Евгений Рафаилович Ганелин

Евгений Ганелин — биография


Евгений Ганелин — российский актёр, педагог и театральный режиссёр, известный своей работой на сцене и в кино, а также преподавательской деятельностью.

Ранние годы и образование

Евгений Ганелин появился на свет 19 января 1959 года в Ленинграде в интеллигентной и уважаемой семье. Его предки по отцовской линии были евреями, один из родственников являлся членом-корреспондентом Российской академии наук. Мать будущего артиста работала преподавателем истории в музыкально-педагогическом училище, была музыкально одарённой — играла на пианино, пела — и всячески поощряла разносторонние интересы сына. Маленький Женя посещал кружки хоккея, фотографии, а также играл в народном театре, что стало первым шагом на пути к сцене.

Несмотря на родительские ожидания продолжения академической династии, Евгений выбрал искусство. После окончания школы он поступил на драматический факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), где попал в мастерскую заслуженного деятеля искусств РСФСР Владимира Петрова. Когда Ганелин торжественно предъявил отцу студенческий билет театрального вуза, тот сдержанно поздравил, но предложил «теперь поступать на истфак». Евгений отказался, объяснив, что совмещать обучение в двух университетах невозможно. Театральный институт он окончил с отличием в 1980 году.

В 1990-е годы Ганелин подумывал о переезде в Москву и работе в Театре на Таганке, но решающее слово сказал отец — и Евгений остался в Петербурге. Впоследствии его всё больше привлекала педагогическая стезя. Он стал преподавать актёрское мастерство сначала в собственной альма-матер, затем в театральных вузах Финляндии и Нидерландов. Особое внимание он уделял постановкам, опирающимся на серьёзную драматургию и философскую глубину.

Одним из ярких эпизодов его преподавательской карьеры стала дипломная декада, в рамках которой его выпускной курс представил шесть постановок по произведениям Гомера, Томаса Манна, Ивана Вырыпаева, Нины Садур и Теннесси Уильямса. Все студенты, принимавшие участие, получили оценку «отлично», что стало признанием высокого уровня подготовки и самого педагога, и его учеников.

Театральная карьера

После окончания ЛГИТМиКа Евгений Ганелин был принят в труппу Молодёжного театра на Фонтанке. Уже через два года, в 1982-м, он перешёл в Театр Ленинского комсомола, ныне известный как «Балтийский дом». В 1986 году актёр сменил сценическую площадку вновь — на этот раз его приняли в Театр имени Веры Комиссаржевской, где он впоследствии провёл значительную часть своей творческой жизни.

Сценический багаж Ганелина постепенно пополнялся разноплановыми ролями, среди которых: доктор и Соломон Найман в спектакле по «Яме», Пугачёв в «Самоубийце», дон Чиро в «Воре в раю», Манилов в «Чичикове», Иким в «Безымянной звезде» и санитар Хесус в «Мыльных ангелах». Эти образы продемонстрировали не только широту актёрского диапазона, но и его склонность к глубокому вживанию в характеры персонажей, зачастую на стыке трагического и комедийного.

В 1990 году вместе с другом Ганелин основал театр двух актёров под названием «Хамелеон». Идея камерного театра, ориентированного на живое взаимодействие с публикой и актёрскую импровизацию, соответствовала его стремлению к эксперименту и внутренней свободе на сцене. В дальнейшем он сотрудничал с продюсерской фирмой Вадима Дубровицкого «Янус» и объединением «Театральный мир».

Как режиссёр Евгений Рафаилович проявил себя в ряде проектов: он поставил спектакли «Опала Андамуки» и «Катарина», музыкально-пародийные шоу «Звёздный час» и «Лица», а также оригинальные интерпретации классики — «Чайку» Чехова, «Ночную репетицию» по Булгакову и «Диалоги» по Володину.

Оценивая крупнейшие театры Петербурга, Ганелин признавался, что сценическая атмосфера БДТ и Александринского театра показалась ему чрезмерно тяжеловесной: по его словам, «там приятно ходить по коридорам и смотреть фотографии, но для работы души они не приспособлены». В результате артист вновь вернулся в Театр имени Веры Комиссаржевской — сцену, с которой у него сложились наиболее органичные отношения.

Работа в кино и на телевидении

Кинодебют Евгения Ганелина состоялся в 1985 году в военной драме «Подвиг Одессы». В этом фильме он исполнил роль самоотверженного старшего сержанта, готового пожертвовать собой ради спасения товарищей. Однако картина не вызвала отклика у широкой аудитории, как и последовавшие за ней драмы «Подсудимый» и «Криминальный талант». Несмотря на холодный приём зрителей, Ганелин не терял уверенности, что настоящее признание ещё впереди.

Переломным моментом в его экранной карьере стала работа в популярном сериале «Убойная сила». На кастинг он пришёл, не зная ни формата проекта, ни роли, которую должен был играть. Первоначально рассматривалась возможность, что он сыграет Максима Веригина, однако эту роль получил Сергей Кошонин, а Ганелин стал Жорой Любимовым — колоритным милиционером, искренним, энергичным и прямолинейным. Этот образ органично вписался в экранную эстетику начала 2000-х и стал одним из любимых у зрителей. Как отмечал сам актёр, в отличие от сдержанного Веригина, его герой не боялся конфликтов — мог парировать словом и действием.

Проект оказался успешным, с широкой географией показов — от Европы до Африки. Однако сам Ганелин вспоминал, что его не взяли в съёмочную группу, отправлявшуюся на съёмки в США и ЮАР, предположив, что продюсеры могли поступить так из-за конфликта по поводу авторских прав. Особенно напряжённой выдалась работа на Кавказе: съёмки сопровождались охраной ОМОНа, бронетранспортёрами, а актёры носили с собой оружие. Больше всех выделялся Андрей Федорцов, подготовленный к экстремальным условиям благодаря армейскому прошлому.

Евгений Ганелин в сериале «Убойная сила»

В 2005 году, по собственному признанию, Ганелин обрадовался завершению сериала — устал от образа и формата. Тем не менее, узнаваемость долго оставалась при нём: например, инспекторы ГИБДД нередко проявляли лояльность к известному актёру.

Следующие годы принесли роли преимущественно в военных и детективных проектах. В «Горюнове» он перевоплотился в контр-адмирала, готовясь к роли при участии профессиональных консультантов, в том числе капитана подводной лодки и актёра Ивана Краско. Интересно, что фамилия «Горюнов» встречалась и в другом проекте — «Бандитский Петербург», где Ганелин также снимался.

В его фильмографии доминируют образы военных: в «Ситуации 202» — подполковник Чибис, в «Антиснайпере-2» — Борис Романов, в «Военной разведке» — капитан Самарцев. В «Морских дьяволах» он исполнил роль подполковника ФСБ, в «Тайнах следствия – 9» — начальника службы безопасности. Любимой ролью сам актёр называет командира Леонова в драме «Дот», где он сыграл офицера, спасающего подчинённых из окружения.

Значительным успехом стала его работа в сериале «Крик совы», где Ганелин перевоплотился в немецкого разведчика. Проект получил высокие оценки, был номинирован на премию «Золотой орёл», а также удостоен награды ФСБ.

Выйдя за рамки привычных жанров, он попробовал себя в мелодраме «Жена по совместительству», которую зрители охарактеризовали как «сказку со счастливым концом». К числу нестандартных и значимых для него работ относятся также триллер «Шпион № 1» и боевик «Пустыня», где он исполнил роли второго плана.

Параллельно с актёрской деятельностью Евгений Ганелин активно развивал академическую карьеру. Он является заведующим кафедрой актёрского мастерства Санкт-Петербургского института кино и телевидения, профессором и кандидатом наук. Ему принадлежит ряд научных и методических публикаций, в том числе учебники «Азы актёрской профессии» и «Учебный спектакль», получившие признание среди студентов и коллег.

В 2020-х Ганелина всё чаще приглашают на роли авторитетных и уравновешенных мужчин. Так, он сыграл адвоката Алексея Горохова в мини-сериале «Детдомовка» и вновь вернулся к этому образу в продолжении «Паромщица. Долина мечты». По признанию режиссёров, актёр придал персонажу нужную харизму и достоверность.

В 2025 году он вновь появился в продолжении «Морских дьяволов: Вектор атаки», где вернулся к своей прежней роли. Съёмки проходили в Санкт-Петербурге и Ленобласти — в тех местах, с которых когда-то начинался его путь.

Личная жизнь

Со своей будущей супругой Юлией Евгений Ганелин познакомился во время отдыха в Одессе. Тогда она работала библиотекарем, позднее посвятила себя уходу за больным отцом мужа и стала надёжной опорой для артиста. Жена с пониманием относилась к тому, что Евгений месяцами пропадал на съёмках или в театре, полностью отдаваясь профессии. Их отношения выдержали испытание временем и творческими разъездами.

Евгений Ганелин с семьей

Спустя год после знакомства у пары родился сын Александр. Он пошёл по стопам отца, окончил тот же вуз, где преподавал Ганелин-старший, однако, по собственным словам, не сталкивался с обвинениями в протекционизме. Позднее Саша завершил аспирантуру в Российском институте сценических искусств и стал играть на одной сцене с отцом в Театре имени В. Ф. Комиссаржевской. Он также начал строить карьеру в кино, появившись в «Морских дьяволах», «Ментовских войнах», а также в «Горюнове» с Максимом Авериным и в «Белой гвардии» с Константином Хабенским.

Семейную жизнь Евгения омрачали лишь слухи в прессе. В разные годы распространялись неподтверждённые сообщения о разводе, новой женитьбе и даже дочери, якобы рождённой от актрисы Анастасии Мельниковой. Сами Ганелин и Юлия воспринимают подобные домыслы с иронией, не придавая им значения.

В настоящее время

Сегодня Евгений Ганелин остаётся востребованным и активным актёром, не испытывая тревоги по поводу пауз в кинематографе. Его творческая энергия сосредоточена на сцене Театра имени Веры Комиссаржевской, где он занят сразу в нескольких постановках. В спектакле для детей «Двенадцать месяцев» он воплощает образ добродушного солдата, а в драме «Прошлым летом в Чулимске» по пьесе Александра Вампилова играет роль Дергачева — персонажа, которому придаёт характерную глубину и жизненность.

В феврале 2025 года Ганелин стал гостем телепередачи «Мой герой» с Татьяной Устиновой. В откровенной беседе он поделился воспоминаниями о детстве и юности в Ленинграде, рассказал множество забавных и неожиданных эпизодов из актёрской карьеры, а также приоткрыл закулисье своей работы над сценическими образами — тем самым позволив зрителям взглянуть на его профессию изнутри.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share