Ида Львовна Рубинштейн

Ида Рубинштейн — биография


Ида Рубинштейн – известная российская танцовщица, актриса. Первая непрофессиональная танцовщица Русских сезонов Сергея Дягилева.

Ее назвали несравненной, прекрасной, искрометной, таинственной. Газетчики уже не знали, какими эпитетами назвать Иду Рубинштейн, чтобы она поделилась с ними подробностями своей биографии. Но Ида хранила молчание, всё о ней знали только близкие люди, но они умели держать интригу. По большому счету, ей нечего было скрывать, однако любому сценическому образу присуща таинственность, а ей так нравилось блистать не только на сцене, но и в жизни.

Детство и юность

Ида Рубинштейн родилась 21 сентября (3 октября) 1883 года в Харькове, в очень богатой еврейской семье Леона (Льва) и Эрнестины Рубинштейн. Дед по отцовской линии – Руим (Роман) Рубинштейн обладал огромным состоянием, он основатель банкирского дома «Роман Рубинштейн и сыновья». Сыновья Леон и Адольф умело распоряжались капиталами, владели банками, сахарными и пивоваренными заводами, магазинами и крупными складами. Доход семьи быстро приумножался.

Рубинштейны активно поддерживали искусство, занимались благотворительностью. Стали одними из создателей харьковского отделения «Русского музыкального общества», в их домах часто собиралась культурная элита Харькова.

Ида Рубинштейн

Стоит ли удивляться, что Ида тоже «заболела» сценой. Девочка рано лишилась родителей. Когда ей исполнилось девять, умер отец, и она переехала в Петербург к родной тете – Анне Горовиц. Тетя всеми силами опекала сироту, она дала ей возможность получить прекрасное образование. Ида владела четырьмя языками, училась музыке, знакомилась с древнегреческим искусством. Девочке нанимали лучших педагогов Петербурга, актерскому мастерству и танцам она училась у артистов императорских театров.

Наследницу миллионного состояния очень привлекал театр, она мечтала о сцене. Но родственники категорически запретили ей даже думать об актерской карьере, ведь это просто немыслимо – миллионерша, и вдруг актриса. Девушке по фамилии Рубинштейн негоже мечтать о сцене. Педагоги тоже не приветствовали ее увлечение танцем, высокая и худая Ида с большим трудом справлялась со сложными танцевальными элементами. Но упорная девушка не сдавалась, могла часами заниматься, повторять сложный прыжок или пируэт, практиковаться в сценической речи.

Рубинштейн решила, что изучать драматическое искусство нужно в Париже, и отправилась во Францию. Семья по-прежнему не поддерживала ее решения, причем в такой категоричной форме, что один из дальних родственников – доктор Левинсон из Парижа, поместил ее в психиатрическую лечебницу. Но тут сердце тетушки Горовиц не выдержало, она забрала Иду обратно в Петербург.

Девушка поняла, что избавиться от опеки родственников сможет только после замужества, и быстро стала женой сына тетушки, своего двоюродного брата. Брак длился недолго, прошел медовый месяц, и Ида настояла на разводе. Теперь она оказалась свободна от опеки семьи, и могла жить так, как ей нравится. Она все так же мечтала о сцене, благо, отцовских денег хватало на исполнение любого ее каприза.

Творчество

Ида буквально фонтанировала идеями. Она решилась на постановку спектакля «Антигона» по произведению Софокла, причем, исключительно за счет собственных средств. Роль главной героини Рубинштейн готовила для себя. В это время она как раз познакомилась со Львом Бакстом, который занялся оформлением декораций к этому спектаклю. Восторженный декоратор называл Иду мифическим существом, дерзким и ослепительным тюльпаном, гордыней, сеющей вокруг себя гордыню.

В апреле 1904 года состоялась премьера этой постановки. Пресса никак не отреагировала на премьеру. Ида начала искать себе работу в крупных театрах Петербурга. Ее приняли в труппу Театра им.Комиссаржевской. Режиссер театра Всеволод Мейерхольд собирался ставить «Саломею» по Оскару Уайльду, и Ида репетировала роль главной героини. Кроме режиссера над созданием спектакля работали композитор Александр Глазунов, художник Лев Бакст. Постановкой танца для Иды под названием «Танец семи покрывал» занимался Михаил Фокин. Но Священному Синоду эта постановка показалась слишком откровенной, и ставить ее запретили.

Тогда Ида решилась на индивидуальное выступление со своим танцем. Он представила свой «Танец семи покрывал» со сцены Петербургской консерватории в 1908 году. По ходу танца артиста сбрасывала с себя легчайшие ткани, пока на ней не осталось ничего, кроме жемчужных бус. Такого эпатажа от нее никто не ожидал.

Танец пользовался оглушительным успехом, однако само выступление получило противоречивые отзывы. Пресса восторгалась «пленительной страстью» танцовщицы. А великий Станиславский негодовал по поводу того, что девушка отказалась учиться у него, зато появилась на сцене голой, причем, бездарно голой.

