как его оставили в родной Рязани. В его обязанностях было патрулирование городских улиц и выполнение небольших поручений от начальства. Вечерами Эрасту удавалось поучаствовать в постановках гарнизонного театра. К октябрю 1919 года Герасимов зарекомендовал себя с положительной стороны и благодаря этому ему оформили перевод в Москву. Здесь он попал в Первый в Красной армии театр самодеятельности. На посту главного режиссера в тот период трудился известный деятель Виктор Жемчужный, который сразу же предложил роль в комедийной постановке под названием «Сбитенщик». Будущей звезде выпала роль офицера в отставке Болтая.
Сразу же после окончания репетиций молодой актер отправлялся на лекции режиссера Николая Фореггера, который рассказывал о истории театра. Здесь же Гарин познакомился с так называемым методом Станиславского. По его мнению, именно это в дальнейшем послужило поводом для «упражнений, горячих споров и продолжительных дум». В этот же период Эраст Павлович стал работать над новой ролью, уже применяя на себе полученные на занятиях новые знания. Среди основного был важный принцип достоверной игры: «продумывание возможных обстоятельств и правдивые переживания». Все свое свободное время артист стремился проводить в театре, смотря все новые постановки, благо смотреть было на что. Будучи известным Гарин рассказывал: «Мы смотрели и смотрели. Современнику трудно в это поверить, но в тот период в городе было девяносто четыре театра. Вокруг нас было столько интересного. Мы, забывая о еде стремились успеть везде, и посмотреть все». Это был тот период, когда Эраст Павлович решил взять за основу своего псевдонима девичью фамилию матери – Гарин.
В театре Красной армии молодому таланту доставалось все больше ролей. Среди самых запоминающихся помещик Фирюлин в постановке сатирической комедии под название «Несчастье от кареты». Так же он поднялся на сцену в роли рекламщика «живых газет», когда необходимо было все новости рассказать публике в форме частушек и коротеньких песенок. В 1921 году во время постановки одного из спектаклей в зале присутствовал известный в театральных кругах Всеволод Мейерхольд. По окончанию режиссер отправился за кулисы, чтобы лично пообщаться с актерским составом. В момент, когда мужчина уже собирался покинуть театр, он обратился прямо к Эрасту Гарину: «Молодой человек вам обязательно нужно учиться дальше. Вскоре мы откроем курсы для режиссеров, обязательно приходите».
Учеба у Мейерхольда
Осенью 1921 года будущая звезда театра был зачислен студентом в Государственную высшую режиссерскую мастерскую, которой руководил сам Всеволод Мейерхольд. Как это ни странно, но практически все занятия на первом курсе были посвящены акробатике, гимнастике или классическому танцу. Только к концу первого года обучения у студентов появился такой предмет как сценическая речь. В начале второго курса наиболее талантливые ученики получали право участвовать в театральных постановках в театре актера. Позже этот театр был переименован и получи имя известного режиссера В. Мейерхольда. Эраст Гарин впервые вышел на сцену в 1922 году. Это был спектакль под названием «Нора», поставленный по произведению Генрика Ибсена. Далее последовала роль Ванечки в спектакле «Смерть Тарелкина», а в драме «Земля дыбом», Гарину пришлось перевоплотиться в повара. Спустя два года талантливый актер исполнил роль в премьерном показе «Даешь Европу!» или «Д.Е.». Позже Эраст вспоминал: «В спектакли мейерхольдовского театра я входил постепенно. Сначала это были маленькие роли, а иногда и несколько в одном спектакле. И если в «Земля дыбом» их было всего две, то в «Д.Е.» мне дали сразу десять эпизодических ролей, среди которых была даже роль трупа. Ее мне поручили, только потому, что я мало весил и носить было не слишком тяжело».
Один из сокурсников Гарина вспоминая о нем рассказывал, как однажды на занятиях в Государственных высших театральных мастерских худенький Эраст, босиком взобравшись на лестницу, обратив лицо через окно к небу, читал «Исповедь хулигана». Произведение Сергея Есенина из уст молодого актера звучало с тоской и трагизмом. Он полностью отменял обывательское нисхождение, которое как правило испытывали к русскому поэту и не позволял никому мерить мелкой мерой его творчество.
