Игорь Стравинский -биография
Игорь Стравинский – величайший дирижер России, композитор и музыкант, творчество которого представляет музыкальный модернизм.
Игоря Стравинского можно по праву назвать одним из самых великих музыкальных деятелей в истории XX века. Дирижер, талантливый исполнитель и композитор, который тяготел к традициям модернизма.
Детские годы
В 1882 году на окраине Петербурга родился мальчик, которому в будущем предстоит стать одним из величайших музыкантов мира. Отцом Игоря был знаменитый солист Мариинского театра. Федор в течение многих лет выступал на подмостках легендарного театра, даже получил звание заслуженного артиста имперской России. Мать мальчика, Анна была не менее талантливой пианисткой, которая часто аккомпанировала знаменитому мужу. В доме музыкантов часто собирались самые великие люди тех лет. Особенно стоит отметить дружбу отца семейства с писателем Достоевским.
Впервые за клавишные Игорь сел в девятилетнем возрасте. И больше он с инструментом не расставался. Мальчик не только красиво исполнял чужие музыкальные шедевры, вскоре он начнет мастерски создавать свои собственные. После завершения гимназистского обучения, мальчика отдают в петербургский университет. Первое образование будущего гения было юридическим. Однако и в Северной столице юноша не бросил занятий музыкой – он самостоятельно изучал любимое занятие, даже брал частные уроки у другого великого музыканта-самоучки, Римского-Корсакова.
Познакомились два музыканта благодаря дружбе Игоря с сыном Римского-Корсакова. Композитор сразу понял, что у Игоря несомненный талант, поэтому посоветовал последнему поступать на консерваторское обучение. Знаний у молодого человека было достаточно для этого. Педагог помогал талантливому ученику разобраться в нюансах создания оркестровок, а также корректировал его сочинения. Вскоре композитор использует свое влияние, чтобы музыку Стравинского начали исполнять на концертах.
Огромное влияние на музыкальный стиль и на художественные вкусы молодого Игоря оказывали другие деятели искусств. К примеру, сам будущий композитор рассказывал о несомненном влиянии на свою жизнь И. Покровского, популярного на тот момент пианиста. Покровский и Игорь начали дружить еще во времена гимназической жизни юноши, старший друг стал для Стравинского авторитетом. Игорь проводил с талантливым другом все свое свободное время.
Музыка
Как и его легендарный учитель, Игорь тяготел в начале своей музыкальной биографии к фольклорным мотивам и к сказочным сюжетам. Это было видно еще по первым произведениям музыканта.
В 1908 году два сочинения Игоря исполняются знаменитым оркестром, который играл для императора. Через год непрерывных исполнений сочинений маэстро на один из его концертов попадает Сергей Дягилев. Знаменитый художественный деятель был буквально поражен гением юного музыканта. Между Игорем и Сергеем сразу же завязалась дружба, которая в будущем приведет к плодотворному сотрудничеству. Вскоре Дягилев закажет у Стравинского аранжировки для балетных выступлений. Спустя год музыкальный деятель вновь обратится к талантливому другу, на сей раз для заказа аранжировки к новому балету под названием «Жар-Птица».
Премьера балета произошла в 1910 году и имела головокружительный успех. Игорь превращается из молодого и неопытного музыканта в настоящего мэтра композиторского искусства в глазах общественности. В следующем сезоне выходит вторая совместная работа Стравинского и дягилевской труппы. Балет «Петрушка» также был обречен на успех и вызвал большой ажиотаж.
Стравинский был окрылен своими творческими победами, он даже задумал для себя маленький рабочий эксперимент. Задумка композитора, которую он воплотил в жизнь в парижском театре, наделала немало суматохи. Это произошло на концерте, где исполнялась «Весна священная». Зрители сразу же начали возмущаться: кто-то был впечатлен и раздосадован смелым танцем, а кто-то – неоднозначной музыкой. Нашлись и почитатели необычной постановки, они только приветствовали смелость автора. По словам свидетелей, танцоры в тот день просто не могли расслышать музыку – так сильно гудел возмущенный зал.
С того знакового концерта в музыкальных кругах Стравинский становится автором нашумевшей «Весны…». Его даже прозвали деструктивным сторонником модернизма. Игорь решает отправиться в путешествие и уезжает в другую страну. 1910 год он встретит во Франции.
А потом грянула Первая мировая война. Начавшиеся военные события не дают продолжаться «Русским сезонам», музыканту перестают платить. К 1914 году молодая семья Стравинских оказывается на гране нищеты. Однако Игорь продолжает творить, его все сильнее интересуют народные мотивы, русские сказки. В то же время музыка композитора становится более выдержанной и аскетичной, не теряя своей знаменитой ритмики.
С 1914 года музыкант начинает работать над новым балетом под названием «Свадебка». Произведение будет завершено только спустя несколько лет, в 1923 году. Сочинение композитора было основано на русских деревенских песенках, которые обычно исполнялись на свадебном и венчальном обрядах. В 1920 году Игорь напишет другое свое не менее знаменитое произведение, которое все назовут шедевром, – «Симфонию для духовых».
Вскоре мастер увлекается новыми идеями в творчестве – неоклассицизмом. Именно в этой стилистике будут созданы его новые произведения, Игорь окончательно отходит от национального колорита. В своих последующих сочинениях Стравинский начинает давать собственную интерпретацию старинной музыке Европы, экспериментирует с историческими стилями. С 24 года прошлого века музыкант решает завершить свою деятельность в качестве дирижера и пианиста. Отныне он сосредоточил внимание исключительно на создании музыкальных произведений.
После завершения Второй мировой концерты маэстро стали особенно популярными.
«Русские сезоны» вновь ставятся на зарубежных подмостках, однако прежнего масштаба уже не было. Концертная деятельность велась значительно скромнее, чем это было во времена российских императоров. Последним шедевром от Стравинского и Дягилева становится «Аполлон Мусагет». Сотрудничество двух великий деятелей завершается смертью Сергея. Группа Дягилева просто распадается без своего несомненного лидера.
1926 год становится особенно трудным в жизни музыканта. Он начинает духовно меняться, но меняется и его музыка. Духовный кризис и последующая трансформация Стравинского как личности ведут к появлению в его последующих сочинениях религиозных мотивов. Это характерно для «Царя Эдипа» и для других произведений этого периода. Даже либретто пишется на «церковном» языке католицизма – на латыни.
Попробовал себя маэстро и в роли педагога. Он преподавал в американском Гарварде, читая курс лекций о музыкальной поэтике.
В середине прошлого столетия в Европе начинают меняться стилистические вкусы. Общество тяготеет к другому стилю, к Авангарду. Любовь к неоклассике, которая царила в начале века, постепенно сходит на нет. Стравинского ожидал очередной кризис, его музыка просто выбивается из хода времени и начинает терять свою актуальность. Композитор впадает в депрессию. Его последними экспериментальными сочинениями станут «Памяти Дилана Томаса», а также другое значимое произведение под названием «Кантана».
Без оглядки на депрессию, кризисы и многочисленные дилеммы, композитор продолжает работать. Несмотря на инсульт и проблемы со здоровьем, он создает «Реквием», который мастер написал на рубеже своего 84-летия. Тонкое и лирическое произведение становится своеобразным реквиемом и для творчества Стравинского, символом его таланта и огромного запаса энергии.
Музыкальный стиль
Критики и сам Стравинский отмечали «русскость» звучания авторских композиций. Музыкант активно использовал мотивы из городского и народного фольклора, занимался переработкой сказочных мотивов. Позже один из интерпретаторов композитора скажет, что в каждом произведении Стравинского видны интонации русского музыкального говора, фольклорные нотки.
Музыкальный стиль мастера невозможно описать лаконично, поскольку для его творческой биографии характерен постоянный поиск, эклектика, смешение различных жанровых особенностей. Стравинский известен как композитор-экспериментатор, его даже называли музыкальным Протеем двадцатого столетия.
Личная жизнь
Игорь влюбился в собственную кузину, Екатерину, на которой вскоре и женился. Влюбленность молодой четы невозможно было остановить – это не удалось сделать даже кровным узам и порицанию таких браков в обществе. В семье родилось два сына и две дочери. Сыновья музыканта пошли по его стопам: старший Святослав также стал композитором и известным исполнителем, младший Федор предпочел другое творческое занятие – рисование. Одна из дочерей маэстро, Людмила, станет в будущем женой известного поэта Мандельштама.
Молодая супруга болела чахоткой и сырой воздух Северной столицы был для нее крайне вреден. Семья постоянно уезжала для поправки здоровья Екатерины, возможно, именно эта традиция и спасла супругов от дальнейших репрессий. В 1914 году семейство композитора как обычно выехало в Швейцарию: воздух Альп был очень полезен молодой женщине. Однако вернуться у них уже не получилось – на родине начнется Первая мировая, а потом и революция. Все имущество и денежные средства, которые Стравинский успел скопить в России, будут конфискованы большевиками.
Эта новость очень опечалила музыканта, ведь он обеспечивал средствами не только собственную семью, но и сестру, мать, многочисленных племянников. В России ему перестали выплачивать проценты по авторским платежам. От краха семейство спасли только новые редакции сочинений композитора, которые ему пришлось в скором времени выпустить.
Помогла Стравинскому легендарная Коко Шанель, которая буквально содержала семейство несколько лет. Модельер пригласила композитора пожить на ее вилле, обеспечивала его деньгами, кормила и одевала семейство. Не обошлось и без спонсирования концертов, на которые Коко не жалела денег. Невероятная доброта мадемуазель привела к слухам о том, что между ней и музыкантом появилась любовная связь. Влиянию Шанель на личную жизнь великого русского композитора даже будет посвящен отдельный художественный фильм.
Хотя вскоре Игорь поправит материальные дела семьи, Коко продолжит высылать ему деньги. Делать это она будет долгие 13 лет, в течение каждого месяца. Именно этот факт и станет в будущем основой для слуха о том, что между Игорем и Шанель был бурный роман.
Вскоре первая жена музыканта умирает. Через год он переезжает в Америку и встречает свою вторую любовь, популярную актрису Веру Судейкину. Артистка немого кино и знаменитый композитор образовали очень гармоничную пару.
Вместе они проживут полвека, а любая разлука будет восприниматься влюбленными как трагедия.
Супруги потом посетят Москву, в которой Стравинский не был многие годы. Побывают они и в Ленинграде, в котором началась музыкальная биография маэстро. Встречу музыканта с журналистами даже покажут в одной из телевизионных программ.
Смерть
Музыкант прожил длинную, наполненную творчеством жизнь. Даже перед смертью он не переставал творить. Дожил композитор до 88 лет и умер весной 1971 года. Причиной смерти врачи назовут сердечную недостаточность.
Могила композитора находится в Венеции. Интересно, что музыкант был похоронен рядом со своим другом и творческим соратником Дягилевым. Вера переживет мужа на 11 лет, а потом будет похоронена рядом со своим супругом.
Имя легендарного музыканта навсегда вошло в музыкальную историю России и зарубежья. В честь композитора названа музыкальная школа, теплоход, а также один из самолетов. Каждый год в честь великого музыкального деятеля проводится украинский фестиваль, на котором выступают современные исполнители.
Избранные произведения
Оперы
- «Соловей»
- «Мавра»
- «Царь Эдип»
- «Похождения повесы»
Балет
- «Жар-птица»
- «Петрушка»
- «Весна священная»
- «Пульчинелла»
- «Аполлон Мусагет»
- «Поцелуй феи»
- «Игра в карты»
- «Балетные сцены»
- «Орфей»
- «Агон»
Театр
- «Байка про лису, петуха, кота да барана»
- «Сказка о беглом солдате и черте, читаемая, играемая и танцуемая»
- «Свадебка»
- «Персефона»
- «Потоп»
Оркестр
- Симфония Es-dur
- Симфония in С
- Симфония в трех движениях
- Фантастическое скерцо
- «Фейерверк», фантазия
Фортепиано
- Четыре этюда
- Три легкие пьесы в три руки
- Пять легких пьес в четыре руки
- Регтайм
- «Пять пальцев», восемь очень легких пьес на пяти нотах
- Три фрагмента из балета «Петрушка»
- Соната
- Серенада in A
- Соната для двух фортепиано
Вокал
- «Звездоликий»
- Симфония псалмов для хора и оркестра на тексты из Ветхого завета
- «Вавилон»
- Месса для смешанного хора и двойного квинтета духовых инструментов
- Canticum sacrum ad honorem Sancti Marci Nominis
- Threni
- Requiem canticles