Иоганн Гутенберг — первопечатник из Германии. Именно он является первым европейским типографом. Он создал способ печатания книг с помощью подвижных литер, что кардинальным образом повлияло как на культуру в Европе, так и на всю историю в мире.
О его личной жизни и биографии в целом известно немного. Иоганн Гутенберг родился в патрицианской семье в г. Майнце примерно в 1400 году. Учился он в школе, где преподавание велось на латинском языке. Непонятно, получил ли Гутенберг университетское образование, потому что точной информации об этом нет. Известно, что в течение 10 лет (1434-1444 гг.) Гутенберг проживает в Страсбурге и шлифует драгоценные камни. Также он делал уникальные зеркала, которыми пользовались паломники. Ещё известно об основании Гутенбергом некого сообщества с целью финансировать одно «новое дело», которое было связан с «искусством». Для «нового дела» были уже закуплены свинец и пресс, поэтому можно сделать вывод о работе первопечатника над своим главным проектом.
В 1448 году Иоганн возвращается в город Майнц. Там он снова возвращается к разработке своего проекта. Безусловно, проект требовал денег, поэтому Гутенберг взял кредитный займ, обратившись к своему двоюродному брату Гельтусу и купцу Фусту. После взятия кредита Гутенберг начинает экспериментировать с печатью. Его печатный пресс выпускает календари, грамоты и индульгенции, а также грамматический справочник на латинском языке Доната. Библию, своё главное произведение искусства, первопечатник выпускает примерно в 1455 году.
С кредитом у Гутенберга возникли большие проблемы: он не смог выплатить его Фусту, поэтому в 1455 году, согласно судебному решению, его типографией стал владеть кредитор. Безусловно, кредитору досталось всё уникальное оборудование и все библейские шрифты. Далее Фуст договаривается с неким П.Шеффером, ранее работавшим у Гутенберга в качестве печатника, и успешно развивает дело дальше. Что же касается самого Гутенберга, он самостоятельно пытается возобновить своё предприятие. Дело увенчалось успехом, и он выпустил ещё некоторое количество книг. В 1565 году Гутенберга взял на службу архиепископ Майнца Адольф Нассаутский. Умер первопечатник в Майнце, в 1468 году. Подробности его смерти, к сожалению, неизвестны.
Главное его нововведение — это металлические буквы, которые были вырезаны «наоборот». Из них набирались строчки, а специально подготовленный пресс делал бумажные оттиски. В целом, Гутенберг изобрёл несколько уникальных приспособлений для печати. Это литеры, собственно пресс (станок для печатания), сплав и краска. Литеры — это элементы, которые можно было разобрать, как угодно, и с их помощью отпечатать то, что надо. Набор литер можно было рассыпать и набрать любой текст заново. Для того чтобы реализовать такую возможность в техническом плане Гутенберг напряжённо работал в течение многих лет, причём, одиночных литер он не изготавливал, а механизировал способ их изготовления. Это стало поводом для удешевления книг в недалёком будущем.
Пресс — это станок для печати, один из символов нового времени. До Гутенберга уже существовали прессы для иных целей — это виноделие и отжим увлажнённой бумаги. Главной задачей первопечатника стало то, чтобы давление по печатной поверхности было равномерным и все буквы пропечатывались как следует. Также он потрудился и над созданием подвижной каретки с целью перемещения формы в пределах плиты. Ещё одна задача, которую выполнил Гутенберг — чтобы лист точно накладывался на форму. Примечательным является то, что печатный станок Гутенберга преданно работал для всех служителей печатного производства вплоть до 19-го века.
Сплав — это металл, который использовали для производства литер. Главная задача Гутенберга заключалась в том, чтобы отыскать сплав, идеально подходивший для этих целей. У сплава должна была быть повышенная текучесть, так как ему следовало заполнять все части формы для литья букв. Другие свойства, которые ему следовало иметь — это твёрдость и низкая температура плавления. По всей вероятности, Гутенберг пользовался оловом, свинцом и сурьмой: примерно такой состав имеет гарт, используемый в типографском деле в более позднее время.
Что касается краски, Гутенбергу удалось отыскать оптимальный вариант решения этой проблемы. Краска, которую он использовал, была масляной, не похожей на писчие чернила. Главное было — решить вопрос с печатью на две стороны: поскольку у влажной бумаги есть способность слишком хорошо впитывать краску, требовался состав, высыхающий скорее листа основания, в противном случае готовая сторона выглядела бы смазанной.
Жизнью Гутенберга и его делом занимались очень многие исследователи — безусловно, в связи с историей книгопечатания. Середина 20-го века — время, когда было издано уже около 3000 работ по этим темам. Поскольку изобретение уникального печатного станка стало для эпохи воистину революционным событием, исследовать личность Гутенберга стали многие, равно как и период истории, в котором он жил и работал. Увы, но многие исследователи пытались приписать изобретение печатания книг другим людям, причём, лишить Гутенберга «права на авторство» пытались ещё тогда, когда он был жив. Самым горячим спором оказался спор по поводу городов Страсбурга и Майнца: какой же из них, на самом деле, следует считать родиной книгопечатания? Вскоре, кроме Гутенберга, на этой ниве возникли и другие имена — такие как Фуст Ментелин и Шеффер. Некоторые специалисты называли страной, где впервые было открыто книгопечатание, Китай.
Немецкие исследователи в течение длительного времени считали настоящими первооткрывателями книгопечатания именно Шеффера и Фуста (например, И. Готтшед). Хорошо, что речь идёт о среде, которую никак нельзя назвать научной. С научной точки зрения то, что именно Гутенберга следует считать первым печатником, было упомянуто в 18-м веке исследователями Д. Шепфлином и Д. Келером.
Главная проблема состоит в том, что в книгах, которые выпустил сам Гутенберг, нет колофона. Под колофоном следует понимать специальную отметку о том, кто, когда и где выпустил ту или иную книгу. Авторство Гутенберга можно определить только второстепенным путём, а именно, спецификой применяемого при печати шрифта. Личная переписка Гутенберга с современниками также отсутствует, равно как и другие записи, и настоящий портрет печатника. Таким образом, старые напечатанные книги можно опознать только по их шрифтам: каждый из печатников имел свой уникальный шрифт. Именно с помощью шрифтологического метода и было установлено авторство Гутенберга, поэтому людям и стало известно как о его богатейшем наследии, так и о нём самом.
Некоторые исследователи попытались создать из Гутенберга некую историческую легенду. Было это в 19-м веке. Из книгопечатника «сделали» человека элитного происхождения, который всю свою жизнь решил посвятить просвещению людей и этому ремеслу. Тем не менее, нам известно о том, что на самом деле Гутенберг неоднократно брал кредиты под своё дело и даже был участником судебного процесса, в результате которого его производство полностью отошло кредитору. Таким образом, легенда об элитном происхождении книгопечатника не выдержала никаких исторических проверок.
Как бы там ни было, Иоганн Гутенберг — великий человек, который очень много сделал как для книгопечатания, так и для просвещения своих современников. Неслучайно споры о его личности исследователи ведут и по сей день.