1924 год — Всеволод Мейерхольд предоставляет будущей звезде кинематографа проявить себя сыграв главную роль в постановке «Мандат». По задумке автора главный персонаж по имени Павел Гулячкин и он – нэпман. Павел живет воспоминаниями о прошлых временах и как умеет пытается приспособиться к окружающей его действительности. Мария Суханова, актриса, которая в тот период так же принимала участие в постановке рассказывала: «Сам Мейерхольд, смотря на Гарина в образе Гулячкина говорил, что влюблен в актера в этом образе. «Я, когда встаю, и потом в течении дня, и вечером я постоянно думаю, как буду ставить эту новую постановку с Павлушей»- говорил режиссер. Если бы не Гарин, спектакль не получился бы именно таким». Костюм для своего героя Эраст Павлович придумал самостоятельно. На самом деле там и придумывать было нечего актер взял собственные брюки и пиджак отца, который был ему достаточно велик. Премьера имела оглушающий успех. Об актерском составе говорили театральные критики и писали многочисленные статьи в таких периодических изданиях как «Искусство трудящихся», «Комсомольская правда» и «Известия».
Когда Эраст в спектакле «Мандат» громко кричит свою реплику: «Я всю Россию переарестую», «Я человек партийный», а затем тут же пугается своих собственных криков, то перед зрителем предстает не простак, а яркий пример квинтэссенции мещанства. Именно оно, с появлением такого понятия как нэп, стало выползать через все щели и пытаться уцепиться за жизнь, в мечтах за денационализированный магазин.
1926 год – в биографии Эраста Павловича новая ступень. Он окончил обучение в государственной высшей режиссерской мастерской и тут же начал работу над созданием образа в очередном спектакле Мейерхольда. На этот раз ему была доверена роль Хлестакова в известной комедии русского писателя Гоголя «Ревизор». Репетиции этой постановки продлились шесть месяцев. Для того, чтобы образ получился максимально точным, режиссер снял актера практически со всех других постановок. Дебютный показ «Ревизора» прошел в декабре 1926 года и на нем присутствовал Михаил Чехов. Этот актер из МХАТа до этого дня считался лучшим исполнителем роли Хлестакова, однако Гарин смог удивить каждого сидящего в зале. Даже спустя время Чехов в письме к Зинаиде Райх написал: «Я до сегодняшнего дня нахожусь под впечатлением от просмотра ТОГО «Ревизора»». Театральные критики с восхищением описывали игру Гарина вознося его способности на пьедестал актерского мастерства. Все дальнейшие постановки этого спектакля неизменно собирали полный зрительский зал.
1928 год – Эраст Гарин получает предложение сыграть главную роль в новой постановке под названием «Горе уму». В исполнении актера Чацкий показался зрителям совершенно с иной стороны. Один из театральных критиков Борис Щукин под впечатлением от просмотра в последствии написал в своей рецензии: «Чацкий, лишился всех своих внешних черт, которые отличали его от иных персонажей. Зато в нем появились внутренние черты и они на много сильнее. Это чувствующий и глубоко страдающий человек. Его внутренний мир был открыт с особой чуткостью и предельной точностью, новизной и остротой граней его характера». Новая постановка от режиссера Мейерхольда принесла Эрасту Гарину новый виток известности, после которого актер занял ведущую позицию в театре.
Тут же начались репетиции разу двух новых спектаклей «Клоп» и «Командарм-2» в ходе которых состоялось знакомство с Владимиром Маяковским. Из-за постоянных ссор между Мейерхольдом и Гариным связанных с трактовкой той или иной сцены, общая работа шла в замедленных темпах. Генеральная репетиция «Командорма-2» прошла только в 1929 году, сразу после которой Гарин объявил о своем уходе из театра. В последствии актер будет рассказывать о своем решении с грустной улыбкой на устах: «Господи! Какими наивными идиотами мы были в тот период. Во многом это объяснялось моей заносчивостью, глупостью и полным отсутствием выдержки с моей стороны. Кто бы в тот период смог подсмотреть в будущее и рассказать, как оно будет!!!».
Новый этап
1930 год – Гарин на протяжении нескольких месяцев работает актером в детском ДК в Театре пионера. После этого пробует свои силы в роли режиссера ставя спектакль под название «Первый кандидат». Пьеса была поставлена в передвижном театре-студии «Станок» и сразу же после состоявшейся премьеры Гарин отправляется работать в Театр сатиры в Ленинграде.
В октябре того же года на одной из улиц Гарин столкнулся с Мейерхольдом Всеволодом Эмильевичем, который как ни в чем не бывало, с легкостью перешагнув все прошлые недопонимания и сложности заявил: «Работать нужно, давно пора играть». Он это сказал, как друг, как режиссер, как учитель и как директор театра. Спустя несколько месяцев Эраст Гарин вновь поднимался на сцену Мейерхольдовского театра. Спустя еще некоторое время в репертуаре актера появился спектакль «Последний решительный» и роль Жана Вальжана. А еще через несколько месяцев Гарин уже исполнял Хеллея в «Рычи, Китай».
В свободное от работы в театре время Эраст Павлович отправлялся на радио, где он так же работал. В 1932 году, специально для выпусков на одном из каналов была записана передача «Путешествие в Японию». Здесь Гарин словно от лица туриста знакомил слушателей с многочисленными достопримечательностями далекой страны. В скором времени появилась еще одна запись на этот раз это была монодрама под названием «15 раундов», в основе которой роман Анри Декуэна. Текст для слушателей актер адаптировал самостоятельно. В 1933 году в периодическом издании «Рабочий и театр» написали: «Этот спектакль держится исключительно на мастерстве актера. Его голос на протяжении почти целого часа уверенно ведет слушателей сквозь все хитросплетения пятнадцати раундов. Труднейшая задача, удержать интерес слушателей, Гариным преодолевается легко и виртуозно». Со временем в творческой биографии актера радиопостановок становилось все больше. Так для слушателей были адаптированы: «Самолет и я», «Клоп», «Мое открытие Америки» и «Цусима».
Первые пробы в кино у Эраста Гарина случились в 1934 году. Тогда Александр Файнциммер искал на роль адъютанта Каблукова актера, который бы вписался в рамки исторического фильма «Поручик Киже». Удивительно, но роль льстивого чиновника, работающего во дворце, далась Эрасту Павловичу весьма легко. Сразу же после премьерного показа на большом экране актеру поступило несколько предложений о съемках, среди которых было даже от Григория Козинцева. На тот момент актер вынужден был дать всем отказ, так как у него были запланированные гастроли на продолжительное время в Сибири.
По возращении из поездки Гарин осознал, что ему «тесно» в рамках одной сцены, а потому стал искать себя в других направлениях. Так на свет появился первый киносценарий в соавторстве с Хесей Локшиной, в основу которой была положена пьеса Гоголя «Женитьба». Позже звезда экрана скажет: «Вы спросите почему я взялся за написание сценария? Да потому что мое давней мечтой было сыграть роль Подколесина. Ведь именно этот персонаж, наверное, самый интересны, среди тех, что вышли из-под пера великого русского писателя».
Съемки картины начались в 1935 году, однако работа двигалась медленно из-за того, что сам Гарин постигал науку кинематографа «на ходу», учась и разбираясь в всех тонкостях. Ко всему прочему артист в данном проекте выступил не только в роли сценариста и режиссера, но и играл главную роль. Премьерный показ киноленты состоялся только спустя два года – в 1937 году.
Мир кино
1938 год – Театр Мейерхольда закрыли по политическим причинам, а спустя несколько месяцев гонений на руководителя его арестовали. Еще через несколько месяцев суд приговорил Всеволода Мейерхольда к расстрелу указав основной причиной «контрреволюционную деятельность». После смерти друга и учителя Гарин принял предложение Театра комедии в Ленинграде и занял пост режиссер. В короткий срок были поставлены такие спектакли как «Сын народа» и «Простая девушка». Стоит отметить, что в первом сам актер сыграл главную роль – доктора Калюжного. В последствии Евгении Шварц в статье для своей газеты написал: «С первых же минут на сцене виден особый талант актера. Ведь не понятно по какой причине, но зритель к середине постановки уже вовсе не сомневается, что этот доктор способен вершить великие дела». Спустя год после премьерной постановки Гарин и Локшина написали сценарий и сняли киноленту «Доктор Калюжный» в основе которой пьеса «Сын народа».
