Эльза Скиапарелли

Эльза Скиапарелли — биография


Эльза Скиапарелли — известная парижская модельер и дизайнер, чье имя стало символом высокой моды и инноваций. Она является одной из ведущих фигур в создании концепции «прет-а-порте», предвосхитившей революцию в мире моды. Ее сотрудничество с такими творческими гениями, как Пабло Пикассо и Сальвадор Дали, привнесло в ее работы уникальный художественный почерк и необычные, запоминающиеся образы.

Детство

Эльза Луиза Мария Скиапарелли, будущая выдающаяся дизайнер и модельер, родилась осенним днем 1890 года в Риме. Принадлежность к знаменитой и уважаемой в Италии аристократической семье Скиапарелли с самого рождения обещала ей необычную судьбу.

Её отец, учёный с мировым именем, занимал пост декана на Римском университете и был признанным экспертом в области исламской культуры и средневековья. Один из дядей Эльзы, выдающийся астроном, внёс значительный вклад в науку, открыв миру существование «марсианских каналов». Второй дядя, египтолог по профессии, известен своим открытием гробницы Нефертари, возлюбленной жены Рамсеса II.

Эльза Скиапарелли в детстве

Эльза выросла в атмосфере научного поиска и культурных открытий. Окруженная людьми с богатым знанием и талантом, она с ранних лет увлекалась историей, культурой и религиозными обрядами древних цивилизаций, что нашло отражение в её раннем литературном творчестве — сборнике стихов «Аретуса».

Родители были обеспокоены содержанием и глубоким смыслом произведений дочери, видя в них излишне бурные фантазии. В попытке направить её энергию в более традиционное русло, они отправили Эльзу в швейцарскую школу-интернат при монастыре. Но строгие правила монастырской жизни вызвали у неё решительный протест в виде голодовки, и вскоре девушку пришлось вернуть домой.

Завершив образование, Эльза поступила в университет под руководством своего отца, выбрав философию в качестве основного предмета изучения. Однако перспектива нежелательного брака, настойчиво продвигаемая родителями, вынудила её покинуть Рим и переехать в Лондон.

В Англии, далекой от домашних уз, Эльза начала новую жизнь, устроившись работать няней в загородном поместье.

Мода

Влияние на дизайнерскую карьеру Эльзы Скиапарелли оказал Поль Пуаре, кутюрье, прославившийся своим радикальным подходом к моде, в частности, отказом от корсетов и слишком длинных платьев в пользу более свободной одежды, подходящей для активной жизни современных женщин. Со временем Скиапарелли стала называть Пуаре своим «щедрым наставником и дорогим другом», несмотря на то что она сама никогда формально не обучалась кутюрным навыкам. Вместо этого она экспериментировала с драпировками непосредственно на теле, часто используя себя в качестве модели.

Находясь в Париже, Скиапарелли, или «Скиап», как её называли друзья, начала создавать одежду для себя. Инспирацией для одного из её первых заметных проектов послужил свитер, который носила её знакомая из Америки. Исследовав происхождение этого изделия, Скиапарелли нашла его создательницу — армянку-портниху, жившую недалеко. Вместе они разработали ряд новаторских моделей свитеров и платьев. Первый такой свитер, украшенный ручной вязкой с мотивом trompe-l’œil, мгновенно завоевал популярность. Этот пуловер, исполненный в различных вариантах — от черно-белого до украшенного морскими татуировками или абстрактными узорами, стал любимым выбором многих знаменитостей и актрис. После успеха первого свитера последовали коллекции пляжной одежды, спортивных ансамблей, лыжных костюмов и вечерних нарядов. Крупный заказ от компании «Strauss» на производство спортивной одежды позволил Эльзе Скиапарелли закрепить свою известность и привел к открытию армянами в Париже собственной трикотажной фабрики.

Дом моды Скиапарелли открылся на улице Рю-де-ля-Пе под вывеской «Для спорта», и в 1928 году выпустил свой первый аромат, unisex одеколон под названием «S». Эльза использовала в его составе ароматические компоненты, начинающиеся на букву «S».

В 1930-е годы наступил период расцвета для дома Скиапарелли. Создавая свои коллекции, она сотрудничала с множеством художников, таких как Сальвадор Дали и Жан Кокто, чьи произведения украшали одежду. Эксклюзивность коллекций подчеркивалась уникальными украшениями и необычными пуговицами, напоминающими всё — от подсвечников до сверчков. Сюрреалистический дух творчества Скиапарелли выразился в ожерельях, украшенных насекомыми из цветного металла, создающих иллюзию живых существ на коже владельца.

Помимо одежды, Скиапарелли активно разрабатывала парфюмерную линию. Оригинальные флаконы духов, такие как Schiap с пробкой в форме курительной трубки и Sleeping с флаконом, напоминающим горящую свечу, стали настоящими произведениями искусства. Однако наибольшую известность принесли женские духи Shocking! с флаконом в форме женского торса, созданные вдохновленной Мэй Уэст и картинами Сальвадора Дали художницей Леонор Фини.

Эльза Скиапарелли стала первой женщиной-дизайнером, чьё имя украсило обложку журнала Time, благодаря чему её имя стало символом ультрасовременной высокой моды.

