Евгений Чарушин – советский иллюстратор-анималист, детский писатель и скульптор. Сын Вятского архитектора И.А. Чарушина.
Жизнь Евгения Чарушина не была очень долгой, но он успел оставить после себя богатое наследие – любимые многими поколениями детские книги, проиллюстрированные им самим. Он был одним из тех творцов, кто во взгляде на мир сохранил детскую непосредственность, простую и понятную любовь ко всему окружающему. Его доброе и человечное искусство радует ребят и по сей день, учит их бережно относиться к созданиям природы – зверям и птицам.
Евгений Иванович родился 29 октября 1901 года в городе Вятка (ныне Киров) в семье губернского архитектора И. А. Чарушина. Мальчик был долгожданным сыном, поэтому его детские шалости всегда оставались безнаказанными, вызывая лишь чувство умиления у родителей и старших сестер. Через шесть лет в семье родился еще один ребенок – Владимир, но Женя так и остался любимчиком и баловнем.
Семейство было обеспеченным, и детские годы будущего анималиста прошли в достатке. В доме царила теплая атмосфера любви и творчества. Отец, построивший в Вятской губернии более 500 зданий различного назначения, занимал в обществе солидное положение и мог позволить семье жить в большом доме. В их жилище было много книг, клеток с певчими птичками и аквариумы с рыбками, а на подворье содержались охотничьи собаки и лошади. Мама Евгения в молодые годы слыла искусной наездницей, но из-за травмы ей пришлось оставить любимое занятие. Родив детей, она посвятила себя заботе о них и уходу за садовыми и оранжерейными растениями.
До наших дней сохранились воспоминания близких Евгения Ивановича, о том, какое влияние оказала природа на его развитие. Например, плавать он научился, ухватившись за хвосты коров, пересекающих реку, а выговаривать неподдающуюся букву «р» начал, передразнивая карканье вороны. Рисовал мальчик всегда – для него это было таким же привычным делом, как дышать и говорить. Хотя на семейных фото Чарушин-младший выглядит серьезным, на самом деле он был шутником и проказником.
С 6 лет мальчик обучался в Вятском коммерческом училище, где делался упор на художественное образование. Будущий художник и здесь проявил себя отъявленным шалунишкой, но его природное обаяние и успехи в учебе заставляли прощать ему все. И даже когда они с ребятами учинили подрыв печки, руководство учебного заведения закрыло на это глаза. Разумеется, тот факт, что отец Жени в тот момент строил новые корпуса училища, сыграл решающую роль.
Терпение педагогов лопнуло, когда вольнодумец совершил святотатство над книгой о Законе Божьем, пририсовав изображениям ангелов причинные места. Хулиган был переведен в другую гимназию, где он встретил друга всей жизни Юрия Васнецова, дальнего родственника знаменитого художника. Молодые люди вместе охотились, занимались спортом, а позже основали группу художников-литераторов «Сопохуд».
Получив среднее образование, Чарушин мобилизовался и попал в 3-ю армию Восточного фронта, где работал художником-оформителем политотдела.
В 1922 году парень поступил в Петроградскую академию художеств, где на тот момент уже учился Юра Васнецов.
Противник системы, ненавистник канонов Евгений считал, что престижная кузница живописцев не дала ему почти ничего. Гораздо большую пользу он извлек из посещений зоопарка, где рисовал зверушек с натуры. Окончив академию, Чарушин какое-то время подрабатывал, оформляя вывески для нэповских торговцев.
Впервые иллюстрации Евгения Чарушина появились на страницах книги «Мурзук», написанной Виталием Бианки. О талантливом художнике узнали, и его стали приглашать для оформления изданий с произведениями Максима Горького, Корнея Чуковского и Михаила Пришвина. Одна из самых известных работ анималиста – портреты персонажей книги «Детки в клетке» Самуила Яковлевича Маршака.
Чаще всего Чарушин работал в любимой технике – литография. Изображение окружающей среды, в которой находились зверушки, иллюстратором игнорировалось. Уж таков был почерк знаменитого художника – он всегда противился стандартным приемам.
В годы Великой Отечественной Евгений Иванович с семьей был эвакуирован в родной Киров. Излюбленную анималистическую тематику пришлось на время оставить – военное положение вносило свои коррективы. Иллюстратор оформлял спектакли местного драмтеатра, рисовал для сборников «Боевые дни» и «Наука ненависти», писал плакаты на партизанскую тематику, делал роспись в зданиях Кирова.
Чарушин тесно работал с ленинградским фарфоровым заводом, не только придумывая изображения для росписи, но и изобретая способы их нанесения на готовые изделия. После окончания войны увлекался лепкой миниатюрных фигурок зверушек.
Писать собственные произведения Евгений Иванович начал, послушав совета Маршака, а его прозаическим дебютом стал рассказ «Щур». Почти во всех написанных им рассказах и сказках героями становились животные, а сюжет был всегда добрым и с благополучным финалом. Верным другом Чарушина-писателя был тонкий юмор, а излюбленным приемом – подражание звукам зверей и птиц.
Сочиняя прозу, художник часто отклонялся от литературного языка и принятых стилистических канонов, используя жаргонизмы и вульгаризмы. Его произведения будто не придуманы, а пережиты самим автором. Евгений Иванович не изображал животный мир похожим на мир двуногих, отвергая такой прием, как антропоморфизм.
Каждое живое существо художник представлял загадкой, передавая таинственность отсутствием четких очертаний и несколько размытым изображением. Штрихи и пятна без контура – своеобразная манера Чарушина, эдакий анималистический импрессионизм.
В том, что Евгений Чарушин обожал животных, нет никаких сомнений – достаточно взять в руки любую проиллюстрированную им книгу или собственное произведение. Образы Патрикеевны, Топтыгина, Волчишки и других зверушек – свидетельство безграничной любви автора ко всему живому.
Дом анималиста всегда был полон собак, кошек и птиц разных видов. Даже выходя на охоту, Чарушин шел не за добычей, а за единением с природой, познанием повадок и инстинктов. К тому же, это чисто мужское занятие привлекало его возможностью погрузиться в мир ритуалов, легенд и мифов.
Евгений Иванович был настоящим народным умельцем, смастерившим множество полезных поделок. Он даже получил патент на одно их изобретений – колесо, бегающее по поверхности воды.
В молодости автор прозаических произведений пробовал себя на поэтическом поприще. Став взрослым, высказывался об этом опыте негативно.
Чарушин был неплохим пловцом и хорошо играл в шахматы. Но к «гимнастике для ума» относился так же, как и к искусству – не любил нарушать гармонию математическими расчетами.
В личной жизни иллюстратора и писателя было спокойствие и счастье. Молодой художник женился в 1928 году, с супругой Натальей Зоновой жил дружно и в ладу. У пары родился сын Никита, ставший единственным наследником и продолжателем творчества отца. Своему любимому ребенку Евгений Иванович посвятил сборник рассказов «Никитка и его друзья». Никита Евгеньевич Чарушин является автором иллюстраций ко многим произведениям, его работы представлены в Третьяковке, государственном Русском музее, экспозициях зарубежных галерей.
Чарушину посчастливилось дождаться внучку. Сегодня Наташа – член Союза художников РФ, талантливый иллюстратор книг Виталия Бианки, Сельмы Лагерлеф, Николая Сладкова, автор собственных детских произведений. Наталья Никитична, по примеру деда, увлекается росписью миниатюрных оловянных фигурок.
Правнучку Чарушина назвали в честь прадеда – Евгенией. По семейной традиции, она иллюстрирует детские издания. Кроме того, проводит лекции об истории своей творческой династии. В начале 2019 года в Санкт Петербурге прошла ее персональная выставка «Таинственные тропинки».
Годы войны подорвали здоровье творца. Работая над росписями в Кирове, Чарушин надышался ядовитой нитритной краской, вследствие чего много раз падал без чувств. По окончанию ВОВ ему пришлось перенести инфаркт.
Евгений Иванович скончался от онкологии, как и его отец – архитектор. Только вот Ивану Аполлоновичу удалось дожить до 80 лет, а его сыну было отведено всего 63 года.
После смерти иллюстратора состоялась выставка в ГДР, где его работы удостоились высшей награды – золотой медали.
Художник-анималист похоронен на одной из аллей Богословского кладбища в Санкт-Петербурге.
Комментарии
не очень но нравится
ток себе я за
дебил
сам дебил
🥴
Почитайте еге детские книги, - бред полнейший
норм
Он же старался
Рот закрой он старался а ты это писал без мозгов
Ты бред он старался
Очень понравились его рассказы о животных!
Любимые рассказы из детства.