Елена Яковлевна Соловей

Елена Соловей — биография


Елена Соловей – одна из самых необычных, нестандартных актрис советского и российского кино. Ее особенная, прекрасная внешность, несовременные манеры совсем не вписывались в рамки советского кинематографа, где женщина просто обязаны были быть активными, волевыми и даже жесткими. При этом мягкое обаяние красавицы Елены Соловей пользовалась большим спросом у режиссеров, снимавших фильмы о старинной жизни.

Такая роль в картине «Раба любви» сделала актрису настоящей звездой. Этот фильм показал, насколько артистка талантлива, привлекательна и оригинальна. Несмотря на свою красоту, Елена Соловей, нравилась далеко не всем киноманам, некоторым из них ее манеры казались необычными и неестественными. При этом никто не смел упрекать актрису в отсутствии таланта. Ее роли запоминались, она создала несколько достоверных образов настоящих, тонко чувствующих женщин.

Ранние годы и семья

Елена Соловей родилась зимой 1947 года в немецком городе Нойштрелиц в семье военных — Зинаиды Шматовой и Якова Соловья. Её родители были участниками Великой Отечественной войны и имели за плечами достойную службу. Отец, Яков Абрамович, происходил из белорусского местечка Кулешовка. Он был офицером-артиллеристом, награждённым двумя орденами Красной Звезды, орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны I степени. По происхождению — сын поляка. Мать, Зинаида Ивановна, родилась в совхозе «Большевик» города Сызрани, Самарская область. Во время войны она служила младшим лейтенантом медицинской службы и также была награждена орденом Красной Звезды.

Познакомились родители в самом конце войны — в Берлине. После Победы Якова Абрамовича, как политработника, оставили в составе советского гарнизона в Нойштрелице, где он и женился на Зинаиде Ивановне. Именно там, в послевоенной Германии, и появилась на свет их дочь Елена.

Елена Соловей в молодости
Елена Соловей в молодости

Когда девочке исполнилось три года, отец получил новое назначение — в Красноярск. Именно в этом сибирском городе родился её младший брат Владимир, и там же прошли детские годы будущей актрисы. Воспоминания о красноярском периоде Елена хранила с теплом: она росла в атмосфере послевоенной сплочённости, училась в местной школе, где рано проявила любознательность, любовь к чтению и старательность в учёбе.

Переезд в Москву

В 1959 году Яков Абрамович попал под сокращение, и семья была вынуждена переехать в Москву. Это стало значительным поворотом в жизни Елены. В столице отец устроился работать продавцом в «Союзпечати», а мать продолжила трудиться в системе здравоохранения, устроившись в больницу. Несмотря на сложности адаптации в новом городе и тоску по друзьям и учителям из Красноярска, Елена быстро освоилась, продолжая усердно учиться и читать.

Москва произвела на юную Соловей огромное впечатление. Перед ней открылся новый, насыщенный культурной жизнью и возможностями мир. Именно в это время в ней начала крепнуть мечта об актёрской профессии. Тяга к искусству, несомненно, подкреплялась столичной атмосферой — театрами, киностудиями, открытыми для будущих талантов.

Путь в актёрскую профессию не был мгновенным. С первого раза поступить в театральный вуз Соловей не удалось. Однако настойчивость и упорство привели её к цели. В 1966 году она успешно прошла конкурс во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) и была зачислена на курс к легендарному актёру Борису Бабочкину, известному по роли Чапаева. Учёба в ВГИКе стала для неё важнейшим этапом становления — как актрисы, так и личности.

В этот период судьба впервые свела Елену с молодым режиссёром, имя которого впоследствии будет неразрывно связано с её карьерой, — Никитой Михалковым. Эта встреча положила начало многолетнему сотрудничеству, в рамках которого они вместе создадут несколько культовых фильмов советского кинематографа.

Театральная сцена: от Москвы до Ленинграда

После окончания ВГИКа перед Еленой Соловей открылись перспективы театральной карьеры. Сыграв дипломный спектакль, она получила рекомендацию от самого Иннокентия Смоктуновского, благодаря которой была принята в труппу Малого театра. Здесь же специально для неё было решено поставить классическую пьесу «Чайка». Однако личная жизнь внесла неожиданные коррективы: выйдя замуж, Соловей оставила театр и переехала в Ленинград, где жил и работал её супруг — художник.

На новой сцене — в Театре имени Ленсовета — её карьера тоже складывалась успешно. Первоначально планировалось, что актриса исполнит роль Анны в постановке «Анна Каренина» режиссёра Романа Виктюка. Однако позже выбор пал на участие в другой классической пьесе — «Вишнёвый сад». В итоге ленинградские зрители увидели Елену Соловей в спектакле «Победительница». Хотя сама актриса была строга к своей работе и оценивала игру сдержанно, публика и критики были в восторге. Особенно ярким оказался её дуэт с Михаилом Боярским.

