Георгий Милляр — советский актер, народный артист РСФСР. Наибольшую известность получил после роли Бабы Яги в фильмах режиссера Александра Роу.
Холодным осенним днём, 25 октября 1903 года (по старому календарю) в Москве родился будущий любимец всех советских детишек Георгий де Мильё. Отец мальчика Франц Карлович де Мильё — французский инженер, в своё время перебрался в Россию как специалист по строительству мостов. Уже здесь он познакомился с Елизаветой Алексеевной Журавлёвой – богатой наследницей рода сибирских золотопромышленников.
Георгий родился в обеспеченной семье окружённый заботой и вниманием. Но семейное счастье оказалось не долгим, отец ушёл из жизни, когда Георгию не было и трёх лет. Несмотря на пережитое потрясение, Елизавета Алексеевна при поддержке влиятельных родственников сумела дать ребёнку блестящее образование со знанием французского и немецкого языка.
Первые знаки будущей профессии у мальчика начали проявляться в раннем возрасте. Так в 7 лет маленький Георгий, раскрасив лицо химическим карандашом, попытался напугать родственников, заявив, что он Мефистофель, что тех искренне развеселило. Беззаботное детство быстро закончилось. В 1914 году политическая обстановка в Москве стала окончательно неспокойной.
Мать с сыном решили перебраться в Геленджик, где у них были родственники. В 1917 году с приходом большевиков к власти, семья окончательно осталась без средств существования. Подмосковная дача была отобрана, а из огромной квартиры в Москве новые власти устроили коммуналку. В которой им была выделена для проживания одна комната. Именно в этот период, во избежание дальнейших неприятностей «буржуазная» фамилия де Мильё была подправлена на Милляр. В будущем Георгий никогда не афишировал своё истинное происхождение, так же как и не упоминал про знание иностранных языков.
По окончанию школы в Геленджике, молодой человек устроился в местный театр. Должность была далека от актёрской, он исполнял обязанности бутафора. Во время работы в театре, однажды случилось так, что ему пришлось срочно сменить внезапно заболевшую актрису. Несмотря на то, что роль была женская, от результата все остались в восторге! В течение нескольких лет, Милляр продолжал играть роли в местном театре, что позволило ему набрать необходимый опыт и даже стать местной знаменитостью.
В 1924 году юноша переехал в Москву, где поступил в школу юниоров при театре Революции, который в настоящее время носит название театр имени Маяковского. Отношение преподавателей к юному дарованию из-за его выделяющейся внешности и своеобразной дикции было неоднозначное. Но его рвение к актёрской профессии, в сочетании с профессиональным любопытством сделали своё дело.
По окончанию учёбы в 1927 году Милляр был официально зачислен в театральную труппу Московского театра Революции, где и проработал долгие 11 лет. Карьера в театре складывалась наилучшим образом. Георгий Францевич участвовал во многих спектаклях, были у него и свои любимые роли. Но, несмотря на театральную популярность, Георгий всегда мечтал сниматься в кино. Театральные критики двадцатых годов писали о нём, что способности актёра управлять мимикой и жестами могли бы иметь успех в кино. Такие заметки, конечно же, ещё больше подстёгивали уже не юного актёра.
Первая попытка сниматься в кино была неудачной. Пробная съёмка у Александра Роу была провальной. Начинающий киноактёр не смог справиться с охватившим волнением, в роли ему было отказано. Какое-то время Григорию Милляру всё же удавалось сняться в нескольких небольших эпизодах.
Вновь Александр Роу вспомнил об актёре, когда набирал группу для съёмок фильма «По щучьему велению». Пробы на этот раз были успешными и его утвердили на роль царя Гороха. Это была первая полноценная роль в кино, а сама кино картина, вышедшая в 1938 году, оказалась настолько успешной, что уже скоро была запланирована другая киносказка.
Фильм «Василиса прекрасная», где Милляру была отведена роль Бабы-яги, раскрыл талант актёра полностью. Баба-яга в дальнейшем стала «визитной карточкой» актёра. Именно такой образ яги, который все знают по фильмам Роу, выдумал и воплотил сам Георгий Францевич. Как вспоминал сам актер, образ бабы яги ему навеяли живые персонажи, с которыми ему довелось повстречаться перед съёмками. По словам Милляра, в этот прототип вошла и его соседка по коммуналке — склочная женщина с отвратительным характером.
