Ингмар Бергман — шведский театральный и кинорежиссёр, сценарист и писатель, считается одним из наиболее выдающихся мастеров авторского кино. Его работы, такие как «Седьмая печать», «Земляничная поляна», «Персона», «Час волка», «Шёпоты и крики», «Фанни и Александр», заслужили мировое признание. В течение своей карьеры он создал более шестидесяти фильмов для кино и телевидения, чаще всего выступая в роли автора сценария. Бергман также является автором более ста семидесяти театральных постановок. Его долголетнее творческое сотрудничество с кинооператором Свеном Нюквистом началось в 1953 году и принесло множество выдающихся кинокартин. В фильмах Бергмана часто снимались такие талантливые актёры, как Харриет Андерссон, Лив Ульман, Гуннар Бьёрнстранд, Биби Андерссон, Эрланд Юзефсон, Ингрид Тулин, Макс Фон Сюдов и Гуннель Линдблум.
Будущий выдающийся режиссер авторского кино появился на свет летом 1918 года в старинном шведском городе Упсала, расположенном в 70 км от Стокгольма. Его детство прошло в семье лютеранского пастора и медсестры. Вместе с братом Дагом и сестрой Маргаретой Ингмар воспитывался в строгих условиях и нередко подвергался телесным наказаниям.
Ингмар начал проявлять интерес к кинематографу и театру уже в возрасте девяти лет. На Рождество его старшему брату подарили кинопроектор, оснащенный керосиновой лампой. Это чудо техники, называемое «волшебным фонарем», вызвало у юного Бергмана неподдельное восхищение. Желая заполучить устройство, он предложил брату обменять свою любимую коллекцию оловянных солдатиков.
Эксперименты с «волшебным фонарем» дали старт творческому пути будущего режиссера. На обесцвеченной пленке его дядя помогал Ингмару рисовать фигуры, которые затем проецировались с помощью камеры на экран. Так появились первые мультфильмы великого Бергмана.
В возрасте 12 лет он впервые ощутил магию театра, увидев постановку пьесы Августа Стриндберга. Юному Ингмару разрешили присутствовать за кулисами во время спектакля «Игра снов», где он в восторге наблюдал за актерами.
Единственным увлечением Ингмара стали эксперименты с проектором и самодельным театром. Он придумывал новые постановки, разрабатывал декорации и экспериментировал с освещением. В 16 лет он по обмену отправился в Германию и познакомился с членом Гитлерюгенда, увлекшись идеями НСДАП.
В 1937 году, в возрасте 19 лет, Бергман поступил в колледж Стокгольма. Однако предметы, такие как литература и история искусства, мало занимали его. Все свободное время он проводил в молодежном театре, где с удовольствием играл на сцене. Частые пропуски занятий привели к скандалам дома и вынудили его покинуть родительский дом.
Вскоре Бергман окончательно оставил учебу и начал работать реквизитором в театре. Он отправился на гастроли, но постановка оказалась неудачной, театр закрылся, и он остался без работы. Однако вскоре Ингмар устроился ассистентом режиссера в оперный театр и стал писать свои первые пьесы в свободное время.
Путь Ингмара Бергмана к успеху начался в 1940-х годах. Одна из его пьес была поставлена в студенческом театре, и успешная премьера привлекла внимание директора киностудии Андерса Дюмлинга. Он предложил молодому драматургу работать на киностудии, поручив редактировать сценарии и писать собственные.
Вдохновленный школьными воспоминаниями, Бергман создал сценарий под названием «Травля», который заинтересовал Виктора Шестрема, пионера шведского кино. Премьера фильма прошла успешно, получив положительные отзывы от зрителей и критиков в Скандинавии и США.
В 1946 году Бергман дебютировал как режиссер с драмой «Кризис», которая не имела успеха, но его репутацию быстро восстановила мелодрама «Дождь над нашей любовью». В тот же год он начал работать в муниципальном театре Гетеборга, мечтая снимать собственные фильмы, но продюсеры видели в нем прежде всего сценариста.
В 1947 году он снял четвертый фильм, драму «Музыка в темноте», о слепом пианисте. Этот фильм номинировался на главный приз Венецианского кинофестиваля и стал коммерчески успешным. Первым авторским фильмом Бергмана считается черно-белая драма «Тюрьма», премьера которой состоялась в 1949 году.
В начале 1950-х Бергман выпустил кинодраму «Летняя интерлюдия», которую позже назвал одной из своих самых важных работ. После паузы, связанной с протестом шведских киностудий против налоговой политики, Бергман вернулся к съемкам, представив комедию «Улыбки летней ночи», получившую приз на Каннском фестивале.
В 1957 году Бергман создал фильм «Седьмая печать», вошедший в «золотой фонд» мирового кинематографа. Снятый за 35 дней, он получил специальный приз на Каннском фестивале. Позже в том же году режиссер выпустил фильм «Земляничная поляна», последний для Виктора Шестрема.
В 1960-е годы Бергман начал снимать «Девичий источник», которую критики оценили высоко, несмотря на скромное мнение самого режиссера. В 1961, 1962 и 1963 годах он выпустил «трилогию веры», включающую «Сквозь тусклое стекло», «Причастие» и «Молчание». Эти фильмы стали важным вкладом в киноискусство, несмотря на скандальный успех последнего из-за откровенных сцен.
К середине 1960-х годов Бергман создал камерную драму «Персона» с Биби Андерссон и Лив Ульман в главных ролях. Этот проект удостоился множества наград и стал одной из наиболее обсуждаемых работ Бергмана. Завершением 1960-х стали антивоенная драма «Стыд» и единственный триллер Бергмана «Час волка».
В 1970-х годах Бергман снял четыре фильма, ставших классикой мирового кино. Драма «Шепоты и крики», мини-сериал «Сцены из супружеской жизни» и музыкальный фильм «Волшебная флейта» получили широкое признание. В 1976 году его арестовали по обвинению в неуплате налогов, что привело к нервному срыву и эмиграции.
За границей Бергман снял «Осеннюю сонату» с Лив Ульман и Ингрид Бергман. Последние восемь фильмов были созданы в эмиграции, включая «Фанни и Александр», «Из жизни марионеток» и «Лицо Карин». Финальным киношедевром стал «Сарабанд», вышедший в 2003 году как продолжение «Сцен из супружеской жизни».
Ингмар Бергман был человеком страстным и переменчивым. Его жизнь наполнили и омрачили многие женщины, пять из которых стали его женами. У режиссера девять детей, и двое из них рождены вне брака.
Первой женой стала Эльса Фишер, актриса бродячего театра, в который Ингмар попал после ухода из колледжа. В 1943 году она родила дочь Лену. Через два года место Эльсы заняла ее подруга Эллен Лундстрем, которую Эльса рекомендовала как хореографа. В 1948 году Эллен родила Ингмару близнецов. Однако финансовые трудности и разногласия разрушили их отношения.
Позже Бергман влюбился в журналистку Гун Грут, которая родила ему сына. Вскоре после этого режиссер изменил жене, что привело к разводу.
В 1959 году жизнь Бергмана сделала резкий поворот: он женился на пианистке Кэйби Ларетеи. Семь спокойных лет совместной жизни на их вилле закончились, когда Ингмар увлекся норвежской актрисой Лив Ульман на съемках фильма «Персона». Он построил для Лив дом на острове Форё, где в 1967 году она родила ему дочь. Однако их семейное счастье длилось недолго, и Лив покинула остров.
Настоящий покой и умиротворение Бергман нашел с пятой женой, Ингрид ван Розен.
В 1987 году режиссер выпустил книгу, где поделился воспоминаниями о детстве и опыте работы над первыми спектаклями и фильмами. В 2006 году был опубликован сборник «Жестокий мир кино», в который вошли его мемуары «Латерна магика» и «Картины», а также статьи и интервью.
В 1995 году режиссер потерял свою любимую Ингрид. После ее смерти Бергман уединился в своем доме на острове Форё, где лишь изредка принимал друзей и детей.
Великий мастер мирового кино скончался летом 2007 года. Он ушел мирно, во сне, спустя две недели после своего 89-летия.
Режиссера похоронили на острове. Спустя год, по просьбе его семьи, прах его пятой жены был перевезен с кладбища Нортелье и захоронен рядом с ним. Их общую могилу увенчал памятник с именами и датами их смерти.