Следующей значимой постановкой стала пьеса Семёна Спивака «Я — женщина». Несмотря на скептические отзывы части зрителей и профессионального сообщества о работе режиссёра, Соловей горячо поддержала постановщика, высоко оценив его талант. Городское управление культуры признало спектакль лучшим в сезоне, а актрисе была вручена премия — от которой она, впрочем, отказалась. Всего в Театре имени Ленсовета Елена Соловей прослужила семь лет, после чего уехала сначала из Ленинграда, а затем и из страны.

В кино

Кинематографическая история Соловей началась ещё в студенческие годы. На первом курсе ВГИКа она снялась в короткометражной ленте «В горах моё сердце», сыграв дочь булочника. Эта работа стала первой ступенью на пути к большой актёрской карьере. Спустя год она появилась в фильме «Правдоха», продолжая набирать кинематографический опыт.

Елена Соловей в фильме «Цветы запоздалые»
Елена Соловей в фильме «Цветы запоздалые»

В конце 1960-х Соловей стала получать более заметные роли. Её игру отметили после появления в картинах «Цветы запоздалые» и «Король-олень». В последней ленте она оказалась на одной съёмочной площадке с мастерами советского экрана: Юрием Яковлевым, Олегом Ефремовым, Сергеем Юрским и Олегом Табаковым. Молодая актриса с жадностью впитывала знания и опыт старших коллег, развивая собственную манеру игры.

От «Семи невест» до «Неоконченной пьесы»

Решающим моментом в кинокарьере Елены Соловей стало участие в фильме Виталия Мельникова «Семь невест ефрейтора Збруева». Узнав о пробах, она пришла к режиссёру не с собственным портфолио, а со стопкой фотографий своих сокурсниц — настолько много в фильме было женских ролей. Такая настойчивость не осталась незамеченной: Мельников решил непременно задействовать саму Соловей в проекте.

С тех пор её карьера в кино пошла в гору. Яркими страницами стали роли в лентах «Дети Ванюшина», «Дневник директора школы», музыкальном фильме «Концерт для двух скрипок». Но по-настоящему всенародную известность ей принесло сотрудничество с Никитой Михалковым. После фильма «Раба любви» режиссёр часто приглашал актрису в свои работы. Соловей с уважением отзывалась о Михалкове, подчёркивая его способность вдохновить команду и настроить на нужный эмоциональный лад.

Елена Соловей в фильме «Дети Ванюшина»
Елена Соловей в фильме «Дети Ванюшина»

В 1977 году вышла одна из самых знаковых картин с её участием — «Неоконченная пьеса для механического пианино». Елена сыграла Софью Егоровну в ансамбле с Александром Калягиным и Евгенией Глушенко. Любопытно, что сначала она отказалась от роли: только что стала матерью во второй раз и хотела посвятить себя семье. Михалков, обиженный отказом, пригласил другую актрису, но позже всё же признал, что роль создана для Соловей. Он прислал ей письмо с извинениями и предложением приехать на съёмки на любых условиях. Актриса приняла предложение и взяла с собой детей.

Следующим этапом творческого союза с Михалковым стал фильм «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», где Соловей сыграла Ольгу Ильинскую. Хотя её роль в финальной версии оказалась меньше запланированного, актриса не выражала недовольства — доверие к режиссёру было полным. За эту работу она получила престижную премию «Золотой щит Оксфорда».

С успехом прошли и фильмы, снятые с другими режиссёрами. В 1981 году в прокат вышла мелодрама Ильи Фрэза «Вам и не снилось…», в которой актриса сыграла чуткую и понимающую учительницу. Это был один из тех образов, который зрители особенно полюбили.

В советское время Соловей была одной из самых востребованных актрис. Её экранными партнёрами становились такие легенды, как Леонид Куравлёв, Михаил Боярский, Юрий Богатырёв. Она постоянно получала предложения на ведущие роли, и её талант был признан как публикой, так и профессиональным сообществом.

«Раба любви»

Настоящей вехой в карьере актрисы стала «Раба любви» — картина, в которой она сыграла главную роль Ольги Вознесенской, вдохновлённую образом Веры Холодной. Сначала Соловей начала сниматься в фильме «Нечаянные радости» режиссёра Рустама Хамдамова, но проект был закрыт из-за конфликта с киностудией. Тогда Михалков предложил полностью переписать сценарий, изменить актёрский состав, оставив в центре только Соловей. Приняв приглашение, актриса ощущала вину перед Хамдамовым, но в итоге поняла, что это уже другая картина, с иным смыслом и подходом. На премьере она лично подошла к Михалкову, чтобы отметить, насколько светлой и цельной вышла работа.

Елена Соловей в фильме «Рабы любви»
Елена Соловей в фильме «Рабы любви»

Позже они снова встретились с Хамдамовым — на съёмках «Анны Карамазофф». Однако эта лента не имела успеха, оставшись малоизвестной страницей в её фильмографии.

В начале 1990-х годов Елена Соловей приняла непростое, но вынужденное решение покинуть Россию. Причиной стали нестабильность в стране и рост преступности. Актриса начала бояться за безопасность своих детей. Посоветовавшись с мужем, она уехала с семьёй в Соединённые Штаты, завершив тем самым яркий и насыщенный этап своей советской кинокарьеры.

Жизнь в эмиграции и возвращение на сцену

Переехав в Соединённые Штаты, Елена Яковлевна Соловей не питала иллюзий относительно продолжения успешной актёрской карьеры. Она сознательно выбрала роль хранительницы семейного очага и бабушки, готовая взять на себя заботу о доме и внуках, пока супруг занимался обеспечением семьи, а дети строили собственные пути. Семья обосновалась в живописной местности неподалёку от Нью-Йорка, в небольшом городе, окружённом лесами — атмосферном и уединённом уголке, далёком от суеты мегаполиса.

В течение нескольких лет Соловей оставалась без работы, живя скромно и вдали от публичности. Однако с течением времени она вновь обрела внутреннюю потребность в творчестве. Первыми шагами к возвращению стали выступления в Театре Александра Журбина на Брайтон-Бич — русскоязычном культурном центре эмигрантской жизни. Позже актриса нашла себя и в эфире: в Нью-Джерси она стала ведущей авторской передачи «Кулисы» на радио.

Елена Соловей в театре
Елена Соловей в театре

2001 год стал поворотным для Соловей: она основала детскую студию «Этюд», где занималась обучением юных американцев и детей эмигрантов основам актёрского мастерства и художественной выразительности. Этот проект стал для неё формой продолжения культурной миссии, способом сохранить связь с родной речью, театром и русской традицией.

В том же году актриса снялась в русско-американском телесериале «П. М. Ж.» — экранизации повести Анны Левиной «Приходите свататься». Проект рассказывал о жизни российских эмигрантов в США. Для большей аутентичности роли исполняли как бывшие актёры из СССР, так и непрофессиональные исполнители. Однако, несмотря на заявленные 16 серий, было отснято и показано лишь две — сериал закрыли.

В дальнейшем Соловей несколько раз появлялась в американских фильмах и сериалах, хотя по-настоящему большой популярности за океаном не добилась. Среди знаковых, пусть и небольших ролей — эпизод в культовом сериале «Клан Сопрано», где она сыграла сиделку Бранку Либински, ухаживавшую за Коррадо Джуниором Сопрано. Хотя экранное время было ограничено, это участие стало важной вехой: немногие актёры из России удостаивались ролей в столь влиятельных американских телепроектах.

Елена Соловей в сериале «Клан Сопрано»
Елена Соловей в сериале «Клан Сопрано»

В 2007 году Елена Яковлевна появилась в картине «Хозяева ночи» режиссёра Джеймса Грэя, исполнив роль Калины Бужаевой. Фильм повествовал о противостоянии полиции и наркосиндикатов в Нью-Йорке и стал одним из наиболее заметных проектов с участием актрисы в Голливуде. Грэй, по его признанию, давно мечтал пригласить Соловей в свою работу.

Через три года актриса вновь появилась на экране — на этот раз в ленте «Роковая страсть», показанной на Каннском фестивале. В ней она исполнила роль Рози Херц, и хотя участие было эпизодическим, фильм оказался отмеченным вниманием киноведов и критиков. Действие разворачивалось в Америке 1920-х годов, и участие Соловей добавило картине дополнительный культурный слой.

Одним из последних проектов, в которых Соловей приняла участие, стала приключенческая драма «Затерянный город Z». Здесь она сыграла вместе с целой плеядой звёзд мирового кино — Чарли Ханнэмом, Томом Холландом, Робертом Паттинсоном и Сиенной Миллер. Несмотря на скромный объём роли, для актрисы это было значимое возвращение в большое кино. После этого она взяла паузу, приостановив актёрскую карьеру на неопределённый срок.

В начале 2020 года Елена Яковлевна посетила Россию. Первым делом она отправилась к могиле матери на кладбище Донского монастыря, что стало символичным жестом памяти и благодарности. Новости о возвращении актрисы на родину вызвали ажиотаж в медийной среде: журналисты охотно приглашали Соловей в студии, а зрители — с трепетом следили за её появлением на телевидении.

Актриса дала обстоятельные интервью в популярных передачах — «Привет, Андрей!» с Андреем Малаховым и «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым. В них она подробно рассказала о жизни в эмиграции, творческом пути, личных потерях и сохранённой любви к российской культуре. Это возвращение стало одновременно ностальгическим и торжественным — напоминанием о яркой звезде, которая, несмотря на расстояния и годы, осталась любимой и признанной в своей стране.

Личная жизнь

Воспоминания Елены Соловей о личной жизни до замужества окрашены нотками нежности и легкой грусти. По её признанию, это был период юношеских увлечений и мимолётных влюблённостей, не имевших будущего. Она вспоминала, как в юности была очарована режиссёром Рустамом Хамдамовым — человеком тонкого вкуса и утончённого художественного видения. Однако романтические отношения между ними так и не завязались. Позднее актрису охватило новое чувство — вновь безответное. Только в лице Юрия Пугача, по словам Соловей, она нашла человека, который по-настоящему понял её душу.

Елена Соловей с Юрие Пугача
Елена Соловей с Юрие Пугача

Знакомство с будущим мужем произошло в 1971 году на съёмках фильма «Драма из старинной жизни». Юрий Пугач работал над картиной в качестве ассистента художника. Творческая атмосфера, общие интересы и быстро вспыхнувшая симпатия сделали своё дело. Хрупкая, обаятельная актриса с нежным голосом, ростом 165 см и весом 62 кг сразу привлекла внимание Юрия. Их роман стремительно развивался и вскоре перерос в брак.

Семейная жизнь Соловей сложилась счастливо. В союзе с Юрием Пугачом она обрела не только поддержку, но и душевную гармонию. У пары родились двое детей — дочь Ирина и сын Павел. Став взрослыми, они пошли разными путями, но сохранили близкие отношения с родителями. Ирина переехала в Германию, где вышла замуж и стала матерью троих детей — Софьи, Аграфены и Фёдора. Старшая внучка Елены Яковлевны уже подарила ей правнука по имени Леопольд. Павел же связал свою жизнь с наукой — он стал микробиологом, живёт с семьёй в США.

Однако годы семейного счастья были омрачены тяжёлым испытанием. В 2013 году у Юрия Пугача были диагностированы серьёзные проблемы со здоровьем — ему требовалась пересадка почки. Елена Яковлевна не колебалась: она начала поиски донора по всему миру, готовая даже пожертвовать своей собственной почкой ради спасения мужа. Но Юрий отказался от её органа. Тем не менее операция состоялась и прошла успешно. К сожалению, спустя несколько лет, в возрасте 74 лет, Юрий Пугач ушёл из жизни. Для Соловей это стало глубокой личной утратой — она потеряла не только супруга, но и верного спутника, с которым прошла долгий путь.

Поздние годы

В 2022 году Елена Яковлевна Соловей отпраздновала свой 75-летний юбилей. Несмотря на почтенный возраст, актриса сохраняет жизненную активность и ясность ума. Уже много лет она живёт в США, и хотя родина всегда остаётся в её сердце, Америка стала для неё настоящим домом. Здесь она обрела покой, уединение и возможность сосредоточиться на важном — семье, внутренней жизни и передаче знаний новому поколению.

Сейчас Елена Яковлевна предпочитает оставаться в тени. Она крайне редко даёт интервью, избегает публичных мероприятий и практически не появляется на телевидении. Однако в России её имя по-прежнему вызывает трепет и уважение. Её фильмы пересматривают с восторгом, она остаётся живым символом эпохи — актрисой, воплотившей лучшие черты советского кинематографа: душевность, тонкость, силу характера и благородство.

Елена Яковлевна Соловей

Осенью 2022 года актриса сделала редкое исключение и дала большое интервью журналистке Катерине Гордеевой. Разговор охватил широкий круг тем: от бурной молодости и золотых лет советского кино до современной мировой ситуации. В этом интервью Соловей предстала глубокой, честной, вдумчивой личностью, умеющей говорить просто о сложном и сохраняющей достоинство даже в тревожные времена.

Выяснилось, что в настоящее время Елена Яковлевна занимается преподавательской деятельностью. В одной из американских школ она обучает детей русскому языку, литературе и основам актёрского мастерства. Таким образом, она не только сохраняет связь с культурными корнями, но и продолжает передавать свой богатейший опыт и любовь к искусству молодому поколению, пусть и вдали от родины.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Елена Яковлевна Соловей?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя