Игорь Старыгин — биография
Игорь Старыгин — советский, российский актер театра и кино, заслуженный артист РФ. Родился в Москве в 1946 году.Наиболее известен по роли Арамиса в «Д’Артаньян и три мушкетёра» и по роли Кости Батищева в картине «Доживем до понедельника».
Игорь Старыгин родился в июне 1946 года в Москве. Однако предки его родом из рязанского региона. Тяга к искусству в нём проснулась не сразу. Сначала он хотел пойти по стопам деда, который работал в НКВД. Мальчик даже знал, где дед хранил пистолет, имел доступ к этой «игрушке».
Иногда, пока дед не видел, он играл с оружием и представлял себя в бедующем офицером. Ему нравилось, что деда побаиваются, уважают. Да и вообще, к сотрудникам НКВД в то время было особое, трепетное отношение.
Детство, первые шаги в искусстве
Надо сказать, что первые шаги в искусстве были сделаны артистом неосознанно. Ему хотелось где-то скоротать время, поэтому он пошел в детский театр. Но даже тогда он не смог объяснить, что именно его притягивало там. Он считал, что это была не игра, а возможность пообщаться с другими ребятами, смастерить что-то своими руками. Девочки шили костюмы для выступлений, а мальчики создавали декорации, клеили, пилили. В общем, это была настоящая мастерская. И будущей звезде нравился именно процесс создания декораций.
Также он с упоением смотрел все фильмы про героев, офицеров, летчиков, сотрудников НКВД. Благо, что в советское время таких фильмов было предостаточно. Смотрел он их для того, чтобы примерить образы на себя, почувствовать себя офицером. Но, возможно, подсознательно это привело его к актерской профессии. Когда он закончил школу, то не сомневался в своём выборе. Он по-прежнему хотел пойти учиться на юриста, чтобы работать в правоохранительных органах или на военной службе.
Экзамены в профильное учебное заведение начинались в июне. Как известно, в театральных ВУЗах экзамены проходят на месяц раньше. Это сделано специально для того, чтобы толпы не поступивших абитуриентов не упустили шанс учиться в других заведениях. Конечно, конкурс был огромный. А пошёл он в театральный только потому, что посчитал, что если он не поступит, то ничего не потеряет и подаст документы в МГУ. К тому же, идею поступления ему подсказали друзья, которые сами желали стать актерами. Игорь просто пошёл вместе с ними для моральной поддержки. Как часто бывает в таких случаях, он оказался единственным, кто с первого раза прошёл конкурс в престижный ГИТИС.
Его не поступившие друзья искренне убедили его не бросать обучение, а воспользоваться этим прекрасным шансом. Возможно, будущая звезда советского экрана и сам не до конца понимал, насколько ему повезло.
Начало профессиональной карьеры
ГИТИС был успешно им закончен в 1968 году. Следующим значимым событием в биографии Старыгина было приглашение в столичный ТЮЗ, в котором он проработал 6 лет, а затем перешел в театр имени Моссовета, в котором проработал еще 9 лет. С 1983 по 1996 год он являлся актером театра-студии «У Никитских ворот», а в 1996 году перешёл в Московский художественный академический театр, где проработал вплоть до 2000 года.
Он органично совмещал работу в театре и в кино, поскольку обладал потрясающей актёрской фактурой, удивительной внешностью благородного аристократического человека.
Такие актеры особо ценятся. Они идеально подходят для выступления на театральных подмостках и для кинематографа. Можно сказать, что Игорь Старыгин — универсальный актёр, поэтому он с успехом одновременно совмещал театральную и кинематографическую деятельность.
Подлинная слава
Конечно, именно кино принесло ему славу, поскольку позволило оценить его потрясающее мастерство миллионам людей. Первой его работой стал фильме «Возмездие». Он снялся в нём, скорее, для опыта. Вообще, студентам ГИТИСа запрещают сниматься в кино во время учёбы. Считается, что это отвлекает от учебного процесса, плюс, ГИТИС в основном направлен на выпуск театральных артистов. У студента из-за участия в картине могли быть серьезные неприятности вплоть до исключения. Однако фильм оказался политически некорректным, как посчитала советская цензура, поэтому его просто положили на полку. Таким образом первый кинематографический опыт артиста остался незамеченным, но может быть, это и к лучшему.
А затем он снялся в своей, пожалуй, лучшей карте «Доживем до понедельника». К счастью, участие в ней он принял в 1968 году, когда успел закончить ГИТИС.
Этот фильм можно сравнить с бомбой, поскольку он по-настоящему стал культовым. Впрочем, таковым он остается и сейчас. В этом проекте исполнитель сыграл роль неформального лидера класса Кости Батищева. И сыграл его он так органично и убедительно, что по опросу зрителей, был назван «Лучшим актером 1968 года». Пожалуй, можно констатировать, что в это время в артиста влюбилась как минимум половина девушек Советского Союза.
Впервые режиссёр решился преподнести картину об обычной жизни людей, которые не стараются быть идеальными, патриотичными, идейными. Люди порядком устали от фильмов подобного плана. Но в картине «Доживем до понедельника» были подняты щекотливые вопросы взаимоотношений. Режиссеры показали, что учителя не всегда правы, что они могут быть черствыми и даже необразованными.
Например, в народ ушла фраза, которую произнесла одна из учительниц: «Я им говорю не ложьте, а они ложат».
Второй фильм, который закрепил славу актера на олимпе — «Д’Артаньян и три мушкетера». Конечно, он был самым обаятельным из всех мушкетеров. Красавец Арамис стал его визитной карточкой на всю последующую жизнь.
Интересно, но режиссёр изначально планировал на роль Александра Абдулова, который также в то время считался секс-символом Советского Союза. Однако Михаил Боярский, уже утвержденный на роль, уговорил режиссера просмотреть картину «Адъютант его превосходительства», где снимался Игорь. Михаил Боярский своим чутким творческим чутьем понял, что на эту роль лучше всего подойдёт другой актер.
Режиссёр действительно посмотрел фильм и просто влюбился в талант прекрасного артиста. Он воплотил в себе черты офицера-аристократа, и именно такой образ искал режиссер. Это попадание было точно в цель. И в очередной раз вздохнула женская аудитория Советского Союза, умиляясь игре артистов.
Арамис отличается утонченным характером и неудивительно, что зрители и самого исполнителя отождествляли с ролью. Они считали, что он слишком благороден, интеллигентен. Актеру такое сравнение было не по душе, ведь он имел мало общего со своим воплощенным перед камерой героем. И для того чтобы доказать обратное, он даже не стеснялся отпускать едкие шуточки в адрес окружающих, чтобы дать им понять, что он ничего не имеет общего со своим персонажем. Из-за такой язвительности и даже колкости за ним закрепилось прозвище «гюрза».
Дальнейшая карьера
Далее актёр появляется и в других культовых фильмах, например, «Государственная граница», что вышел в 1980 году. Этот проект чуть было не лег на полку на долгие годы, потому что советские чиновники по каким-то ведомым только им причинам не утвердили его к показу. Режиссеру пришлось лично обращаться к Галине Брежневой, с которой он был знаком. Она смогла подключить к этому своего влиятельного отца, и картина вышла на широкие экраны. Она тоже стала одной из самых любимых для советской аудитории.
Параллельно с этим актёр трудился и в театре. На его спектакли ходили толпы народа. Люди специально приезжали в столицу из ближайших регионов, чтобы попасть на спектакли самого красивого и утонченного артиста СССР. Он выступал на сцене с такими мэтрами, как Ростислав Плятт, Фаина Раневская.
В 90-ых годах он снялся в ремейке-продолжении картины про мушкетёров. Проектов было два: «Мушкетеры двадцать лет спустя», «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя».
Нельзя сказать, что эти проекты получились такими же удачными, как первоисточник. Скорее, в них прослеживается желание режиссеров по максимуму выжать из культовых шедевров, созданных в СССР. Но, возможно, у этих фильмов есть и свои искренние поклонники. Да, во многом картины удалось спасти благодаря обаянию главных героев, в том числе и Игоря Старыгина. Постаревший, но по-прежнему весёлый и лёгкий мушкетёр значительно сгладил углы.
Личная жизнь, последние годы
За плечами у артиста немало браков. Впервые он заключил брак с Людмилой Исаковой, когда учился в институте. Людмила тоже актриса, хотя она не снималась в кино, а работала на сцене Ивановского драматического театра. К сожалению, их личная жизнь продлилась всего лишь год несмотря на то, что родители невесты подарили им роскошную квартиру. Но оказалось, что этот брак — ошибка в чувствах, и даже покровительство богатых родственников и не исправило ситуацию.
Второй раз исполнитель женился на Мике Ардовой, она тоже была актрисой, работала в ТЮЗе. На тот момент она была разведена, у неё было 2 дочери. В 1978 году в браке у молодых людей родилась совместная дочь Настя. Этот брак был довольно долгим, он длился 12 лет. Но именно на него приходится пик популярности артиста. Неудивительно, что это явилось испытанием для жены артиста. Бешеная популярность, поклонницы, признание в любви, письма, выжидание у подъезда и у входа в театр — всё это, конечно, мешало тихой и размеренной совместной жизни.
Впоследствии у актера были и другие браки, но он говорил, что именно этот считает настоящим, ведь в нём родилась его единственная дочь Настя. Затем артист женился на балерине, но этот брак не выдержал проверку временем.
Последним официальным браком считается брак с Екатериной Табашниковой, фотожурналисткой, которая работала в газете «Собеседник». Она стала женой артиста в 2006 году, и вместе они прожили вплоть до его смерти в 2009. На тот момент исполнитель уже был в преклонном возрасте, всё чаще его подводило здоровье.
Трагическая развязка наступила в ноябре 2009 года, когда артист умер от инсульта. Ему стало плохо, он на несколько дней провел в больнице, но так и не пришел в сознание после тяжелого недуга. К сожалению, врачи не смогли спасти его, и он тихо скончался 8 ноября 2009 года. Похоронен он 12 ноября 2009 года на московском Троекуровском кладбище.
Избранная фильмография
- 1967 — Возмездие
- 1968 — Доживём до понедельника
- 1978 — Д’Артаньян и три мушкетёра
- 1984 — Семь стихий
- 1992 — Выстрел в гробу
- 2000 — 24 часа
- 2007 — Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини