Иоганнес Брамс — биография
Иоганнес Брамс — знаменитый немецкий композитор, дирижёр, пианист. Его можно поставить в один ряд с такими великими чародеями музыки как Людвиг Ван Бетховен и Иоганн Себастьян Бах.
Детство
Иоганнес Брамс родился в Гамбурге, в семье музыканта и домохозяйки, 7 мая 1833 года. Они жили в небольшой квартире, из комнаты и кухни. Его отец Иоганн Жакоба играл на струнных и духовых музыкальных инструментах. Его мать Джоанна Ниссен была домохозяйкой, и подрабатывала пошивом одежды. Конечно первые уроки музыки ещё маленькому ребёнку преподал его отец. Вскоре заметив стремление Иоганнеса к занятию музыкой, они стали изучать нотную грамоту и игру на скрипке и виолончели.
В 1842 году юного Брамса определяют к педагогу Отто Косеелю. У своего попечителя мальчик осваивает основы композиции и игру на фортепиано. Занятия не проходят даром, юное дарование начинает выступать на концертах, а уже в 1845 году Иоганнс сочиняет своё первое музыкальное произведение — сонату fis-moll.
Отто Косеель видя способность мальчика к написанию музыкальных произведений предлагает родителям перевести Иоганнса на специальность композиции. Отец был категорически против, но педагогу удалось его убедить, и Брамса переводят в класс композитора Эдуарда Маркессена. Воспитанный на музыке Шуберта и Моцарта Маркессен понимает, что перед ним ребёнок с необыкновенным дарованием. Позднее после смерти великого Мендельсона он скажет, что один мастер ушёл, но другой пришёл ему на смену и это Брамс.
В 1849 году Иоганнес, который к тому времени уже написал много произведений успешно гастролировал. Фирма Cranz получает права на издание его сочинений. Они начинают выпускать нотные партии юного композитора. Брамс подписывается псевдонимом G. W. Marks, который он начинает использовать с 1851 года. Этим именем Иоганнес подписал свои композиции «Скерцо ор.4» и песни «Возвращение на родину», которое впоследствии он уничтожил.
В музыкальной среде говорили, что Брамс ликвидировал свои ранние творения из-за того, что их якобы исполняли в борделях. Но конечно это были только домыслы злопыхателей. Но факт остаётся фактом, композитор действительно расправился с многими своими музыкальными произведениями.
Музыка
В 1853 году Иоганнес знакомится с Робертом Шуманом и его женой пианисткой Кларой Шуман-Вик. Шуман восхищён творчеством молодого композитора. Он радушно принимает Иоганнеса у себя в доме. Немного позднее Роберт Шуман печатает в газете статью «Дорогу молодым», в которой пишет о молодом даровании Брамсе только в восхитительной степени.
Такая неприкрытая похвала пугает молодого Брамса, у него появляются опасения, что он не соответствует той высокой оценки, которую дал ему столь знаменитый музыкант. На время он прекращает исполнять свои произведения. Теперь он выступает только как исполнитель. К 1852 году и на этом поприще он завоёвывает любовь и уважение почитателей музыки. И только тогда Иоганнес снова осмеливается на публикацию своих произведений. С фирмой Breitkopf & Härtel он заключает контракт на выпуск двух фортепианных сонат и песен.
В 1859 году его постигает неудача, его концерт терпит провал. А на втором представлении, публика была настолько враждебно настроена, что его пришлось практически уговаривать завершить концерт. Но всё же он не удержался от полемики с оппонентами, и стал критиковать музыкальную «Новую школу» Вагнера и Листа.
Позднее Брамс переезжает в Баден-Баден, и там он пишет своё знаменитое произведение «Немецкий реквием», к которому он позднее допишет финальное соло «Ihr habt nun Traurigkeit», и это его творение будет иметь оглушительный успех.
В этот период свой жизни он создаст много произведений, которые впоследствии принесут ему всемирную славу. Он завершит серию «Венгерских танцев», и представит их на суд зрителей, сборник вальсов для вокального квартета и фортепиано. Благодаря вновь вернувшемуся успеху, на гребне славы он продолжает работать над незаконченными произведениями. Выходит партитура кантаты «Ринальдо», «Первой симфонии», частью которой была знаменитая «Колыбельная», и «Рапсодии» для контральто, мужского хора и оркестра.