Прошло два года, и Ида стала участницей первых Русских сезонов Сергея Дягилева. Ей доверили исполнить партии Зобеиды в постановке «Шехерезада» и Клеопатры. Постановщиком ее танцев по-прежнему был Михаил Фокин. Участниками Русских сезонов становились лучшие артисты русской балетной школы, имевшие безупречную технику танца. И только Ида стала исключением, но именно непрофессиональная танцовщица обеспечила труппе невероятный успех. Женщина обладала своеобразной восточной красотой, очень органично гармонирующей с этими ролями. Парижской публике импонировало ее обаяние, выразительная пластика и актерская игра. По словам Льва Бакста, Ида Рубинштейн представляла собой не просто хорошенькую актрису, а настоящую чаровницу, несущую с собой гибель.

Газеты пестрели фотографиями русской танцовщицы. Ее изображения украшали рекламные плакаты и коробки с конфетами, имя Рубинштейн знал весь Париж. Постановки с участием Рубинштейн вошли в историю мирового балета, они привлекли внимание публики к Востоку. Платья дам по стилю начали походить на египетские костюмы, парижанки предпочитали ходить в цветных париках, тюрбанах и шароварах. Преобразился и интерьер богатых домов, в них использовали фрагменты декораций, использованных в постановках.

Сергей Дягилев принял решение, что на афише сезона 1910 года должна быть изображена Ида Рубинштейн. Плакат заказали Валентину Серову, автору афиши 1909-го, на котором буквально парила Анна Павлова. Однажды Серов сказал, что встречу с Идой можно считать настоящим этапом в жизни, потому что по ней можно было судить о человеческом лице в целом. Обнаженная Ида Рубинштейн так и не стала афишей, но в 1911-м этот портрет попал на выставку художественного объединения «Мир искусства». В настоящее время полотно находится в Русском музее Санкт-Петербурга.

После участия в Русских сезонах, танцовщица засветилась в новой постановке под названием «Мистерия о мученичестве святого Себастьяна», на музыку Клода Дебюсси. Ида появилась в непривычном амплуа – главной мужской роли. После спектакля разразился скандал, так как она сыграла роль поэта Габриеле д’Аннунцио, автора текста пьесы. Папа издал специальный декрет, по которому его отлучили от церкви.

В 1928-м танцовщица организовала свою труппу, получившую название «Балет Иды Рубинштейн». Артистка пригласила к себе танцовщика Леонида Мясина, художника Александра Бенуа, балетмейстера Брониславу Нижинскую. Постановки труппы можно было увидеть на сцене Парижской оперы. Специально для Рубинштейн композитор Игорь Стравинский написал балет «Поцелуй феи». Однако самым ярким выступлением в творческой биографии Иды последних лет стал танец под названием «Болеро». Музыку к нему написал французский композитор Морис Равель.

Равель мечтал о произведении по народным мотивам испано-арабского народа. Композитор преследовал цель раскрыть тему ревности и бурных испанских страстей. Он хотел перенести действие на открытый воздух и сделать героями массовых сцен обычных заводских рабочих, т.е. создать аллюзию опере «Кармен» Бизе. Однако Ида Рубинштейн все видела по своему, и центром сюжета сделала танец главной героини. Танцовщица исполняла его на столе в барселонской таверне, ее окружали восемнадцать других танцовщиц, а сам стол был тесно окружен пирующими гуляками. Позже Равель скажет, что за всю свою жизнь написал только один шедевр – «Болеро», да и тот, к сожалению, без музыки. Вариация, придуманная Идой, идол, окруженный толпой, впоследствии легла в основу многих постановок современных хореографов.

Личная жизнь

О личной жизни известной танцовщицы известно немного. В 1909 году она стала женой своего двоюродного брата Владимира Горовица, богатого банкира. Брак длился недолго, после свадебного путешествия супруги расстались.

В 1910-х Ида переехала в Париж, купила особняк. Над его оформлением трудился Лев Бакст. Среди ее друзей можно было встретить выдающихся людей 20-го столетия – Сару Бернар, Жана Кокто, Марка Шагала, Вацлава Нижинского, Андре Жидо. Ида Рубинштейн была бисексуалкой, с 1911-го по 1914-й годы имела отношения с художницей Ромейн Брукс. Детей у талантливой танцовщицы не было.

Последние годы и смерть

Последнее выступление Иды на сцене датируется 1938 годом. Она танцевала в оратории «Жанна д’Арк на костре». Еврейка по национальности, Рубинштейн в 1939 году оставила Париж и сбежала в Лондон, подальше от нацистской армии. В столице Великобритании она открыла военный госпиталь исключительно на собственные средства. Она сама заботилась о раненных солдатах, причем, настолько профессионально, что никто не мог поверить, что это артистка, а не квалифицированный медик. После войны Ида Рубинштейн устроилась в ООН на должность переводчицы. Десять последних лет своей жизни бывшая танцовщица прожила на юге Франции, в небольшом городке Ванс. Практически в полном одиночестве. Единственным человеком, который был с ней рядом, стала секретарша – госпожа Ренье.

Могила Иды Рубинштейн

Иды Рубинштейн не стало 20 сентября 1960 года. Причина смерти – сердечный приступ. Ида оставила завещание, согласно которому ее и похоронили, не объявив ни о ее смерти, ни о времени, ни о месте последнего приюта. На памятнике, установленном на могиле танцовщицы, выгравированы только инициалы – I.R.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии