В глазах многих его поклонников он был самым глубоко-чувствительным и глубоко-чувствующим артистом, которого отличало от остальных не только высочайшее мастерство актера, но и человеческая порядочность. Игорь Кваша пропускал через свое сердце столько людского горя и боли, что другим и не снилось. Одна только передача «Жди меня» отнимала много сил и энергии, но он не уходил из проекта, потому что понимал, что делает очень важное дело, которое помогает людям быть счастливыми.
Игоря Квашу называли гением второго плана, и действительно главных ролей у него почти не было. Настоящая слава пришла к артисту после того, как он стал ведущим передачи «Жди меня». Его имя узнала вся страна.
Родился Игорь Кваша 4 февраля 1933 года в Москве. Его отец Владимир Кваша имел звание доктора химических наук,и должность завкафедрой МХТИ им.Менделеева. Родом был из небольшого городка Покотилово под Киевом. Погиб под Ленинградом в декабре 1942 года. Маму звали Дора Кваша, по образованию она дефектолог и сурдопедагог, заканчивала Московский медико-педологический институт Наркомздрава СССР.
Игорь Кваша учился в школе на Арбате. В то время обучение было раздельным, мальчики учились отдельно от девочек. Он рос хулиганистым мальчишкой, часто дрался, и даже ради забавы взрывал во дворе патроны. Учеба перестала интересовать мальчика после седьмого класса, когда он сильно увлекся театральной студией, и старался проводить там как можно больше времени.
В начале войны Игоря с мамой эвакуировали в Сибирь, в город Ленинск-Кузнецкий. В этом городе он впервые вышел на сцену, и навсегда запомнил это ощущение праздника. Ему тогда доверили роль главного героя из сказки «Морозко». Постановку часто показывали в госпитале перед ранеными бойцами, и она неизменно собирала многочисленных зрителей. Война была в разгаре, и Игорь с друзьями тоже решили принять посильное участие. Они сбежали и пытались попасть на фронт. Попытка не увенчалась успехом, их вовремя остановили. В школе Кваша особо не отличался ни отметками, ни поведением, бузил и срывал учебный процесс.
Мама была вынуждена много работать, поэтому заниматься воспитанием сына ей было некогда. Игорь был предоставлен сам себе, его растила улица. После победы они вернулись домой, в столицу, и снова поселились на Арбате. В то время этот район имел славу бандитского, и попасть под дурное влияние можно было очень легко. Мама старалась занять сына чем-то интересным, и придумала ходить с ним в театр. Вскоре Игорь и сам забыл о своем хулиганском прошлом, и стал самым активным участником театральной студии в Доме пионеров.
После школы Игорь ни на минуту не задумался о выборе профессии, он знал, что хочет быть актером. В 1950 году он поступил в Школу-студию МХАТ, где его преподавателем был А.Карев. Занятия иногда длились по двенадцать часов, но для увлеченных любимым делом студентов все было нипочем. Они успевали и заниматься, и отдыхать. Игорь часто бывал на ипподроме, учился ездить верхом. Эти уроки потом очень пригодились на съемках в кино, потому что Кваша работал без дублеров. Игорю повезло не только с педагогами, но и с однокурсниками. Он учился с Людмилой Ивановой, Галиной Волчек, Леонидом Броневым, Ириной Скобцевой, Анатолием Кузнецовым. Диплом об окончании вуза Игорь Кваша получил в 1955 году.
Театральная биография Игоря Кваши стартовала сразу после выпуска. Его приняли во МХАТ, где он выходил на сцену на протяжении двух лет. В это время он познакомился с Олегом Ефремовым, который вынашивал идею создания нового театра. Кваша и другие артисты поддержали Ефремова, и это было началом «Современника».
В 1956-м бывшие студенты Школы-студии МХАТ самостоятельно поставили спектакль «Вечно живые», премьера которого прошла на сцене МХАТа. Зрители были просто потрясены игрой молодых артистов, и не отпустили их со сцены. Артисты решили объединиться, и выступать под названием «Студия молодых актеров».
Прошло немного времени, и единомышленники обзавелись собственным помещением. Театру решили дать название «Современник». Игорь Кваша служил в этом театре с первого дня, и до самой своей смерти.
Спектакли «Современника» были абсолютно не похожи на то, что давали в других театрах. Они были острыми, актуальными, иногда вызывающими, поэтому часто попадали под цензуру, которая запрещала их ставить. За все годы службы в этом театре Кваша сыграл свыше пяти десятков ролей, причем в совершенно разных жанрах. С его участием вышли спектакли «Играем…Шиллера!», «Вишневый сад», «Кабала святош» и многие другие. Именно в стенах этого театра Игорь Кваша дебютировал в качестве режиссера. Он выпустил постановки «Дни Турбиных», «Сирано де Бержерак», «Кот домашний средней пушистости».
Дебют Игоря Кваши в кинематографе состоялся в 1961-м, когда на экраны вышла картина «Сержант Фетисов». Одновременно с этим артиста позвали на съемки фильма «В трудный час». В 1965-м Игорю пришлось перевоплотиться в Карла Маркса в фильме «Год, как жизнь». Потом был целый ряд незначительных ролей, и лишь спустя некоторое время Квашу позвали на одну из центральных ролей в картине «Они живут рядом». Женская роль в этом фильме досталась Тамаре Семиной. В продолжение исторической темы Игорю предложили перевоплотиться в Якова Свердлова в ленте «Штрихи к портрету В.И.Ленина».
В 60-х артист снимался очень много, но зрители так и не увидели фильмы с его участием. Как потом выяснилось, Кваша оказался в «черном списке». Причиной такого явления стало то, что в числе его знакомых были Виктор Некрасов и Василий Аксенов, к тому же Игорь поставил свою подпись под петицией о запрете ввода войск Советской армии в Чехословакию.
Ситуация изменилась только к 1970-му году. Квашу позвали сниматься в драму «Преждевременный человек», потом был детектив «Достояние республики» и картина «Жребий». Артист продолжает активно сниматься, и один за другим выходят фильмы с его участием – «Соломенная шляпка», «Принцесса на горошине», «Сказки старого волшебника», «Шляпа», «Акселератка» и многие другие.
Всего в фильмографии Игоря Кваши сто ролей в кино. Он снялся в картинах «Человек с бульвара Капуцинов», «Тот самый Мюнхаузен», «Сердца трех», которые потом вошли в классику отечественного кино.
В 1995-м артиста снова позвали на роль политика. Теперь его герой – Иосиф Сталин в картине «Под знаком Скорпиона». Это единственный фильм, который нравился самому Игорю Кваше. В новом веке работы в кинематографе у него поубавилось. В основном он снимался в сериалах, самыми значимыми из которых были «Марш Турецкого», «Московская сага», «Другая женщина, другой мужчина». В 2005-м он исполнил роль главного героя в картине «Ленинградец».
Последний раз Игорь Кваша снялся в кино в 2012 году. На этот раз в документальном проекте «Глаз Божий», в котором речь шла о создании музея им.Пушкина.
В 1998-м Игоря Квашу пригласили на канал РТР в качестве ведущего передачи «Жди меня». В 1999-м эта программа стала выходить в эфир Первого канала. Соведущей этой программы стала Маша Шукшина. Кваша всегда очень близко принимал к сердцу истории людей, обратившихся за помощью в программу, он не позволял себе пропустить хотя бы один выпуск, и появлялся в эфире, даже когда был неизлечимо болен. Кваша был бессменным ведущим программы «Жди меня» до самой своей смерти.
Первой женой Игоря Кваши стала актриса Светлана Мизери. Их знакомство длилось много лет, они еще детьми вместе занимались в театральной студии Дома пионеров. Обоим удалось поступить в театральный вуз. Они поженились еще на первом курсе, но еще до окончания института развелись.
Личная жизнь Игоря Кваши изменилась в 1956-м, когда он женился на Татьяне Путиевской. Она была врачом-рентгенологом, и приехала в Крым вместе со своими родителями. Кваша как раз гостевал там у Галины Волчек, которая была задействована на съемках в Коктебеле. У Игоря и Татьяны начался курортный роман, который вскоре перерос в брак. Молодые люди возвращались в столицу вместе, и Игорь сделал Татьяне предложение прямо в метро. Девушка согласилась. Они поженились, и вскоре родили сына Владимира. Он окончил медицинский вуз, но когда грянула перестройка, был вынужден бросить неоплачиваемую работу и открыть свой бизнес. Владимир реставрирует советские автомобили. Он женился на Наталье Лифатовой, и подарил Кваше двух внуков. В 1991-м родилась внучка Анастасия, в 1995-м внук Миша.
Игорь Кваша нашел свое счастье. Супруги прожили в мире и согласии более полувека, и все эти годы понимали и поддерживали друг друга.
Последние несколько лет своей жизни Игорь Кваша был серьезно болен. Он часто лечил бронхи, и в августе 2012-го даже попал в клинику на операцию. К сожалению, доктора пока не научись лечить хроническую обструктивную болезнь легких(ХОБЛ), которую диагностировали у Кваши. Именно эта болезнь и стала причиной летального исхода, который случился 30 августа 2012 года.
Прощаться с артистом пришли в его родной «Современник» тысячи поклонников. Местом последнего приюта Игоря Кваши стало Троекуровское кладбище.
Комментарии
Нравится
величайший актер
Великолепный актер и человек
очень нравится в приключениях Мюнхаузена, а в списке фильмов не указано, почему то