Иоганнес организовывает концерт в Веском музыкальном обществе. На нём исполняются его произведения «Вариации на тему Гайдна» и «Семь песен для смешанного хора», которые он сочинил в 1874 году. После громкого успеха в Вене, имя композитора Брамса, пересекает границы Европы. Брас удостаивается почётными наградами и премиями. Ему присваивается звание почётного гражданина Гамбурга.
В 1882 году вместе со всемирно известным придворным оркестром Майнингена, он исполняет второй фортепианный концерт и «Венгерский танец», который был записан на фонографе, который специально для этого случая привёз Томас Эдисон.
В 1890-х годах великий композитор находился на пике славы. Его произведения стали популярны. Но знакомство С Иоганном Штраусом рождает в нём неуверенность и у него возникает желание прекратить сочинять музыку, он начинает опять выступать как пианист и дирижёр. Но вероятно талант к сочинительству доминирует над его желаниями. Брамс снова пишет музыку, сочиняет трио и сонаты для кларнета и ещё много фортепианных пьес.
Иоганнес Брамс так и не сочинил ни одной оперы, но зато он был гением практически во все других жанрах. За свою жизнь он напишет около 80 произведений. Но особенное признание ему принесёт его симфония. Его музыку можно назвать самобытной и самостоятельной. У Брамса был свой собственный стиль, оригинальность его произведений не даёт её спутать ни с одним композитором.
Личная жизнь
Личная жизнь знаменитого музыкального гения не сложилась. Брамс не обрёл семейного счастья ни с одной женщиной. Он никогда не состоял в браке, хотя нежные чувства испытывал не один раз. Его многолетняя привязанность к Кларе Шуман, которая была старше него на 13 лет, так и окончилась ничем. Во время болезни Роберта Шумана, он писал его жене любовные послания, но даже после смерти композитора не осмелился ей сделать предложение.
В 1859 году он обручился с певицей Агатой фон Зибольт, которая была дочерью профессора из университета. У молодой аристократки был чудный голос и прелестная внешность. Но недовольство Клары Шуман, и сплетни, которые разрастались вокруг них, спровоцировали разрыв помолвки. Брамс был раздавлен, и он пишет своё знаменитое произведение «Струнный секстет “соль минор”». Все остальные его увлечения прекрасным полом были мимолётны, ничего не значащие для Иоганнеса.
Брамс замкнулся в себе, стал раздражительным, иногда очень резкий в общении. Он стал нелюдим и злобен. Сейчас, когда он уже известный композитор, ему часто приносили молодые дарования свои произведения, чтобы услышать его оценку. И единожды молодой автор просил его оценить музыку, написанную к песни, на стихи Шиллера. Брамс послушал и изрёк, что «Шиллер бессмертен».
Собираясь домой после лечения на курорте, врач спросил знаменитого композитора всем ли он доволен, на что Брамс ответил, что всё хорошо, все свои болезни он увозит обратно.
Смерть
В 1896 году Брамс заболевает желтухой. Эта болезнь спровоцировала опухоль, которая образовалась на печени. А вскоре был поражен и весь организм. Больной Иоганнес продолжал писать музыку и выступать на концертах. Он исполняет свои фортепианные произведения, и дирижирует оркестром, практически до самой смерти. На своё последние выступление, которое состоялось марте 1897 года он приехал уже будучи очень больным. Но концерт окончился нескончаемыми овациями. Иоганнеса много раз вызывали на сцену. Он был очень тронут таким тёплым приёмом публики, и поблагодарил преданных поклонников.
И всего через месяц после этого выступления, его состояние здоровья резко ухудшилось. Он отказывается от посещения так долгожданной им премьеры оперетты Штрауса «Богиня разума». Свои последние дни жизни он проводит у себя дома в Вене. 3 апреля 1897 году Иоганнес Брамс в возрасте 63 лет, умер от рака печени.
Похоронили великого композитора на австрийском кладбище Wiener Zentralfriedhof.
Произведения
- Пьесы
- Три интермеццо
- Три сонаты
- Скерцо ми-бемоль минор
- Две рапсодии
- Вариации на тему Р. Шумана
- Вариации и фуга на тему Г. Ф. Генделя
- Вариации на тему Паганини
- Вариации на тему венгерской песни
- 4 баллады
- Пьесы (фантазии)
- Песни любви — вальсы
- Четыре тетради Венгерских танцев