Роль яги досталась актёру не сразу. Изначально планировалось, что её сыграет женщина. Но все многочисленные кандидатуры не удовлетворили режиссера. Тогда сам Георгий Францевич предложил: «не женское это дело ведьму играть, молодая актриса не сможет быть такой страшной, а старухе не хватит сил так скакать». В результате весь мир получил потрясающую Бабу-ягу, которую не удастся переиграть уже никому. «Василиса прекрасная» вышла на экраны в 1939 году, в ней Милляр кроме основной сыграл ещё две эпизодические роли.
Другой запоминающейся ролью актёра был Кащей Бессмертный. Самая первая роль Кащея в одноимённом фильме, вышла на экраны в 1944 году. Снимался Георгий Францевич после перенесённой болезни сильно исхудавший. Такое телосложение позволило получить достоверный образ с минимальным нанесением грима. Кащей, получился действительно страшным.
Говорили, что даже лошадь была, напугана им и ей пришлось закрывать глаза. В 1967 году в фильме «Огонь, вода и медные трубы» Георгий Милляр снова порадовал ролью Кащея. Это был уже другой персонаж, более симпатичный и скорее комичный, чем страшный. Более поздние работы отличались иронией и чувством юмора. Роль Квака в фильме «Марья искусница» яркое тому подтверждение. Сам процесс съёмки фильма был весьма забавным, а манера речи Квака личная выдумка Георгия Францевича.
В дальнейшем Георгий Францевич снялся у Александра Роу, ещё в 16 фильмах сыграв около 30 ролей. Совместная работа двух мастеров сказочного жанра переросла в крепкую дружбу. На съёмочной площадке они понимали друг друга по выражению взгляда. Они вместе создавали образы, Роу полностью доверял таланту актёра, без долгих репетиций начинали съёмку. Конечно же, такого яркого актера как Георгий Францевич не могли не заметить другие режиссеры.
Его часто приглашали на другие кино проекты. Надо сказать, что великий режиссер — сказочник довольно ревностно относился к своему главному актёру, но это не помешало нам увидеть его в не менее ярких персонажах других режиссеров. За всю свою актёрскую карьеру Георгий Францевич сыграл около 100 ролей и эпизодов, всегда это были запоминающиеся персонажи. Помимо ролей в кино, актёр активно занимался озвучкой мультфильмов. Его неповторимый колоритный голос был всегда востребован.
Люди, знавшие Георгия Францевича лично, отзывались о нём как о человеке весёлом, образованном, лёгком в общении и очень скромном. Милляр очень любил рассказывать анекдоты часто довольно пошлые. Любил актёр, иногда и выпить, причём мог позволить это в процессе съёмок. Но всегда делал это умеренно, чтобы состояние не отражалось на работе. Несмотря на эту слабость, именитый актёр уделял своему физическому состоянию немаловажное значение. Его нередко можно было встретить за выполнением гимнастических упражнений. Достаточно сказать, что все трюки в фильмах он исполнял самостоятельно.
Считается, что до пожилого возраста Милляр официально не состоял в браке и проживал вместе с матерью в комнате коммунальной квартиры. И только после смерти матери в 1969 году задумался о браке. Его избранницей стала пожилая соседка по коммуналке Марья Васильевна, которая впрочем, была его моложе на 5 лет. Свадьбу играли параллельно со съёмками фильма «Варвара краса – длинная коса».
В семидесятые годы «молодые» получили отдельную квартиру. Существует версия, что данный брак имел фиктивный характер, чтобы избежать преследования за якобы нетрадиционную ориентацию Георгия Францевича.
Но свидетели и сама дочь Марьи Васильевны утверждают, что пара любила друг друга и всегда старалась быть вместе. Милляр был верующим человеком, часто с женой их видели в церкви. А не задолго, до смерти попросил батюшку об исповедовании. 4 июня 1993 года Георгия Францевича Милляра не стало.
Комментарии
Самая достоверная и любимая Баба Яга всех стран и народов.
Очень
Талант от бога
Когда вижу его, на душе становится тепло и уютно.
Идеальный актер в советское время