Актера Евгения Евстигнеева можно считать настоящим человеком-эпохой в театре и кинематографе. Он прожил не очень длинную, но такую насыщенную жизнь, что ему можно просто по-человечески позавидовать. Его фильмография состоит из сотни ролей в картинах самых разных жанров, и ролей в театре не меньше. Одним он полюбился как серьезный персонаж, другие видят в нем неподражаемого комика или драматического героя. Но в любом случае, актер Евгений Евстигнеев не оставляет равнодушным никого.
Впервые имя Евгения Евстигнеева зазвучало после выхода картины «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Это была лишь вторая работа в биографии актера, но именно она стала настоящим стартом его творческого пути в кинематографе.
Родился Евгений Евстигнеев 09 октября 1926 года в старинном русском городе Нижний Новгород. Его родители были простыми рабочими, совершенно далекими от искусства. Отца звали Александром Михайловичем, он работал металлургом и был старше своей жены на 20 лет. Маму звали Мария Ивановна, она трудилась на том же заводе, в качестве фрезеровщицы. Женя был поздним ребенком, когда он родился, маме было уже 32 года. У отца уже был старший сын от первого брака, а у мамы Евгений первенец.
Несмотря на пролетарское происхождение, Женя очень рано начал проявлять интерес к миру искусства. Он занимался музыкой, причем обнаружилось, что у мальчика идеальный слух, играл на разных инструментах, причем был самоучкой. Но у родителей не было особых возможностей баловать сына, поэтому он занимался музыкой только тогда, когда выпадала свободная минутка.
Жене исполнилось всего шесть лет, когда он остался без отца. Они с мамой остались одни, без помощи и поддержки, поэтому ей приходилось работать в две смены, чтобы обеспечить более-менее нормальное материальное положение себе и сыну. Через некоторое время Мария встретила хорошего человека и стала его женой. Жизнь потихоньку начала налаживаться. Евгений закончил семилетку и пошел работать на завод, где его взяли электромонтером. Для повышения квалификации нужны были знания, поэтому смышленый парень стал студентом дизелестроительного техникума.
Евгений успевал по всем предметам, был среди лучших студентов. Ему нравилось учиться, и он даже не думал, что придется бросать учебу. Но случилось несчастье – отчим трагически погиб, и Жене пришлось идти работать. Его с распростертыми объятиями встретили на заводе «Красная Этна», ведь там тоже нужны были грамотные рабочие. Так в качестве слесаря он и трудился там в течение четырех лет.
Наверное где-то в небесной канцелярии каждому из нас отведено определенное место в жизни и у каждого своя судьба, которую не обойдешь. Не иначе, как провидением можно назвать случай, который перевернул всю жизнь молодого слесаря и сделал из него гениального актера. Помогло серьезное увлечение музыкой, которое Женя не бросал. У него даже были определенные успехи на этом поприще. Женя виртуозно играл на гитаре, рояле и ударных. В свободное время он выступал с джаз-оркестром на разных концертных площадках Нижнего. О молодом таланте заговорили, и однажды на их концерт пришел Виталий Лебский, который в то время был директором в Горьковском театральном училище. Ему очень понравилось виртуозное выступление парня, он понял, что перед ним настоящий самородок. Именно он посоветовал Евгению стать актером, оставил свои координаты и пригласил к себе на пробы.
Евгений решил попробовать счастья и отправился по указанному адресу. Преподаватель оказался строгим, но справедливым, прослушал выученную басню и поздравил парня с зачислением в Горьковское театральное училище. Евгению не пришлось сдавать экзамены строгой приемной комиссии, да и учебный год уже начался – протекции директора оказалось достаточно, чтобы талантливый парень оказался среди студентов этого учебного заведения. Талант актера в Евстигнееве раскрылся буквально после начала занятий, поэтому даже скептики больше не судачили о его льготном поступлении.
После получения диплома Евгений получил назначение во Владимирский областной драмтеатр им.Луначарского. Он проработал там 3 года, но всегда чувствовал, что ему не хватает образования. Это ощущение и привело молодого актера в столицу, где он вскоре снова стал студентом, на этот раз выбрав Школу-студию МХАТ. Он так очаровал приемную комиссию, что сразу стал студентом второго курса этого театрального вуза.
В 1956-м Евстигнеев получил диплом о втором высшем театральном образовании. Его руководителем был П.Массальский, а однокурсниками будущие прославленные артисты — Татьяна Доронина, Олег Басилашвили, Михаил Козаков, Галина Волчек.
В 1955-м Евстигнеев вместе с бывшими сокурсниками организовали свой театр под названием «Студия молодых актеров», который в 1957-м стал называться «Современник». В том же году Евгений вошел в его труппу. Дебютной работой талантливого актера стала постановка «Вечно живые», в которой он стал Черновым.
Этому театру Евстигнеев отдал пятнадцать лет, но главных ролей ему почти не предлагали. У Евгения были персонажи второго плана, но зато яркие, самобытные, которых зритель запоминал еще на премьере. Критики считали самой лучшей работой актера постановку «Голый король», где Евстигнеев стал Королем, показав поклонникам всю многогранность своего таланта. Одной из последних ролей на сцене «Современника» стал Дорн в спектакле «Чайка» по Чехову.
В 1971-м из театра ушел лучший друг Евгения – актер Олег Ефремов, вместе с которым покинула сцену почти вся труппа, в том числе и Евстигнеев. Они перешли во МХАТ.
Дебютной работой в новом театре стала постановка «Валентин и Валентина», где Евгений стал Володей. Театралы столицы спешили раскупить билеты на все спектакли этого театра, поэтому все постановки проходили при полных залах.
В 1980-м здоровье актера Евстигнеева первый раз напомнило о себе – у него случился первый инфаркт. Положение было очень серьезным, и врачи порекомендовали исключить театральную деятельность и всерьез заняться лечением. Прошел год и Евгений снова включился в бешеный ритм театральной жизни. В 1990-м он задействован в постановках Театра Антона Чехова, в 1991-м отдает свой творческий потенциал АРТели АРТистов.
За всю свою театральную жизнь Евстигнеев сыграл свыше сотни ролей на сцене, которые оценили критики и полюбили театралы. Но наступил момент, когда пошатнувшееся здоровье вынудило актера уйти со сцены.
В кинематограф Евгений Евстигнеев пришел уже опытным актером, за плечами которого были многочисленные постановки в театре. Он дебютировал в ленте «Поединок», в которой ему предстояло стать офицером. Шел 1957-й год. Ему понравилось сниматься, но слишком плотным был его график в театре, поэтому на кинематограф времени почти не оставалось. По этой причине в 50-е и 60-е годы актера почти не снимали. Настоящим рывком вперед стала картина «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», где Евгений стал товарищем Дыниным.
В 1965 году Евстигнееву предложили главную роль в картине «Гиперболоид инженера Гарина». Так он стал Петром Гариным. Картина была снята в жанре научной фантастики и отмечена почетной премией Итальянского фестиваля.
До 80-х Евстигнеев успел сняться в картинах, которые стали лучшими во времена Советского Союза. Это был «Золотой теленок», «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя», «По семейным обстоятельствам».
Отдельным фрагментом в биографии великого актера стоят комедии, снятые популярным режиссером Эльдаром Рязановым. В картинах «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Невероятные приключения итальянцев в России» актер сыграл роли второго плана, но они были характерными и очень запоминающимися.
В1983-м Евстигнеева пригласили на съемки музыкальной картины «Мы из джаза». Поклонником джазовой музыки он был с ранних лет, поэтому с радостью согласился. Актер мог часами слушать джазовые композиции, у него была приличная коллекция пластинок, которые он либо привозил с заграничных гастролей, либо покупал с рук, не жалея никаких денег. Евстигнеев мог целый вечер наслаждаться джазовой музыкой в исполнении Ф.Синатры, Д.Эллингтона, Л.Армстронга. Джаз сопровождал его везде, особенно за рулем собственного автомобиля.
В 1985-м режиссер К.Шахназаров снял музыкальный фильм «Зимний вечер в Гаграх», в котором предложил Евстигнееву стать Алексеем Бегловым – мастером бить чечетку. Картина снята на основе реальных событий, образ, воплощенный актером на экране реально существовал. Это был прославленный мастер-чечеточник А.А.Быстров, который выступал в сопровождении московского джазового оркестра Эдди Рознера.
Самой успешной работой в творческой биографии актера стала картина «Собачье сердце», где Евстигнеев стал профессором Преображенским. Для участия в пробах пригласили больше десяти мэтров советского кинематографа, но режиссер фильма В.Бортко отдал роль именно Евстигнееву. Этот фильм пополнил копилку шедевров отечественного кино, работа Евстигнеева отмечена Государственной премией РСФСР.
В 1991-м Евгения Евстигнеева пригласили на съемочную площадку сериала «Гардемарины, вперед!», режиссера Светланой Дружининой. Любимый актер стал Бесстужевым. Потом была новая работа – мелодрама «Ночные забавы», режиссеров Краснопольского и Ускова, в котором можно насладиться игрой и других известных актеров – Ирины Алферовой, А.Филозова, Валентина Гафта.
Последней работой Евстигнеева в кино стала картина «Ермак», которую актер уже не увидел. В этой ленте он сыграл самого Ивана Грозного, но озвучивать роль пришлось другому актеру – С.Арцибашеву.
В личной жизни Евгения Евстигнеева было много женщин, влюбленностей и три официальных брака. Первый раз актер женился на своей однокурснице Галине Волчек. Девушка была окружена поклонниками и не сразу обратила внимание на чувства неказистого молодого человека. Они поженились в 1955-м и прожили десять лет. В 1961-м они стали счастливыми родителями сына Дениса. Он продолжил династию Евстигнеевых и тоже имеет отношение к кино — он стал успешным режиссером и продюсером.
Второй женой Евгения стала актриса Лилия Журкина, с которой он познакомился в «Современнике». Она была молода и красива, разница в возрасте одиннадцать лет не пугала влюбленных. После того, как они поженились, Лилии пришлось бросить «Современник», чтобы не сталкиваться с первой женой своего мужа – Галиной Волчек. В 1968-м в семье родилась дочка Мария. Девушка тоже связала свою жизнь со сценой – она работает в «Современнике» и замужем за актером Максимом Разуваемым.
Поначалу их жизнь складывалась очень хорошо, но вскоре жена начала болеть, у нее появились проблемы неврологического характера, к тому же она начала пить. Евгений пытался лечить любимую жену, менял врачей и клиники, но успехи были равны нулю. Лилия умерла в возрасте 48-ми лет, и это стало причиной второго инфаркта у Евстигнеева.
Евгений недолго пребывал в статусе одинокого вдовца. Прошло меньше года, и он встретил свою третью жену. На этот раз ею стала Ирина Цывина, которая была моложе Евгения на 37 лет. Ей было всего 22, ему – 59. Все друзья и коллеги немного завидовали Евгению, когда видели его счастливое лицо. Но браку был отмерен короткий срок – всего шесть лет. Они очень хотели сына, но первая попытка закончилась неудачно. А для второй у них уже не было времени. После смерти Евстигнеева Ирина вышла замуж, родила сына и назвала его Женей – такова была последняя просьба актера перед смертью.
Два инфаркта, перенесенные в разные годы, сказались на работе сердца. В 1992-м году актеру стало совсем плохо, и он решился лечь в Лондонскую клинику на операцию. Ему очень хотелось быть здоровым, ведь впереди еще было много планов в творческой и личной жизни. Благодаря министру культуры Николай Губенко даже были выделены средства на проведение операции, которая должна была состояться 05.03.1992 года. Ему не хватило одного дня, чтобы дождаться операции – у актера случился сердечный приступ накануне, 4 марта, который и привел к смерти.
На самолете тело Евгения Евстигнеева доставили в столицу. Местом его упокоения стало Новодевичье кладбище.
Комментарии
Очень талантливый человек.
Евгений Евстигнеев один из самых любимых артистов. Восхищает не только блистательный талант но и высочайшая интеллигентность которой прямо светится его личность. Интеллигентность в самом лучшем смысле этого слова.
1991 год фильм ночные забавы-для меня это истина и особые чувства к ссср-советскому союзу-улицы-дома-вывески-дороги-люди и конечно их поведение -одежда и незабываемая ностальгическая музыка которая навивает все далёкие образы и видения ушедшей и невозвратимой эпохи.
Не указали фильм " Бег"
"Золотой теленок"
А "Собачье сердце" это заказная проплаченная антисовеская чушь
такая же как и "Гараж"
Евстигнеев это артист с большой буквы таких больше не будет обожаю его за фильмы с его участием