Гарри Бардин — биография
Гарри Бардин — советский и российский художник-мультипликатор, режиссёр, сценарист и актёр, известный работами в жанрах пластилиновой и кукольной мультипликации.
Детство и юность
Гарри Бардин (настоящее имя — Гарри Яковлевич Барденштейн) родился 11 сентября 1941 года в Чкалове (ныне Оренбург). Родители мультипликатора до войны жили в Киеве. Отец, Яков Львович, служил в морской пехоте и ушел на фронт в первый день Великой Отечественной войны. Своего сына он увидел лишь после завершения Сталинградской битвы.
Война стала тяжелым испытанием для семьи. Беременная мать режиссера, Розалия Абрамовна, вместе с родственниками была вынуждена эвакуироваться. Это спасло их от трагической участи: в 1941 году в Бабьем Яру нацисты устроили массовые расстрелы, уничтожив тысячи киевских евреев.
Детские годы Бардина оставили в его памяти яркие впечатления, прежде всего связанные с музыкой. В интервью он вспоминал один из самых волнующих моментов детства: в 1943 году, под Новый год, он с отцом прогуливался по оренбургскому парку, где из громкоговорителей звучал марш из оперы Аида Джузеппе Верди. В тот момент мальчик не знал, что перед ним — шедевр мировой оперной классики, но эта мелодия навсегда запомнилась ему. Еще одним музыкальным воспоминанием стало прощание с оренбургскими танкистами, уходившими на фронт под звуки песни Священная война.
После окончания войны отец Бардина вернулся домой. В 1945 году семья переехала в Энгельс, затем в Лиепаю, где жила до демобилизации Якова Львовича в 1960 году. В эти годы у Гарри начала проявляться тяга к творчеству: он любил создавать куклы из подручных материалов и придумывать для них сюжеты. Эти детские увлечения позже сыграли ключевую роль в его профессиональном становлении.
В 1968 году он окончил Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ имени М. Горького. Воспоминания о студенческих годах остались у него самыми светлыми: он называл этот период лучшим временем своей жизни.
Начало творческого пути
Хотя сегодня Гарри Бардин известен как выдающийся мультипликатор, его карьера началась с актерской деятельности. В этот период он принял новую, более краткую и запоминающуюся фамилию. После окончания Школы-студии МХАТ он поступил в труппу Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя, а также пробовал себя в кинематографе и озвучивании мультфильмов.
Дебют на экране состоялся в 1970 году в картине Штрихи к портрету В. И. Ленина. Впоследствии он появлялся в эпизодических ролях: рабочего в комедии Ар-хи-ме-ды!, учителя в Розыгрыше, главного инженера химкомбината в Москва слезам не верит. Даже спустя годы он продолжал появляться в кино — в 2000 году сыграл в фильме Третьего не дано.
Параллельно Бардин пробовал себя как драматург. В 1974 году он написал вместе с Василием Ливановым пьесу Дон Жуан, которая привлекла внимание Государственного академического театра кукол имени Сергея Образцова. Именно это сотрудничество подтолкнуло Бардина к режиссуре.
В мультипликации
В 1975 году Бардин сделал важный шаг в карьере, поступив на работу в Союзмультфильм. Однако адаптация в новом коллективе оказалась непростой. Опытные мастера анимации, включая легендарного Ивана Иванова-Вано, с недоверием отнеслись к человеку, который не имел профильного образования, но сразу начал снимать профессиональные фильмы. За 15 лет работы на студии он так и не стал «своим» среди коллег.
Несмотря на первоначальные сложности, Бардин сумел заявить о себе. Он начал с традиционной рисованной мультипликации, создавая как детские (Приключения Хомы, Летучий корабль), так и взрослые работы (Пиф-паф, ой-ой-ой!, Прежде мы были птицами).
Настоящим прорывом стала пластилиновая анимация. В 1984 году он выпустил Тяп, ляп — маляры — фильм, открывший новую главу в отечественной анимации. Его мультфильмы перестали быть просто детскими: в них поднимались остросоциальные и политические темы. Например, Серый Волк энд Красная Шапочка высмеивал чиновников и индустрию культуры.
Бардин экспериментировал с материалами: для Конфликта (1983) он использовал спички, превращая их в аллегорию военного столкновения. В Выкрутасах главный герой отгораживался от мира, превращая все вокруг в колючую проволоку, а в Браке веревки Буся и Мася изображали супружеские отношения, где каждая ссора истончала связь между героями. В Адажио он использовал бумагу, перенося библейскую историю в необычный визуальный формат.
В 1991 году Бардин ушел из Союзмультфильма и основал собственную студию Стайер. Вскоре его пригласили в США для мастер-классов на студии Disney. Западные продюсеры предложили ему остаться, обеспечив жильем и высокой зарплатой, но он отказался, решив развивать отечественную анимацию.
В 1995 году Стайер выпустил Кота в сапогах. В 2010-м вышел первый полнометражный фильм Бардина — Гадкий утенок, основанный на сказке Андерсена. Российские телеканалы отказались транслировать его, назвав артхаусом, но за границей фильм был встречен овациями, получив награды в Испании, Аргентине, США и Чехии. Впоследствии он удостоился и российской премии Ника.
Финансирование становилось все сложнее, и Бардин обратился к краудфандингу. Так были созданы Три мелодии, Слушая Бетховена и Болеро-17. В 2019 году он анонсировал сбор средств на Песочницу, в которой звучала музыка Глинки, Рахманинова и Шопена.
В 2023 году он представил Аве, Мария!, вдохновленный музыкой Франца Шуберта. Работу над фильмом он завершил без давнего соратника Аркадия Мелика-Саркисяна, скончавшегося в 2021 году. Однако перед смертью художник оставил эскизы, в точности совпавшие с видением Бардина.
Сегодня Гарри Бардин остается одним из самых значимых и новаторских режиссеров отечественной анимации, продолжая удивлять зрителей своими экспериментами и глубокими философскими высказываниями.
Личная жизнь
Гарри Бардин трижды вступал в брак. Первые два союза оказались недолговечными. В конце 1960-х он женился на актрисе Светлане Котиковой, однако их семейная жизнь длилась всего год и не принесла потомства. Следующий брак, заключенный с актрисой Валерией Заклунной, оказался еще более кратким — он распался через месяц.
Настоящее семейное счастье режиссер обрел в союзе с Мариной Герулайтис. В этом браке, который оказался самым продолжительным, в 1975 году родился их сын Павел Бардин.
Павел пошел по творческим стопам отца, но выбрал другой путь — он стал тележурналистом и режиссером. Среди его заметных работ — сериал Клуб и социально остросюжетные фильмы Россия 88 (о субкультуре скинхедов), Гоп-стоп (об уличных бандах) и Салам Масква (о расовых конфликтах в России).
Отец и сын поддерживают теплые отношения и нередко появляются вместе на культурных мероприятиях. Их объединяет не только крепкая семейная связь, но и общий интерес к искусству и социальным темам, что делает их взаимодействие особенно глубоким и значимым.
В настоящее время
В 2024 году Гарри Бардин, оставаясь в России, продолжил свою творческую деятельность. В начале года вокруг его наследия разгорелся скандал: стало известно, что в прокат выходит киносказка Летучий корабль — ремейк одноименного мультфильма, созданного Бардиным в 1979 году. Режиссер резко отреагировал на новость, назвав проект «хамством» и отметив, что создатели фильма даже не пытались связаться с ним по поводу возможного перезапуска.
Осенью того же года поклонников мультипликатора встревожила новость о его госпитализации. Российское интернет-издание Mash сообщило, что Бардин экстренно обратился к врачам из-за гипертонии, аритмии и повышенного давления, после чего был помещен в реанимацию.
Однако вскоре сам режиссер опроверг эти сообщения. Он заверил, что чувствует себя хорошо, а его пребывание в больнице было связано лишь с плановым медицинским обследованием.
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.