Елена Майорова — биография
Этой актрисе был отведен очень короткий земной путь – всего тридцать девять лет, но она успела стать настоящей звездой советского кинематографа. Елена Майорова шагнула в вечность еще очень молодой, и настоящие причины такого поступка не знает никто – свою тайну женщина унесла с собой.
Слава к актрисе Елене Майоровой пришла после участия в картинах «Скорый поезд», «Макаров», «Затерянный в Сибири».
Детство и юность
Родилась Елена Майорова 30 мая 1958 года в городе Южно-Сахалинске, в семье обычных советских тружеников. Мама была работницей мясокомбината, папа простой водитель автобазы. Они жили в бараке, стены которого зимой промерзали насквозь. Из отопления была только буржуйка, поэтому в помещении всегда было сыро и холодно. На свою зарплату родители могли купить только самое необходимое.
Лена была совсем маленькой, когда врачи обнаружили у нее туберкулез. Девочку определили в специальный санаторий, где она находилась достаточно долго. Она была маленькой, и не совсем понимала причин такого длительного расставания с родителями. Лена думала, что ее отправили сюда за то, что она себя плохо вела, и старалась доказать родным, что она самая лучшая дочь на свете.
Сценой Лена заболела еще в детстве. Когда ей было девять, она начала посещать занятия в театральной студии Дворца пионеров, и первые успехи только укрепили ее веру в себя, и лишний раз подтвердили, что ее судьба – это сцена.
Лена росла очень коммуникабельной, у нее было много друзей и подруг. Девочка не только хорошо училась, но и успевала поучаствовать во всех школьных мероприятиях.
Она была настоящая заводила, и эта ее особенность не прошла с годами. Майорова часто приезжала на родину после того, как стала знаменитой, и всегда устраивала вечера встречи со своими бывшими одноклассниками. Лена была настоящей любимицей в родном городе.
После получения школьного аттестата, Майорова решила упорно идти к своей мечте – стать актрисой. Она едет в Москву и пытается попытать счастья во всех театральных институтах. Но ее ждало разочарование – она провалила экзамены во всех вузах. Возвращаться обратно Елена не стала. Она стала студенткой строительного ПТУ, потому что только в этом училище иногородним предоставлялось общежитие. Три дня в неделю девушка обучалась теории, а другие три дня работала на настоящей стройке. В мороз и холод ей приходилось работать со стекловатой и утеплителями, потому что училась Майорова по специальности изолировщик труб.
ВУЗ и театр
Год, проведенный в строительном училище, не прошел напрасно. Майорова получила диплом с отличием, и нашла время для подготовки к поступлению в театральный вуз. Все члены приемной комиссии ГИТИСа были против нее, но Олег Табаков сумел рассмотреть в этой худенькой нефактурной абитуриентке будущую звезду, и настоял на том, чтобы ее приняли. Так в 1976-м она попала в мастерскую к самому Табакову. Именно он обратил внимание на то, как Елена читала свой монолог – это было не актерское мастерство, а настоящие чувства, особое настроение. Майорова слегка картавила, и разговаривала со своеобразным дальневосточным говорком, но она упорно трудилась над устранением этих недостатков, и уже после второго курса ее речь стала идеальной.
Свою театральную биографию Елена Майорова начала в театре «Современник», потом перешла во МХАТ, где была задействована в классических и современных постановках. Самой заметной ролью актрисы стала Маша в спектакле «Три сестры» по Чехову. В постановке «Орестея» ее партнерами были Татьяна Догилева и Евгений Миронов, дружба с которыми продолжалась до самой смерти актрисы. С этим спектаклем МХАТ ездил на гастроли не только по России, но и в Японию, по странам Европы. Во время гастролей в Греции Елену Майорову неофициально назвали русской Гретой Гарбо, так понравилась зрителям ее героиня Афина.
На службу в МХАТ ее пригласил Олег Ефремов. Ему нравилось, как играет молодая актриса, к тому же Ефремов был в нее влюблен. Но дальше платонических их отношения не зашли. Ефремов даже осмелился однажды предложить ей руку и сердце, но она ему отказала.
Фильмы
Дебютной работой Елены в кинематографе стала картина «Вам и не снилось…», в которой она перевоплотилась в соседку главного персонажа. Первую заметную роль актриса получила в ленте «34-й скорый», которая вышла в 1981-м. Все, кто был на съемочной площадке, удивлялись, как Майорова могла вживаться в образ, и не выходить из него даже в перерывах между сценами.
После этого Елену позвали на съемки фильма «Одиноким предоставляется общежитие», в котором главные роли исполнили Наталья Гундарева и Александр Михайлов. По сюжету этой незамысловатой истории одинокая сваха пытается устроить личную жизнь своих подружек с помощью фотографий, которые она рассылала кандидатам в женихи.
Потом в фильмографии Майоровой появился фильм «Зина-Зинуля», где роль главного персонажа исполнила Евгения Глушенко. После этого Елена получила роль в картине «Забытая мелодия для флейты», с Леонидом Филатовым и Татьяной Догилевой в образе главных персонажей. Очень понравилась зрителям и лента «Везучая», где Майорова стала молодой спортсменкой, которая ради семьи и ребенка бросает успешную карьеру.
А вот самыми лучшими работами актрисы зрители назвали картины «Скорый поезд», где она сыграла официантку Ольгу из вагона-ресторана, «Затерянный в Сибири», в которой ей досталась роль доктора Анны Ильиничны, «Макаров», где Елена примерила на себя образ жены центрального героя. Отметили ее роли и в фильмах «Возвращение «Броненосца» и «На ножах».
Всего в фильмографии Елены Майоровой сорок семь картин, некоторые из них зрители увидели уже после ее смерти. Последнюю роль актриса сыграла в фильме «Послушай, не идет ли дождь…», где стала призраком Смерти. Никому даже и в голову не приходило, насколько пророческим окажется этот образ.
Личная жизнь
В личной жизни актрисы Майоровой было два официальных брака. Первый раз она вышла замуж за своего однокурсника Владимира Чаплыгина, но брак долго не продержался. Елена не смогла найти общий язык со свекровью, и поэтому молодоженам пришлось ютиться в комнате мхатовского общежития. Владимир не вынес испытаний бытом, и вернулся к маме. Некоторые считают, что это был фиктивный брак, и Майорова пошла на это, чтобы после театрального не получить распределение в какую-то тьму-таракань, а спокойно остаться в столице.
Вторым мужем актрисы стал художник Сергей Шерстюк. Чувства между ними вспыхнули с первой встречи. Лена гостила у подруги, девушки вели неспешный разговор о личном, как вдруг Елена сказала, что она сейчас увидит своего суженого. Дверь комнаты отворилась, и на пороге возник Сергей. Это была их первая встреча, после которой они больше не расставались. Они жили вместе до самой смерти актрисы. Этот брак был бездетным, потому что Елена так и не смогла родить ребенка после перенесенного воспаления, вызванного работой на стройке.
Елене приписывают и роман с начинающим актером Олегом Васильковым, с которым они вместе снимались в картине «Странное время». Скоро об их отношениях узнало не только близкое окружение, но и муж. Шерстюк не стал устраивать публичные разборки, он просто терпеливо ждал, когда все закончится. Работа над проектом закончилась, и влюбленные расстались. Именно это стало причиной эатяжной депрессии, в которую впала актриса.
Причина смерти
Кто-то посоветовал Елене использовать керосин для полоскания горла. Актриса решила испытать новое средство, и 23 августа 1997-го проделала эту процедуру. Она была в нарядном шифоновом платье, и несколько капель попали на ткань. Елена вышла в подъезд, закурила, и мгновенно ее платье полыхнуло. Женщина пыталась самостоятельно бороться с пламенем, но ничего не получилось. Она бросилась за помощью к театру им.Моссовета, который был ближе всех, но не добежав до порога, потеряла сознание. Скорая доставила ее в знаменитый Склиф, но даже там опытные медики ничего не смогли сделать – ее тело было обожжено на 85%. Такие ожоги несовместимы с жизнью.
Ее смерть записали как несчастный случай, хотя некоторые коллеги были уверены, что Елена покончила жизнь самоубийством. До этого женщина предпринимала несколько попыток свести счеты с жизнью, но они были неудачными.
Ее муж Сергей Шерстюк прожил еще девять месяцев, и умер от онкологии. Свою последнюю картину он назвал «Ты и я», и посвятил ее своей жене. Местом их упокоения стало Троекуровское кладбище.
Избранная фильмография
- 1980 — Незваный друг
- 1981 — Наше призвание
- 1983 — Одиноким предоставляется общежитие
- 1984 — Один и без оружия
- 1985 — Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
- 1987 — Забытая мелодия для флейты
- 1988 — Скорый поезд
- 1989 — А был ли Каротин?
- 1990 — Шаги императора
- 1991 — Затерянный в Сибири
- 1991 — Хмель
- 1993 — Плащ Казановы
- 1993 — Макаров
- 1995 — Мелкий бес
- 1996 — Карьера Артуро Уи. Новая версия
- 1998 — На ножах
- 1998 — Чехов и Ко