Глория Стюарт — американская актриса, наиболее известная своими ролями Флоры Кренли в фильме «Человек-невидимка» и состарившейся Розы в фильме-катастрофе «Титаник».
Глория Стюарт появилась на свет 4 июля 1910 года на кухонном столе в доме Алисы (урождённой Дейдрик) и Фрэнка Стюартов в Санта-Монике, штат Калифорния. В этой молодой семье росло трое детей: Глория, Фрэнк-младший (1911 года рождения) и Томас (1913 года рождения). Трагедия постигла семью, когда младший Томас умер в возрасте трёх лет от спинального менингита.
Семья Стюартов была глубоко религиозной: отец, изначально пресвитерианин, в юности принял христианство, а мать Глории, Алиса, была убеждённой католичкой. Глория с матерью не пропускали воскресные службы в церкви.
Когда Глории было девять лет, её отец скончался от заражения крови. Воспитанием двух детей Алиса занималась в одиночку, и их семейное положение значительно ухудшилось. Чтобы как-то улучшить ситуацию, Алиса вышла замуж за местного предпринимателя Фреда Дж. Финча. В школьные годы Глория носила имя Глория Фэй Финч, но по достижении совершеннолетия она вернула свою настоящую фамилию и добавила второе имя Фрэнсис в честь умершего отца.
Школьные годы прошли у Глории с интересом к театральному искусству. Она увлекалась написанием пьес настолько же, насколько и актёрской игрой, поэтому последние два года в школе она активно посещала курсы по сценарному мастерству. В свободное от школы время она также писала статьи для местной газеты «Santa Monica Outlook».
Фред Дж. Финч не поддерживал творческие устремления своей падчерицы, что стало причиной частых домашних конфликтов. Поступление в университет стало для Глории шансом уйти из-под опеки отчима. Она успешно поступила в Калифорнийский университет в Беркли на факультет философии и драматургии, где продолжила участвовать в театральных постановках, писать в литературный журнал «Occident» и университетскую газету «Daily Californian». В Беркли Глория снова стала известна как Глория Стюарт.
Выступление Глории Стюарт в Кармелском театре привлекло внимание Гилмора Брауна, руководителя частного театра The Playbox в Пасадене. Её актёрский талант был оценен настолько высоко, что ей предложили роль Маши в известной пьесе Антона Чехова «Чайка». На премьерном показе пьесы присутствовали представители кинокомпаний Paramount и Universal, которые после спектакля выразили желание заключить контракт с актрисой. Выбор между кинокомпаниями был решён оригинальным способом: режиссёры бросили монетку, и судьба определила, что Глория начнёт работать с Universal.
Первым кинематографическим опытом Стюарт стала роль второго плана в фильме «The Cohens and Kellys in Hollywood», датированном 1932 годом. Тем не менее, Глория считала своим настоящим дебютом комедийную ленту «Улица женщин» того же года, созданную студией Warner Bros.
В декабре 1932 года Глория Стюарт вошла в список 15 молодых перспективных актрис по версии Американской ассоциации кинокомпаний. Этот успех привёл её к участию в культовом триллере «Старый страшный дом», где на съёмках Мелвин Дуглас предложил ей идею о создании Союза актёров для защиты их профессиональных прав. Глория с энтузиазмом поддержала эту инициативу и стала одной из учредителей Союза.
Карьера актрисы на экранах стремительно развивалась: в 1932 году она снялась в четырёх фильмах, в 1933-м — в девяти, включая выдающуюся картину «Человек-невидимка», а в 1934-м — в шести. В 1935 году, после рождения ребёнка, было выпущено четыре фильма с её участием.
В 1935 году Стюарт покинула Universal из-за нежелания быть «очередной симпатичной актрисулькой». Последующие фильмы Twentieth Century-Fox, в которых она участвовала, не получили широкого признания.
Мечта Глории играть в театре не оставляла её, и в 1939 году она решила покорять Бродвей, что привело её к временной работе в летнем театре в Нью-Йорке, где она исполнила более 20 ролей. Несмотря на усилия и многочисленные контакты с театральными экспертами, ей так и не удалось выступить на Бродвее, и она вернулась в кино. В 1943 году она сыграла в комедии «Вот идет Элмер», после чего в 1945 году окончательно ушла из киноиндустрии на долгие годы.
Её триумфальное возвращение на экраны в 1975 году уже включало участие в телевизионных проектах. Исторический поворот произошёл в 1996 году, когда ей предложили роль старой Розы в фильме «Титаник», что принесло ей мировую славу и номинации на премии «Золотой глобус» и «Оскар».
После завершения своей актёрской карьеры в 1945 году Глория Стюарт переключила своё внимание на дизайн интерьеров, открыв в Лос-Анджелесе свою студию декора «Décor, Ltd». Она создавала уникальные предметы интерьера: светильники, зеркала, столы и сундуки, которые пользовались большой популярностью у покупателей. Однако из-за высоких затрат на производство предприятие оказалось нерентабельным, и в итоге студия была закрыта.
Вдохновившись творчеством французских импрессионистов, в 1954 году Глория начала заниматься живописью. Несмотря на множество неудачных попыток и испорченных полотен, к сентябрю 1961 года она достигла уровня, позволившего провести свою первую выставку. Все 40 представленных на ней работ были проданы. В последующие годы работы Стюарт, выполненные в примитивистском стиле, экспонировались в галереях Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Санта-Фе.
Заинтересовавшись шелкографией и искусством бонсай, Глория развила новые творческие навыки и создала обширную коллекцию бонсаев. Более 100 миниатюрных деревьев было включено в её коллекцию, часть из которых теперь хранится в ботаническом саду Хантингтонской библиотеки в Сан-Марио. Мольберт и холст оставались верными спутниками Глории на протяжении почти 30 лет, что отражало её страсть к искусству и творчеству.
В июне 1930 года, в возрасте 20 лет, Глория Стюарт вступила в брак с молодым скульптором Блэром Гордоном Ньюэллом. Молодожены переехали в живописный калифорнийский городок Кармел, где Глория называла свою жизнь «чудесно богемной». Однако быт в богемной среде быстро омрачился: Ньюэллу не подходил напряжённый график голливудской жизни. В 1932 году, спустя два года совместной жизни, супруги мирно развелись.
На съёмочной площадке фильма «Римские сплетни» в 1933 году Глория встретила сценариста Артура Шикмэна. Их отношения развивались стремительно, и уже в августе следующего года они поженились. В июне 1935 года у пары родилась дочь, которую назвали Сильвией в честь персонажа Глории из фильма «Римские сплетни». Брак с Шикмэном оказался крепким и продолжался до его смерти в январе 1978 года.
В 1983 году Глория вновь нашла любовь, встретившись с Уордом Ритчи, близким другом её первого мужа. Несмотря на возраст — Ритчи было 78 лет, а Стюарт — 72 года — между ними вспыхнула искра.
В 1984 году у Глории Стюарт был диагностирован рак молочной железы, который благодаря своевременному лечению был успешно излечен. Однако в возрасте 94 лет врачи обнаружили у актрисы другую форму онкологии — рак лёгких. Глория прошла курс лучевой терапии, но, несмотря на это, опухоль продолжала медленно прогрессировать.
Несмотря на серьёзное заболевание, в целом здоровье Стюарт в старости оставалось крепким, за исключением периодически возникающих болей в коленях.
4 июля 2010 года, в день своего 100-летнего юбилея, Глория Стюарт отметила знаменательную дату на вечеринке, организованной Джеймсом Кэмероном. Этот день ознаменовался теплой встречей с друзьями и близкими, среди которых были и её собственные произведения искусства — картины и ремесленные работы.
Актриса скончалась в своём доме 26 сентября 2010 года во сне от дыхательной недостаточности. Её тело было кремировано, и официальных похорон не состоялось. Прах Глории Стюарт был развеян в воздухе Калифорнии её дочерью Сильвией, что стало символическим прощанием с великой актрисой.