Взаимодействие с Сальвадором Дали

Дизайнерская работа Эльзы Скиапарелли в соавторстве с Сальвадором Дали оставила значительный след в истории моды. Их совместные творения, такие как шляпа-туфля, платье с омаром, а также платья «слёзы» и «скелет», выделяются своей необычностью и художественной выразительностью.

Одно из самых знаменитых творений этого дуэта — платье с омаром, выполненное из белого шелка с малиновым поясом. На платье красовалось изображение омара, созданное Дали. Этот наряд прославился после того, как его надела герцогиня Виндзорская Уоллис Симпсон для фотосессии Сесиль Битон накануне своей свадьбы с Эдуардом VIII.

Эльза Скиапарелли с Сальвадором Дали

Платье «слёзы», представленное в коллекции «Цирк» в феврале 1938 года, было выполнено в бледно-синих тонах и украшено рисунком из рваных слез. Это платье создавало иллюзию разорванной животной плоти, вуаль была усыпана «настоящими» слезами, что ещё больше усиливало эффект.

Платье-скелет также было частью коллекции «Цирк». Это строгое чёрное платье из крепа с имитацией скелета на белой подкладке эффектно подчеркивало контуры человеческого тела, добавляя образу драматизма.

Шляпа-туфля, представленная в коллекции Осень/Зима 1937—1938, привлекала внимание своей необычной формой — каблук шляпы торчал вверх, а носок был направлен к лбу носителя. Этот аксессуар носили многие известные личности того времени, включая музу Дали, Галу.

Сотрудничество Дали и Скиапарелли также оказало влияние на парфюмерию. Для аромата Le Roy Soleil Дали разработал дизайн флакона с пробкой в форме солнечного лика, что стало знаковым дополнением к коллекции.

Скиапарелли не только активно сотрудничала с Дали, но и вела дизайнерскую «гражданскую войну» с Коко Шанель, что Дали описывал в своих воспоминаниях, рассказывая о своих встречах с обеими дизайнерами.

В 1930-е годы дом Скиапарелли насчитывал уже 400 сотрудников и восемь мастерских, что свидетельствует о значительном расширении его деятельности. Эльза Скиапарелли также заказала эксклюзивный дизайн интерьера для своего парижского салона Schiap Shop, который разработали Жан-Мишель Франк и Альберто Джакометти, добавив интерьеру изысканности и утончённости.

Личная жизнь

Ранние годы карьеры Эльза Скиапарелли омрачены историей с Вильгельмом де Керлором, талантливым мошенником, который умело использовал своё умение убеждать и манипулировать, внушая доверие своими заявлениями о сверхъестественных способностях.

Эльза и Вильгельм встретились в Париже, и уже на второй день он сделал ей предложение, которое она приняла, зачарованная его мистическим обаянием. Но счастье было недолгим. Их брак быстро обернулся финансовыми трудностями, ведь Скиапарелли, дочь уважаемого профессора, оказалась основным источником дохода в семье. Её деньги поддерживали не только их семью, но и позволяли Вильгельму продолжать его авантюрные начинания. Всё изменилось, когда Вильгельм был депортирован из Великобритании за свои занятия гаданием — событие, которое подтолкнуло пару к переездам из страны в страну.

Эльза Скиапарелли с дочерью

Родив в 1920 году дочь Гого, Эльза вскоре оказалась одна. Вильгельм исчез в одной из своих путешествий и был убит через восемь лет в Мексике. Воспитание дочери легло на её плечи, и Эльза превратилась из патриархальной жены в самостоятельную женщину, которая впоследствии возвысится на вершины модной индустрии.

В 1930-х годах, достигнув успеха в профессиональной сфере, Эльза вновь попыталась найти любовь с оперным певцом Марио Лауренти. Но и этот роман закончился трагедией — Марио неожиданно скончался, оставив Эльзу с разбитым сердцем.

В книге «Моя шокирующая жизнь», Скиапарелли откровенно рассказывает о своих переживаниях и жизненных уроках. Эта книга стала возможностью для поклонников заглянуть за кулисы её жизни, полной взлётов и падений, личных трагедий и триумфов в мире моды.

Смерть

Эльза Скиапарелли, выдающийся и революционный дизайнер, известная своими яркими и оригинальными творениями, скончалась в возрасте 83 лет, спустя два десятилетия после выпуска своей последней коллекции. Конкретные причины её смерти остаются неизвестными.

Согласно её последней воле, Эльза Скиапарелли была похоронена в шелковом костюме ярко-розового цвета, который она сама называла «шокирующим розовым». Этот цвет стал одним из её фирменных знаков. На похороны собрались её дочь и две внучки, которые и выполнили последнее желание кутюрье, облачив её в любимый цвет.

В 2014 году, благодаря усилиям внучки Эльзы, Марисы Скиапарелли, была издана книга «Личный альбом Эльзы Скиапарелли». Это издание стало значимым событием, так как включало в себя редкие фотографии из семейного архива, что позволило поклонникам и исследователям моды глубже познакомиться с личной жизнью и творческим наследием знаменитой дизайнерши. Книга была подготовлена при поддержке известного модного дома Живанши, что подчеркивает важность и влияние наследия Скиапарелли в мире высокой моды.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share