Елизавета Никищихина — биография
Елизавета Никищихина — советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка РСФСР. Она известна своими яркими ролями странноватых и эксцентричных персонажей, которые, как правило, обладают добрым, но непонятным окружающим характером. Её творчество оставило заметный след в отечественном искусстве, благодаря чему она завоевала признание зрителей и критиков.
Детство
Детство Елизаветы Никищихиной прошло в условиях отсутствия родителей. После завершения Великой Отечественной войны её мать и отец отправились восстанавливать разрушенную Германию, забрав с собой лишь двух сыновей, Александра и Владимира. Маленькую Лизу оставили на попечение бабушки в Ярославле. Этот поступок Елизавета восприняла как предательство со стороны отца. Воссоединение с родными произошло лишь спустя семь лет, когда они вернулись в СССР. Однако и после этого возникло новое недопонимание из-за увлечений дочери.
Карьера в театре и кино
Едва теплившаяся связь между Елизаветой Никищихиной и её родителями почти разорвалась, когда она приняла решение после окончания 9-го класса поступить в театральную студию при Театре Станиславского. Для отца профессия актрисы ассоциировалась с распущенностью и вседозволенностью. Гордая Лиза покинула дом и, будучи молодой, выживала лишь на стипендию в общежитии. Примирение произошло много позже, когда сама артистка стала матерью.
В театре Елизавета Никищихина начинала свою карьеру во втором составе, работая с такими мастерами, как Майя Менглет, Евгений Урбанский и Владимир Коренев. Постепенно она заочно завершила обучение в ГИТИСе. В начале её творческого пути коллега и партнёр по спектаклю «Антигона» Евгений Леонов предостерегал её, что с таким сложным амплуа — сочетанием внешности клоунессы и темперамента трагической актрисы — будет непросто.
Творческая жизнь в театре началась успешно. Елизавета сыграла роли Герды в «Снежной королеве», Луизы в «Коварстве и любви» и Лиззи в «Продавце дождя». Однако прежний ажиотаж, который вызывал спектакль «Антигона», больше не ощущался. В дни его выхода милиция дежурила на улицах Москвы, так как зрители стремились увидеть это представление. Позднее артистка столкнулась с недопониманием со стороны художественного руководителя.
Режиссёр Анатолий Васильев, с которым Елизавета играла роль Вассы Железновой, пытался ей помочь, приглашая в Театр на Таганке. Однако руководство этого коллектива отметило, что жене диссидента не место в их труппе.
Тем не менее, в театре Станиславского её ожидали ещё несколько значительных ролей, включая Агафью Тихоновну в спектакле «Женитьба», поставленном Владимиром Мирзоевым. В новой драме актрисе стало неинтересно участвовать из-за нецензурной лексики и тематики человеческой деградации. Никищихина предпочитала заниматься искусством, не поддаваясь модным веяниям.
Первые кинороли Елизаветы оказались незаметными. Лишь в 1966 году она встретила творческий дуэт Александра Алова и Владимира Наумова, что привело к её участию в экранизации сатирического рассказа Фёдора Достоевского «Скверный анекдот».
Фильм стал доступен широкой аудитории только в 1987 году, и если бы этого не произошло, возможно, судьба актрисы сложилась бы иначе. Её амплуа оказалось несколько однобоким; как молодой девушке, так и женщине средних лет чаще всего предлагались нестандартные роли, отличающиеся простоватостью и экзотичностью.
Особое удовольствие Елизавета Никищихина испытывала от работы в детском репертуаре. Её игра в фильмах «Пеппи Длинныйчулок» и «Расмус-бродяга» отличалась глубокой и тонкой передачей характера. Кикимора из сказки «Там, на неведомых дорожках» в исполнении актрисы не выглядела устрашающей. Ещё одним заметным проектом стала многосерийная картина «Приключения Электроника», где она сыграла наивную, но заботливую помощницу профессора Громова — Марию.
В «Покровских воротах», снятых Михаилом Козаковым, Никищихина сыграла интеллигентную даму из 50-х годов. В этой лирической комедии её персонаж органично смотрелся на фоне игры таких актёров, как Олег Меньшиков, Анатолий Равикович, Инна Ульянова и Елена Коренева.
В знаменитой киносказке «Чародеи» она вместе с Евгением Весником и Павлом Винником перевоплотилась в члена комиссии, которая должна была проверить действие волшебной палочки. Кинематографической удачей в карьере Никищихиной считается роль жены Собакевича в фильме Михаила Швейцера «Мёртвые души».
Последней работой Елизаветы Никищихиной на экране стал сериал Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII». Премьера состоялась через три года после смерти актрисы, которая исполнила роль камер-фрау Крамер.
Личная жизнь
В середине 60-х годов Елизавета Сергеевна познакомилась с музыкантом Алексеем Познанским и собиралась выйти замуж. После службы в армии Алексей стал инвалидом, и актриса взяла на себя заботу о любимом, вскоре забеременев.
В это время ей предложили роль в «Антигоне». Режиссёр Львов-Анохин поставил ультиматум: спектакль или ребёнок. Никищихина выбрала искусство и сделала аборт, что привело к расставанию с Алексеем, который не смог её простить.
Первым мужем актрисы считался Анатолий Агамиров, музыкальный критик. Однако дочь Елизаветы Сергеевны считает, что между ними мог быть лишь краткий роман, так как вскоре мать встретила её отца Эрнеста Лейбова. Перед актрисой вновь встал выбор — сыграть Катерину в «Грозе» Александра Островского или оставить личную жизнь. Никищихина осознала, что, если вновь сделает аборт, никогда не выйдет на сцену, и назвала дочь в честь несостоявшейся героини.
В 1975 году супруг уехал в Америку, а Никищихина осталась, заявив, что русской актрисе в чужом мире не место. Семейное счастье пришло к Елизавете Сергеевне в браке с писателем Евгением Козловским. Оба творческих человека понимали друг друга с полуслова, и в их доме царил дух свободы и диссидентства. За это Козловский, публикующийся на Западе, провёл полгода в тюрьме.
Причина смерти
Пресса много писала о том, что причиной смерти Елизаветы Никищихиной стал алкоголизм. Однако её дочь Екатерина считала, что причины были глубже. Актриса начала пить после того, как прекратила играть в театре, который всегда ставила выше кинематографа. Ей не соответствовало ходить и выпрашивать роли.
Переломным моментом стало появление в труппе нового режиссёра Александра Товстоногова, сына знаменитого педагога и постановщика Георгия Товстоногова. Режиссёр игнорировал Елизавету Сергеевну, не предоставляя ей роли, а актриса не хотела выяснять отношения. Не выдержав очередного срыва жены, Козловский покинул семью. После конфликта с дочерью актриса отправила Катю в Америку к отцу. Когда Екатерина вернулась, она не узнала родной дом — «запах валидола и уныния» наполнил пространство.
Позже, когда Екатерина вышла замуж, Елизавета Сергеевна разменяла квартиру и переехала в коммуналку поближе к театру. Однако на Никищихину произошло нападение в её собственном доме: злоумышленники пытались ограбить и задушить её, что привело к развитию астмы у артистки.
В октябре 1997 года близкие обнаружили актрису мёртвой — она подавилась яблоком. Екатерина отвергала предположения о том, что это мог быть самовольный уход из жизни. Елизавета Сергеевна была верующим человеком, крестила дочь и никогда не пошла бы на такой шаг.
Вопросы, связанные с похоронами, решил театр. Последним пристанищем Елизаветы Никищихиной стало Востряковское кладбище, где в 2005 году была похоронена и её мать Надежда Павловна.
Избранная фильмография
- 1961 — Командировка
- 1963 — Полустанок
- 1965 — Похождения зубного врача
- 1970 — Шаг с крыши
- 1974 — Рассказы о Кешке и его друзьях
- 1978 — Шла собака по роялю
- 1979 — Приключения Электроника
- 1982 — Покровские ворота
- 1984 — Мёртвые души
- 1987 — Виктория
- 1989 — Село Степанчиково и его обитатели
- 1990 — Очарованный странник
- 1993 — Раскол