Иосиф Хейфиц – известный российский и советский режиссер, педагог и сценарист. Хейфиц – создатель таких картин, как «Дама с собачкой», «Ася», «Вы чье, старичье?» и многих других фильмов.
Иосиф Ефимович родился в Минске, зимой 1905-го года. Юношеские годы будущего режиссера пришлись на революционное время. О детстве и молодости Хейфица до наших дней дошло крайне мало информации.
В детские годы Иосиф посещал гимназию, много читал, интересовался искусством. Трудовая биография Иосифа Хейфица началась в судебном деле: он был помощником коменданта. В дальнейшем молодой человек стал учетчиком на одном из предприятий Кременчуга.
В 20-е годы молодой стране требовалось как можно больше специалистов разных профилей. Молодые люди спешили в Ленинград и в Москву, чтобы получить образование. Хейфиц не стал исключением из правил – юноша поехал учиться в Ленинград. Он поступил в техникум, на отделение фотографии и кино.
Техникум выпустил огромное количество режиссеров и постановщиков, которые в дальнейшем получили немало государственных наград. На одном курсе с Иосифом Ефимовичем обучался знаменитый режиссер Александр Зархи. Юноши подружились и пронесли эту дружбу через всю жизнь. Зархи в дальнейшем стал одним из самых знаменитых грузинских сценаристов, мемуаристов и прозаиков.
Чтобы как-то устроить жизнь в Северной столице Хейфицу потребовалась подработка. Он занялся написанием рецензий для журналов и газет, выпускавших материалы об искусстве. Благодаря новой работе начинающий сценарист быстро обзавелся нужными связями, что помогло ему в дальнейшей карьере.
Хейфиц вполне успешно сдал экзамены, после чего устроился работать на «Ленфильм» (прежнее название – «Совкино»). С этого момента карьера Иосифа Ефимовича развивалась стремительно.
Творческая биография Иосифа Хейфица началась с картины под названием «Луна слева». Соавтором этого проекта стал друг и однокурсник сценариста Александр Зархи. В дальнейшем друзья продолжили вместе трудиться над созданием фильмов – совместные детища творческого тандема были посвящены любви, дружбе и счастью.
Сценарист быстро стал востребованным, вскоре он занял режиссерское кресло и продолжил работать в студии «Совкино». Хейфиц был руководителем постановочной бригады и выпустил целый ряд молодежных картин – «Транспорт огня», «Горячие денечки», «Ветер в лицо», «Полдень».
В военные годы режиссер работал над политическими проектами – «Во имя жизни», «Депутат Балтики», «Малахов курган», «Член правительства». Кинокритики называли творения Хейфица лучшими драмами в советском кинематографе.
Попав в эвакуацию в Ташкент, Иосиф Ефимович продолжил заниматься творчеством. Он возглавил студию «Узбекфильм» и не прекращал работать. Режиссер снял историческую ленту под названием «Его зовут Суха-Батор». Фильм был посвящен биографии монгольского революционера, который отдал жизнь ради собственных идеалов.
Считается, что настоящий расцвет советского кинематографа пришелся на 1950-е годы. В творчестве Хейфица этот период был ознаменован популярной картиной «Большая семья», которая снискала положительные отзывы у критиков и зрителей. Большой любовью аудитории пользовались также фильмы «Дело Румянцева» и «Дорогой мой человек». Эти проекты ценны тем, что события преподносятся в них без лжи и приукрашивания.
В дальнейшем режиссер заинтересовался русской классикой. Он создал киноверсии многочисленных произведений Чехова, Тургенева и Куприна. Картины «Дама с собачкой», «Шурочка» и «Ася» заняли достойное место в фильмографии Иосифа Хейфица.
Благодаря картинам Хейфица свой творческой потенциал смогли раскрыть такие известные актеры, как В. Высоцкий, А. Папанов, И. Саввина, О. Даль и многие другие.
В 60-70-е годы прошлого столетия Хейфиц продолжил творить. Публика с восторгом приняла и другие фильмы режиссера – «Салют, Мария!», «День счастья», «Единственная», «Впервые замужем».
Работы Иосифа Хейфица удостаивались многочисленных государственных премий, занимали первые места не только на кинофестивалях Страны Советов, но и за рубежом. Режиссер удостаивался наград в Лондоне, Риме и Чикаго, составляя достойную конкуренцию зарубежным коллегам.
Критики считают, что успех картин Хейфица в том, что ему дивно удавались характеры персонажей. Режиссер всегда с особой внимательностью подходил к прорисовке не только главных, но и второстепенных персонажей. Умелое воспроизведение человеческой натуры на экране стало залогом успеха картин Хейфица не только в России, но и в других странах.
Иосиф Хейфиц становился обладателем таких наград, как Сталинская премия (дважды), премия «Ника», приз Каннского фестиваля и т.д.
В дальнейшем работы известного режиссера использовались начинающими постановщиками не только в качестве учебного материала, но настоящего профессионального ориентира. На Хейфица старались равняться, ему подражали, им восхищались и превозносили его творческий талант.
Иосиф Хейфиц известен не только как талантливый режиссер и сценарист, но и как наставник для нескольких поколений кинодеятелей. В 80-е годы при Ленфильме открылась образовательная школа, где могли обучаться начинающие режиссеры и постановщики. Одним из наставников юных дарований стал Хейфиц. Ученики обожали своего учителя за вечный энтузиазм, любовь к профессии и к зрителю.
В личной жизни Иосифа Хейфица было множество романов. Первой супругой режиссера стала известная актриса Янина Жеймо. Янина была полькой по происхождению, она выросла в семье бродячих артистов и с детства привыкла выступать на сцене. Когда девушка стала взрослой, она начала сниматься в кино.
Знакомство будущих супругов состоялось на съемочной площадке картины «Моя родина». До этого Янина успела побывать в несчастливом браке, который не продлился долго. Иосиф был сражен характером актрисы, которая отвергала многочисленных поклонников.
Мужчина поступками пытался доказать, что из него выйдет достойный муж. Режиссер заботился о самой Янине и о ее старшей дочери. Вскоре актриса уступила поклоннику, и они поженились. Отношения влюбленных можно было назвать идеальными.
Вскоре у супругов родился общий ребенок – сын Юлий. Рождение мальчика стало подарком судьбы, но паре вскоре пришлось расстаться из-за Великой Отечественной войны. Иосиф Ефимович вместе с детьми отправился в эвакуацию в Ташкент, Янина должна была приехать следом.
Жеймо осталась в Ленинграде. