Гедиминас Таранда — биография
Гедиминас Таранда — советский и российский артист балета. В качестве солиста Большого театра он воссоздавал неповторимые образы на сцене, вдохновляя зрителей своими выразительными выступлениями. Он также проявил себя как антрепренёр и актёр, дополняя свою художественную деятельность разнообразными творческими проявлениями.
Детство
Гедиминас Леонович Таранда, будущий знаменитый балетмейстер, первым криком ознаменовал начало своей жизни 26 февраля 1961 года в городе Калининград. Его семейные корни уходят в разнообразие культур: отец был литовцем, мать же имела казачье происхождение. Этот мультинкультурный фон задал Гедиминасу путь, насыщенный перемещениями между домом отца в Литве и матери в Воронеже, где он черпал из разных культур и традиций.
В юности Гедиминас восхищался военной дисциплиной и техникой, нередко сопровождая отца, Леонаса Таранду, полковника, в воинские части. Однако семейная гармония была нарушена: в возрасте семи лет Гедиминас столкнулся с разводом родителей, вызванным отцовской алкогольной зависимостью. После разрыва, мать с детьми перебралась в Воронеж, где она обрела место бухгалтера в театре оперы и балета.
Стремясь избавить сына от влияния уличной жизни, она включила его в различные спортивные секции. Гедиминас пробовал себя в гребле и футболе, однако особую страсть он испытал к борьбе, которая обучила его мастерству падения. Не менее важной частью его детства стали посещения театра, где работала его мать. Спектакли, особенно оперетты, завораживали мальчика, несмотря на отсутствие семейных традиций, связанных с искусством. Интересно, что история семьи хранила воспоминание о деде Гедиминаса, который в молодости танцевал вальс с известной Галиной Улановой, что, по шутке деда, могло передать Гедиминасу любовь к танцу.
Переломный момент в жизни Гедиминаса произошел благодаря его друзьям, увлеченным хореографией, которые уговорили его посетить танцевальные занятия. Сперва сочетая танцы с борьбой, Гедиминас вскоре полностью погрузился в искусство балета, благодаря высокой оценке его таланта преподавателями. По их совету он поступил в местное хореографическое училище, а затем, пройдя через испытание конкурсом в столице и посещение Большого театра, решил переехать в Москву.
Необычайная решимость и уверенность позволили Гедиминасу убедить директора Софью Николаевну Головкину в необходимости его приема в Московское хореографическое училище.
Балет
На заре своей карьеры фортуна улыбнулась Гедиминасу Леоновичу Таранде. Его дебютный выход на сцену Большого театра ознаменовался аплодисментами: артиста аж восемь раз приглашали на поклон. Этот триумф открыл ему двери в труппу Большого театра, где он сначала исполнял роль одного из тореадоров в балете «Дон Кихот».
Скоро Гедиминас получил шанс выйти на сцену в качестве главного тореадора, заменив заболевшего коллегу. Однако перед премьерой случился казус: из-за проблем с обувью Таранда опоздал на свой выход, что привело к падению на сцене и вызвало смех зрителей и коллег. Тем не менее, следующее его выступление прошло безупречно, закрепив за Тарандой статус выдающегося артиста. Этот опыт, полученный одобрение и поддержка зрителей и профессионалов, стали для него мощным стимулом к дальнейшему развитию.
Внимание к таланту Таранды проявил и Юрий Григорович, под его руководством артист исполнил знаковую партию в номере «Прыжок тигра». Гедиминас отдавался репетициям без остатка, выступая в таких балетах, как «Кармен» и «Раймонда». Несмотря на успехи, артист часто возвращался к исполнению в кордебалете, что не позволяло ему полностью раскрыться как звезде.
Гастрольная жизнь Таранды охватила такие страны, как Мексика и Аргентина, где его талант нашел теплый прием. Суточные за границей становились важной добавкой к скромному заработку в Большом театре, где большая часть дохода уходила на аренду жилья. В Москве Гедиминасу приходилось подрабатывать грузчиком, чтобы свести концы с концами.
Однако карьера Таранды в Большом театре оборвалась из-за конфликтов с партийным руководством, которое объявило его невыездным, а в 1993 году артист был уволен после 13 лет службы. Несмотря на попытки тихого ухода, прощание на сцене, где Таранда объяснил причины своего увольнения, вызвало перенос премьеры спектакля на 20 минут.
После ухода из театра Гедиминас не утратил своего стремления к творчеству и основал «Имперский русский балет», а впоследствии и детскую студию, которая выросла в сеть балетных школ под его именем в Москве. Несмотря на ожидания свободы и независимости, организация частного театра потребовала колоссальных финансовых затрат. Тем не менее, Таранда продолжал искать пути развития своего дела, вкладываясь в бизнес и сотрудничая с Театром имени Моссовета, благодаря чему его труппа приобрела известность.
Карьера на телевидении
Гедиминас Леонович Таранда также проявил себя в участии в популярных телевизионных проектах, демонстрируя свою многогранность и открытость к новым вызовам. Он с энтузиазмом вспомнил свои молодые годы, принимая участие в проекте «Король ринга», и даже освоил фигурное катание в рамках шоу «Ледниковый период», где знаменитая фигуристка Ирина Слуцкая стала его партнершей.
В 2018 году знаменитость посетил передачу Бориса Корчевникова «Судьба человека», где поделился личными историями, открывая занавес своей интимной жизни и делясь занимательными фактами из своего обширного профессионального пути.
Кинематограф также оказался в сфере интересов Таранды. Хотя его фильмография не так обширна, как театральная карьера, каждая роль была значима. Дебютом на большом экране для него стала работа в ленте «Детство Бемби», где он воплотил образ отца-лебедя. В продолжении этой киноленты — «Юность Бемби» — Гедиминас продолжил развивать своего персонажа.
Дальнейшее участие в кино включало роли в таких фильмах, как «Возвращение жар-птицы» и «Тайна Снежной королевы» под руководством режиссера Натальи Бондарчук, где Таранда снова смог доказать свою актерскую универсальность и глубину таланта.
Личная жизнь
Высокий, статный, с обаянием, способным заворожить с первого взгляда, Гедиминас привлекал внимание не только своим талантом на сцене, но и личным магнетизмом, оставляя после себя след в сердцах многих.
Первые два брака с балериной Мариной Носовой и солисткой ансамбля имени Игоря Моисеева Мариной Новиковой, хоть и оказались недолгими, прошли ярко и запоминающе, оставив после себя лишь легкие воспоминания и уроки, которые Гедиминас унёс в будущее. Эти союзы, не обременённые потомством, оставили свой отпечаток в сердце артиста, подготовив его к той встрече, что определила его дальнейшую судьбу.
Третья жена, Анастасия Дриго, встретилась с Гедиминасом на перепутье их судеб, став не только любимой женой, но и верным товарищем по сцене. Их брак, увенчавшийся рождением дочери Дейманте, подчеркнул неразрывную связь между семейными узами и преданностью искусству. Дейманте, воплотившая в себе талант обоих родителей, продолжила семейную традицию, стремясь к вершинам хореографического мастерства.
Но жизнь Гедиминаса не обошлась без тайн и неожиданных открытий. Роман с журналисткой Мариной Барановой и последующее открытие о существовании дочери Елизаветы добавили истории артиста глубины и сложности, показав его совершенно с другой стороны. Признание Елизаветы и её вхождение в мир балета как наследницы Таранды стало символом не только победы искусства, но и воссоединения разорванных судьбой связей.
Трагическая весть о смерти младшего брата Витаутаса в марте 2024 года стала тяжёлым испытанием для Гедиминаса, напомнив о хрупкости жизни и важности каждого момента, проведённого с близкими.
В настоящее время
Гедиминас Леонович Таранда продолжает активно воплощать в жизнь свои амбициозные проекты, демонстрируя невероятное упорство и предпринимательский талант в мире балета. Он не только успешно руководит «Имперским русским балетом», но и регулярно обновляет репертуар труппы, включая в него как предстоящие премьеры, так и вечные классические произведения, такие как «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Ромео и Джульетта». Эти постановки занимают почетное место как в сердцах зрителей, так и в культурной жизни общества, подчеркивая неизменную актуальность классического искусства.
Кроме того, Таранда активно занимается развитием балетной школы, которая стала частью его наследия. Школа предлагает уникальные программы обучения, которые сочетают в себе изучение классической хореографии и современные подходы к поддержанию физической формы. Так, помимо классических танцевальных классов, в школе проводятся специальные занятия, направленные на похудение с помощью элементов балетной хореографии. Эти инновационные методы не только способствуют улучшению физического состояния учащихся, но и популяризируют балет как доступное и полезное занятие для широкого круга лиц, желающих обрести гармонию тела и духа.