Эмиль Золя — биография
Эмиль Золя – известный французский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Стал самым значимым представителем реализма во второй половине 19-го века, теоретиком и вождем натуралистического движения. Наибольшую популярность получил после публикации 20-томного цикла «Ругон-Маккары». Много произведений Золя экранизированы, и пользуются успехом у зрителя.
После него осталось огромное литературное наследие, а еще противоречивая биография, вызывающая массу вопросов, оставшихся без ответа. Эмиль Золя – натура страстная и целеустремленная, что отлично видно по его произведениям. В отличие от других писателей, Золя не скрывал собственного мнения, оно выражалось в его книгах. Есть мнение, что именно это и привело к печальному исходу его жизни.
Детство
Родился Эмиль Золя в Париже 2 апреля 1840 года. Отца мальчика звали Франсуа Золя, он итальянец по происхождению, имевший французское гражданство. Мама будущего писателя – француженка. Отец работал инженером, ему удалось заключить выгодный контракт, согласно которому он должен был построить канал в городе Экс-ан-Прованс. Франсуа начал действовать немедленно, забрал семью и отправился на новое место жительства в 1843 году.
Золя и его партнеры создали компанию, которая должна была реализовывать проекты. К работе по строительству канала и плотины приступили в 1847-м, но Франсуа внезапно серьезно заболел воспалением легких, от которого скоропостижно скончался.
Эмилю исполнилось семь лет, когда мама отдала его на обучение в пансион при колледже Бурбона, в стенах которого мальчик провел пять лет. Там он встретил Поля Сезанна, из которого в будущем получится известный художник-постимпрессионист. Поль и Эмиль дружили на протяжении четверти века. В это же время Золя увлекся творчеством Альфреда де Мюссе и Виктора Гюго, Альфреда де Виньи. Сам Золя пробует свои силы в написании стихов. К сожалению, до наших дней они не сохранились. Этот небольшой городок, в котором Золя провел свои детские и юношеские годы, позже будет описан в различных сюжетах и сценах его произведений, но только под вымышленным именем Плассан.
После того, как не стало отца, семья осталась практически на грани нищеты. Единственным доходом оказалась пенсия матери, но ее не хватало на все необходимое. В 1852-м женщина поневоле вернулась в Париж, там как раз шел судебный процесс между кредиторами и компанией ее покойного супруга. Суд признал компанию Франсуа Золя банкротом.
К восемнадцати годам Эмиль уже успел разочароваться в жизни, и решил перебраться в Париж, к матери. Этот город больших надежд и больших чувств не подарил Эмилю радости, он постоянно ощущал свою нищету. Мать настояла на том, чтобы он учился на юриста, но Эмиль умудрился два раза провалить экзамены.
Литература
Провалившись на экзамене, Золя начинает свою трудовую биографию с работы в книжном магазине. В 1862-м молодой человек перешел в издательство «Ашет». Прошло четыре года, прежде чем Эмиль понял, что тоже может зарабатывать написанием литературных произведений. Свои первые шаги в литературе он начал с журналистской деятельности. Уже в 1864-м он выпустил свой первый сборник с рассказами, получивший название «Сказки Нинон». Популярность пришла к Эмилю Золя спустя год, после опубликованного дебютного романа «Исповедь Клода». В нем отразилась биография самого писателя. Это произведение принесло автору известность.
А потом писатель принялся за создание дела всей своей жизни – романа «Ругон-Маккара» в 20-ти томах. Главные герои повествования – одна семья, ее жизнь со времен Наполеона III и 2-й Французской империи. Золя собирался завершить работу на десяти томах, но в итоге для полного раскрытия сюжета ему понадобилось целых двадцать томов. Самыми значимыми среди них получились «Жерминаль» и «Западня», в которых описывалась жизнь рабочего класса.
«Дамское счастье» тоже полюбилось читателям. В этом романе отражена идеология той поры, с ее активным развитием коммерческих отношений, где следуют правилу «клиент всегда прав», а продавец порой не имеет права голоса. Сюжет книги переносит читателя в магазин «Дамское счастье». В этом романе, как и во многих других произведениях писателя, главные роли отведены бедным провинциалам, которые стремятся к успеху, и уверенно идут своим путем.
Золя умудрился каким-то образом описать все уловки торгашей, о которых в 19-м веке никто даже не догадывался. Это в наше время ими никого не удивишь, а в те годы это стало настоящим откровением. В своих произведения Эмиль часто описывает женщин, как волевых, сильных, умеющих самостоятельно принимать решения и не зависеть от мужчин. Именно так выглядят и героини «Дамского счастья». По мнению литературных критиков, Золя писал эти образы со своей матери.
Много внимания Золя уделяет и психологическому настрою мелкой буржуазии, пытающейся добиться правды в жизни. Однако все эти попытки ни к чему не приводят. В аналогичной ситуации оказался и революционер из романа «Деньги», который читатели смогли оценить в 1891-м.
Популярность романа «Нана» вышла далеко за пределы Франции. В России вышло три его издания, но ни в одном из них не оказалось полного текста. Запрет на публикацию произведения в полном объеме наложила царская цензура. Главная героиня этого произведения – девушка по имени Анна Купо, написана с реально существовавшей женщины – куртизанки Бланш Д’Антиньи, с которой Золя был знаком лично.
Цикл «Ругон-Маккара» представляет собой семейную сагу, в которой одно поколение сменяется другим, периодически возникают новые персонажи. Автор хотел донести до читателя идею, что наследственность, семейные привычки и обычаи не так просто искоренить, они передаются из поколения в поколение.
Параллельно с литературным творчеством Золя вел и активную общественно-политическую жизнь. Он опубликовал статью под названием «Я обвиняю», ставшую ответом на нашумевшее «Дело Дрейфуса». Тогда много известных людей приняли сторону офицера-еврея, обвиненного в шпионской деятельности в пользу Германии. Он был приговорен на пожизненное заключение. Золя не смог стоять в стороне от происходящего, и стал одним из многих знаменитостей Франции, оказавших поддержку Дрейфусу.
Личная жизнь
После того, как Эмиль приехал к матери в Париж, он встретил девушку по имени Александрина Мелей. Достаточно долго они были страстными любовниками. Александрина оказалась честолюбивой, серьезной, с виду очень хрупкой, но на самом деле достаточно сильной девушкой. Она принадлежала к среднему классу, и эту связь мать Эмиля одобрила. Влюбленные поженились в 1870-м, и личная жизнь писателя складывалась счастливо. Если бы не одно досадное обстоятельство – у них не было детей.
Судьба решила сыграть с супругами злую шутку. Ведь именно Александрина приняла на работу в свой дом новую служанку, молодую девушку по имени Жанна. Спустя некоторое время Золя и Жанна стали любовниками. Достаточно долго писатель скрывал этот факт, полностью обеспечивая всем необходимым свою юную пассию. Но она забеременела, и когда родила писателю первого ребенка, он больше не скрывал их отношений.
Эмиль Золя взял в жены Жанну Розро, которая родила ему еще одного малыша. В новой семье литератор был невероятно счастлив, родные люди вдохновляли его на творчество.
Смерть
Сердце писателя остановилось 29 сентября 1902 года, ему исполнилось 62 года. Причиной смерти стал угарный газ, которым Золя отравился. Официальное заключение гласит, что каминный дымоход вышел из строя, и газ попал в жилое помещение. В некоторых периодических изданиях напечатали последние слова писателя, которые он сказал жене перед смертью. Золя жаловался на плохое самочувствие, но от услуг доктора отказался.
Многие современники Эмиля Золя заподозрили, что это не простая случайность, и предумышленное убийство. Но тогда доказать ничего не получилось. Только через полвека журналисту Жану Борелю удалось провести расследование и опубликовать его результаты в статье под названием «Убит ли Золя?». Он предположил, что это умышленное убийство, которое осуществили фармацевт и трубочист. Последний признался в том, что умышленно загрязнил дымоход в квартире писателя.
После смерти писатель оставил огромное литературное наследие, состоящее из повестей, новелл, романов, литературно-публицистических произведений.
Произведения
- Ругон-Маккары
- Исповедь Клода
- Завет умершей
- Тереза Ракен
- Марсельские
- Мадлена Фера
- Творчество
- Земля
- Мечта
- Человек-зверь
- Деньги
- Разгром
- Доктор Паскаль
- Сказки Нинон
- Новые сказки Нинон
- Осада мельницы
- Госпожа Сурдис
- Капитан Бюрль