Эмиль Брагинский — советский и российский прозаик, драматург и сценарист. В числе его выдающихся творений — комедии, созданные совместно с Эльдаром Рязановым, которые завоевали сердца зрителей своим тонким юмором и глубоким пониманием человеческой природы. Брагинский удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и является лауреатом Государственной премии СССР.
Эмиль, также известный как Эммануэль, Вениаминович Брагинский, происходивший из еврейской семьи, увидел свет в ноябрьские дни 1921 года. Его родители, москвичи-медики по профессии, гинеколог Вениамин Павлович и хирург Софья Борисовна, проживали в сердце столицы, где воспитывали своих двух детей.
Во время школьных лет юноша оказался в окружении детей из интеллигентских семей, благодаря чему с ранних лет проникся любовью к классической литературе, начал сочинять стихи и короткие рассказы. Когда Эмилю исполнилось девять, он потерял мать, что вынудило его переехать к сестре Анне, и подобные обстоятельства сделали занятия творчеством чрезвычайно затруднительными.
После того как отец создал новую семью, он перестал уделять должное внимание воспитанию сына. Эмиль, вдохновленный семейными традициями, поступил на медицинское отделение университета. Однако Великая Отечественная война внесла свои коррективы в его учебный процесс, и Брагинский был отправлен на строительство оборонительных сооружений, надеясь, что в критический момент его ум и физическая подготовка спасут его.
Несмотря на все старания, Эмилю не удалось избежать ранения, и его эвакуировали в исторический город Душанбе, где он стал работать в местной больнице, оказывая помощь раненым солдатам. Во время отдыха он с энтузиазмом освоил игру в шахматы, посвятив себя ей без остатка.
После окончания войны его увлечение шахматами привело к работе корреспондентом в газете «Советская Латвия», где ему было поручено освещать шахматные соревнования всесоюзного уровня. Впоследствии он сотрудничал с спортивными журналистами и написал ряд самостоятельных статей о культуре, представляя советским читателям значимые события.
Особенно Эмиль увлекался воссозданием жизнеописаний известных художников, многие из которых впоследствии были преобразованы в сценарии для драматических произведений и кинофильмов. Прорывом в его карьере стало создание произведения «В квадрате 45», легшего в основу приключенческого кинолента, что стало важным этапом в его жизни и творчестве.
В 1955 году Эмиль Вениаминович принял решение уйти из журналистики и, вооружившись текстом своей первой комедии, направился в один из московских театров. Александр Аронов, известный советский режиссер, после ознакомления с несколькими главами рукописи, выразил согласие на постановку.
Спектакль под названием «Раскрытое окно» вызвал бурю смеха среди зрителей, особенно благодаря игре таких мастеров сцены, как Евгений Леонов и Майя Менгелт. За кулисами после представления сценаристу удалось познакомиться с Эльдаром Рязановым, что заложило основу их будущего плодотворного творческого союза.
Первым совместным проектом Брагинского и Рязанова стал фильм «Берегись автомобиля», окутанный аурой трогательного детектива. Несмотря на изначальный приказ руководства «Мосфильма» остановить производство киноленты, процесс возобновился и довелся до конца после того, как текст был опубликован в одном из литературных журналов, что, в свою очередь, вызвало колоссальный интерес у зрителей.
Еще одним бесспорным триумфом Брагинского стала лента «Ирония судьбы, или С легким паром!», дебютировавшая на экранах в новогоднюю ночь и подарившая зрителям массу радостных эмоций и искренних смех. Главный герой, Евгений Лукашин, вызвал не только волну юмора, но и желание зрителей помочь ему в его нелегких испытаниях.
Данная комедия послужила стартом для ряда дальнейших успешных проектов, созданных в соавторстве с Эльдаром Рязановым, среди которых «Зигзаг удачи», «Гараж» и «Служебный роман». За их вклад в кинематограф талантливые сценаристы были удостоены почетных наград и государственных премий, обычно присваиваемых выдающимся политическим и академическим деятелям.
Помимо совместной работы с Рязановым, Эмиль Вениаминович внес вклад в театральное искусство, создав ряд спектаклей, которые позже были адаптированы для кинематографа. Среди них стоит выделить такие произведения, как «Игра воображения», «Почти смешная история», «Суета сует», «Учитель пения» и «Детектив на семь персон», демонстрирующие неиссякаемый творческий потенциал автора.
В период молодости судьба связала Эмиля Брагинского с Ирмой Шалыто, его однокурсницей, и вскоре этот союз был увенчан появлением сына Виктора, который впоследствии выбрал путь художественного образования. Фотографии из семейного архива, хоть и встречаются редко, но ясно свидетельствуют о счастливых годах, проведенных вместе, несмотря на напряженный рабочий график Эмиля.
В 1975 году Брагинский пережил сердечный приступ, после чего врачи-кардиологи предрекли ему лишь несколько дней жизни. Тем не менее, после выписки из московской больницы сценарист словно забыл о своих здоровьесберегающих предписаниях и продолжил трудиться над созданием фильмов, стремясь доставлять радость зрителям.
Спустя двадцать три года, после возвращения из зарубежного путешествия, Эмиль Вениаминович ощутил резкое ухудшение самочувствия прямо в аэропорту Шереметьево-2. Его внезапная кончина, наступившая вследствие инфаркта сразу после приземления самолета, произошла на глазах у супруги и прибывших на место сотрудников скорой помощи.
Комментарии
Эмиль Вениаминович Брагинский-талантливый сценарист, драматург...спасибо и низкий поклон вам за
"ИРОНИЯ СУДЬБЫ, ИЛИ С ЛЕГКИМ ПАРОМ!"