Гарри Гудини — биография
Гарри Гудини – известный американский иллюзионист, актер, филантроп. Всю жизнь разоблачал шарлатанов, ставил сложные трюки с побегами и освобождением.
Он стал человеком-легендой еще при жизни. Одни говорили, что он самый смелый человек на земле, другие, что он самодур и глупец, а третьи считали его бессмертным. Человеку свойственно бояться смерти, от одной только мысли о ней становится не по себе, а он встречался с ней ежедневно, как будто играл в прятки. И настал тот день, когда она нашла его – Гарри Гудини, иллюзиониста, фокусника и самого настоящего храбреца. Смерть нелепая и трагичная, в 52 года, от руки идиота поклонника.
Детство и юность
Родина Эрика Вайса (Гарри Гудини творческий псевдоним) – Венгрия. В ее столице – Будапеште он и родился 24 марта 1874 года, хотя он сам часто говорил, что это произошло в американском штате Висконсин. Родители мальчика – Меер Сэмюэл Вайс и Сесилия (Цецилия) Штайнер перебрались в США только в июле 1878 года, когда их старшему сыну Эрику исполнилось уже четыре года. Они поселились в небольшом городке Эпплтон, отцу предоставили место раввина в реформистской синагоге (еврейской общине Сиона). Всего в семье воспитывалось семеро детей, между собой общались на трех языках – идиш, немецком и венгерском.
В этот городок часто приезжали бродячие циркачи, и Эрик старался не пропустить ни одного представления. Он смеялся над номерами клоунов и дрессировщиков и искренне восхищался работой фокусников.
Набожный отец не приветствовал увлечение сына цирковым искусством, но и особо не запрещал посещать представления и даже самому придумывать фокусы. Однажды в провинциальном городке появилась труппа под руководством Джека Хефлера и поддавшись уговорам друзей, Эрик решил продемонстрировать им свое умение. Хефлер заинтересовался талантливым мальчиком, ему очень понравился фокус, который Эрик сам придумал и показал.
Вайса подвешивали за ноги, и в это время он собирал разбросанные по полу иголки, используя только брови и веки. Хефлер не позвал Эрика к себе в труппу, но зато высоко оценил его талант. Именно эта оценка профессионала и стала решающей в биографии будущего великого иллюзиониста.
В 1887 году семейство Вайс переселилось в Нью-Йорк. В большом городе было намного больше перспектив реализовать свой талант, и Эрик решил, что будет заниматься фокусами. Мальчик часами корпел над постановками своих номеров, в ход шло все – карты, шляпы, ленты, веревки. Он использовал их в различных комбинациях, придумывал неожиданные трюки, тренировался.
Первым партнером Эрика стал его младший брат Теодор. Мальчишки посещали благотворительные вечера, ярмарки, небольшие шоу, где выступали со своими номерами. Вначале фокусы подростков были достаточно примитивными, но постепенно становились все сложнее и изощреннее, и публика награждала братьев бурными аплодисментами.
Эрик наблюдал, какой интерес вызывает у публики иллюзионист, которому удавалось освободиться от замков или цепей. Чтобы изучить принцип, по которому работают эти замки, он нашел себе работу в слесарном цеху. Парня приняли в качестве подмастерья. Когда у него получилось сделать отмычку для открывания любого замка, Эрик понял, что из мастерской можно уходить.
Одновременно с изучением технической стороны вопроса, Эрик занимался и тренировкой собственного тела. Он использовал специальные упражнения для укрепления мускулатуры, развития гибкости в суставах, выносливости и способности надолго задерживать дыхание.
Фокусы
Эрику исполнилось шестнадцать лет, когда в одной из книжных лавок ему попалась на глаза книга «Мемуары Роберта Гудина, посла, писателя и мага, написанные им самим». Юноша купил ее, и после того, как прочел, решил, что отныне будет выступать под новым именем – Гудини.
Эрик отличался невероятным талантом и трудолюбием, но эти качества не могли обеспечить ему приличный заработок. На тот момент его имя уже немного знали, и Гудини решил заработать тем, что раскроет секреты своих фокусов. Он пришел в редакцию одной из чикагских газет и предложил опубликовать свои секреты всего за двадцать долларов. Но редактора это предложение не заинтересовало. Аналогичная ситуация произошла и в других изданиях. Начинающий фокусник понял, что газетчики не нуждаются в объяснениях, им нужна сенсация. После этого Гудини полностью меняет тактику.
Спустя месяц Гудини в сопровождении журналистов появился в тюрьме и продемонстрировал новый фокус. Его заковали в наручники, закрыли в карцере, а буквально через несколько минут он освободился из него, раскланиваясь перед зрителями и позируя для фото.
Позже журналистам стало известно, что Гудини до этого побывал в этой тюрьме. Теперь фокус уже не выглядел такой сенсацией, впечатление несколько смазалось. Тогда иллюзионист предложил представителям СМИ повторить трюк в любой другой камере на их выбор. На этот раз фокусника полностью раздели, на рот наложили гипсовую повязку, предполагая, что там он мог спрятать отмычку. Закованного в наручники Гарри заперли в другую камеру, и получили тот же результат – пара минут, и он свободен.
В 1894-м Гудини и редактор газеты, печатающей статьи о нем, поссорились. К тому моменту фокусник разработал новый трюк под названием «Метаморфоза». Он заключался в том, что иллюзионист с завязанными за спиной руками помещался в мешок, потом обвязывался веревкой и отправлялся в деревянный ящик под замок.
Ящик скрывали занавеской, туда же, за занавеску пряталась и ассистентка Гарри. Раздавались хлопки девушки, занавеска убиралась и публика видела, что теперь Гарри свободен, а девушка лежит в ящике, закрытая на все замки. Роль ассистентки Гудини теперь выполняла его жена.
В 1899-м Гарри и его супруга уехали гастролировать по странам Европы. До этого зарубежную публику не так часто баловали фокусами, и иллюзионист очень быстро превратился в настоящую звезду. Жители Лондона аплодировали фокуснику после номера «Исчезновение слона». Животное накрывали бархатом, а как только ткань убирали, под ней никого не было. Потом тысячи зевак наблюдали, как Гудини заковывают в кандалы, закрывают на замки, вешают на него чугунный шар и сбрасывают в реку Темзу.
Два раза Гудини выступал в России. Он приезжал в 1903-м и 1908-м годах. Его помещали в камеру московской тюрьмы Бутырки, и он легко освобождался из нее. Впрочем, точно так же, как и в Петербурге из Петропавловской крепости.
Общество считало, что фокусник обладает какой-то «дьявольской» натурой. Однако сам Гарри всегда протестовал, когда его трюки отождествляли с магическим началом, а тем более, со спиритизмом. Известны случаи, когда в обычной одежде (для маскировки) Гудини посещал спиритические сеансы и выступал с разоблачением мошенников.
Личная жизнь
Многие факты биографии великого иллюзиониста окутаны легендами, не стала исключением и его личная жизнь. Ходили слухи, что со своей супругой Бесс он ни разу серьезно не поссорился. А если и случались недоразумения, то они долго не дулись друг на друга. На самом деле, Гарри придумал целую систему, чтобы сохранить отношения и не дать разгореться скандалу.
Гарри и Бесс встретились после одного из выступлений фокусника. Романтические отношения длились на протяжении двух недель, а потом влюбленные поженились. После свадьбы супруги были неразлучны. На протяжении всей жизни они не называли друг друга по именам, исключительно миссис Гудини и мистер Гудини. Свои чувства – глубокие и искренние, муж с женой пронесли через всю жизнь. Поговаривали, что Гарри писал Бесс письма, а она в это время была в соседней комнате.
Бесс придерживалась другого вероисповедания, и это вносило некоторые сложности в их семейную жизнь. Гарри всеми силами стремился сохранить брак, поэтому разработал несколько правил, способствующих не только сохранению семьи, но и укреплению отношений.
Секрет простой – не допускать ссор и выяснений отношения сгоряча. Если у них не получалось достичь консенсуса, а у Гудини лопалось терпение, он три раза поднимал правую бровь. Это служило сигналом для Бесс, она замолкала. После того, как они оба успокаивались, супруги продолжали решать проблему, но уже в спокойной обстановке.
У жены иллюзиониста тоже имелся свой жест, дававший понять Гарри, что она очень злится. Гудини выходил на улицу, обходил вокруг дома четыре раза и после этого бросал в окно или в дверь свою шляпу. Если шляпа не вылетала обратно, значит, супруга уже взяла себя в руки, и можно заходить в дом.
После того, как Гарри Гудини умер, Бесс накрыла глубокая депрессия. Каждую неделю женщина обращалась к экстрасенсам и спиритуалистам в надежде, что Гарри подаст ей какой-то знак или весточку.
Смерть
Каждый трюк давался гениальному иллюзионисту очень непросто. После шоу он зачастую обращался к докторам, несмотря на хорошую подготовку. Именно эта подготовка и привела его к смерти.
Гудини гастролировал в Канаде, показывал публике свой новый трюк «Железный пресс». После выступления в гримерку к артисту пришли три студента. Один из них поинтересовался, сможет ли Гудини выдержать любые удары. Гарри машинально кивнул, считая, что это просто риторический вопрос. После этого один из вошедших, розовощекий крепыш Гордон Уайтхед, нанес иллюзионисту три удара в область живота. Оказывается, молодой человек имел звание чемпиона университета по боксу.
Гудини не ожидал такого развития событий, уже три дня он страдал от боли в правом боку, но терпел. Он ответил молодому человеку, что ему необходимо подготовиться. Через несколько минут боксер снова ударил Гудини в живот, но теперь отскочил от него с разбитым кулаком, живот иллюзиониста оказался крепче стали.
Но те три удара, нанесенные поклонником, сделали свое черное дело. У Гудини лопнул аппендикс. Если бы он сразу обратился к врачам, может все и обошлось бы. Но фокусник продолжал выступать, и попал к медикам уже поздно, у него начался перитонит. Гениальный иллюзионист умер 31 октября 1926 года он гангренозного аппендицита. Это случилось в Детройте. После смерти тело Гудини доставили в Нью-Йорк, похоронили в бронзовом коробе, в котором он выполнял многие свои трюки. Печально то, что студент не понес никакого наказания за те роковые удары.
Память
Гарри Гудини навсегда вписал свое имя в мировую историю. О нем написаны десятки книг, сняты художественные и документальные ленты. В 2015 году в России учредили премию имени Гарри Гудини , размером в 1 миллион рублей с целью привлечения внимания общественности к вопросам о существовании сверхспособностей человека и паранормальных явлений.