Этот период актер все больше и больше погружался в мир киноискусства. Так в 1940 году телезрителям была показана картина «Музыкальная история» от режиссеров Герберта Раппопорта и Александра Ивановского, в которой звезда кино перевоплотился в Федора Тараканова. В последствии именно за эту роль Гарину была присуждена Сталинская премия второй степени. В тот же год началась работа над экранизацией романа «Принц и нищий» по роману Марка Твена. К сожалению работу пришлось остановить так как осенью 1941 года павильон, в котором велись съемки был обстрелян немцами. Вся съемочная группа в спешном порядке была эвакуирована сначала в Москву, а спустя в время в Сталинабад, сегодня этот город известен как Душанбе.
Здесь, в Таджикистане съемки продолжились в единственном павильоне, с нарисованными здесь же декорациями. Все не рухнуло только благодаря терпению и профессионализму оператора, который смог создать и показать панораму Тауэра, и другие объекты таким образом, что они до сегодняшнего дня смотрятся идеально.
Эраст Гарин вернулся в Москву только в 1944 году и сразу же был приглашен на съемки в картину «Свадьба» от режиссера Исидора Анненского. В экранизации одноименного водевиля, написанного Антоном Чеховым, актеру досталась роль алчного жениха по имени Апломбов. Молодого человека заставляют жениться на дочери коллежского регистратора в отставке. На съемочной площадке Эраст Павлович работал вместе с Фаиной Раневской, Зоей Федоровой и Алексеем Грибовым.
«Золушка» — эта картина, после которой имя артиста Гарина было на устах на просторах всего Советского Союза. Кинолента, снятая по мотивам известной сказки Шарля Перро режиссерами Михаилом Шапиро и Надеждой Кашеваровой, была адаптирован Евгением Шварцем. В этой киноленте Гарин исполнил одну из главных ролей – Король. Актер великолепно воплотил в реальность образ чудаковатого монарха, который решил отказаться от собственного престола и практически осуществил задуманное, но затем вдруг передумал и забирает данное слово обратно. Газета «Вечерняя Москва» опубликовал статью в которой говорилось что: «Эраст Гарц сыграл роль короля в своей гротесковой и немного эксцентричной манере. Король в его исполнении одновременно трогателен и смешон, суматошен и глубоко человечен, он вроде ярморочной марионетки и в тоже время вполне реален».
В послевоенное время Эраст Гарин вновь занял место режиссера в Театре комедии в Ленинграде где с успехом поставил такие спектакли как «Московский характер», «Вас вызывает Таймыр», «Роковое наследство», «Медведь». Параллельно он успевал работать на радио и записывать инсценировки спектаклей, среди которых «Кармен» и «Вечера на хуторе близ Диканьки».
В кинокарьере актера есть и такое направление как озвучивание мультфильмов. Его голосом говорит Лис из «Девочки в джунглях», в «Волшебном кладе» это судья, а в «Красе ненаглядной» — Царь.
1950 год – за заслуги в киноискусстве актеру присудили звание «Заслуженный артист РСФСР».
От короля до профессора
В пятидесятых годах Эраста пригласила на работу в театр киноактера. И уже в 1956 году состоялась громкая премьера картины по мотивам Шварца «Обыкновенное чудо». В этой постановке Эраст Павлович сыграл главную роль – Короля. Уже после того как Сталин умер Эраст Павлович решился на постановку уже известного спектакля «Мандат». На каждой из афиш крупными буквами по настоянию самого Гарина было указано: «По мотивам работы народного артиста Вс. Мейерхольда». После расстрела великого режиссера это был первый раз, когда его имя вновь открыто упоминалось.
1957 год – Эраст Гарин был приглашен Эльдаром Рязановым для съемок в картине «Девушка без адреса», а также Леонидом Траубергом в киноленту «Шли солдаты». Еще через год об актере заговорила и пресса на западе. Случилось это благодаря показу картины «Ведьма» в рамках кинофестиваля в Сан-Франциско. В шестидесятых популярность Гарина возросла до таких высот, что в год он снимался в двух-трех картинах. В 1962 году в письме к сестре он написал: «Сейчас у меня съемки каждый день. Проходят они в закрытых павильонах. Поэтому выходя вечером на улицу я каждый раз удивляюсь солнцу и красоте окружающей природы».
1963 год – от режиссеров «Золушки» поступило предложение на съемки в новом проекте – «Каин XVIII». В основе этой киноленты лежит известное произведение Евгения Шварца под названием «Голый король». Эта роль короля стала четвертой в карьере актера. При этом в первые Гарин должен был перевоплотиться в монарха-тирана. Пока шли съемки киноленты Шварц, и Гарин успели оговориться о следующем проекте – экранизация «Обыкновенного чуда». В сюжетной линии этой сказки волшебник, который в лесу на своем пути встречает медведя и превращает его в молодого человека. Для того, чтобы вернуть свой истинный облик, медведь должен добиться от принцессы поцелуя. Сценарий к картине вновь создавали Хеся Локшина и Эраст Гарин. Последний к слову сказать так же исполнил и роль короля.
1966 год – возвращаясь со съемок картины «Веселые расплюевские дни» актер попадает в аварию, где получил сложную травму. Как итог Гарин ослеп на один глаз, а съемок в жизни актера стало гораздо меньше.
1971 год – небольшие роли в киноленте «Джентльмены удачи» и картине «12 стульев». Основная часть времени теперь уходила на работу на радио, а также озвучивание мультфильмов. Среди самых популярных ослик Иа в «Винни-Пух и день забот», осел и Любопытный в мультипликационной картине «В мире басен».
Личная жизнь
Первой супругой Эраста Гарина стала Хеся Александровна Локшина. Пара познакомилась на режиссерских курсах, а уже спустя несколько месяцев объявила о свадьбе. Семья вместе жила искусством и создавала сценарии к спектаклям и кинолентам. Брак дал трещину, когда в личной жизни Эраста Гарина появилась Любовь Саввишна Руднева, с которой актер оформил официальные отношения в 1935 году. Спустя три года в семье родилась дочь, которую назвали Ольгой.
Однако и этот брак оказался не прочным. После развода в 1941 году с Рудневой, актер вернулся к своей первой жене. Хеся Локшина простила супруга, после чего личная жизнь Эраста Гарина вновь обрела смысл. Пара прожила вместе вплоть до самой смерти кумира миллионов телезрителей.
Последние годы
На протяжении последних лет жизни Гарин довольно часто попадал в медицинские учреждения для лечения и восстановления подорванного здоровья. Это мешало съемкам и репетициям, которые постоянно приходилось прерывать.
В 1977 году Эраст Павлович Гарин удостоился звания «Народный артист СССР».
Спустя всего три года в 1980-м артиста не стало. Похоронили его в Москве, на территории Ваганьковского кладбища.
Избранная фильмография
- 1934 — Поручик Киже
- 1937 — Женитьба
- 1940 — Музыкальная история
- 1942 — Швейк готовится к бою
- 1944 — Иван Никулин — русский матрос
- 1944 — Свадьба
- 1947 — Золушка
- 1949 — Встреча на Эльбе
- 1952 — Ревизор
- 1955 — Неоконченная повесть
- 1957 — Девушка без адреса
- 1958 — Шли солдаты…
- 1960 — Русский сувенир
- 1961 — Алёнка
- 1962 — Монета
- 1962 — Необыкновенный город
- 1963 — Каин XVIII
- 1963 — Оптимистическая трагедия
- 1964 — Обыкновенное чудо
- 1966 — Весёлые расплюевские дни
- 1968 — Полчаса на чудеса
- 1971 — Джентльмены удачи
- 1971 — 12 стульев
- 1973 — Много шума из ничего
- 1973 — Нейлон 100 %
- 1975 — Меняю собаку на паровоз
- 1975 — Пошехонская старина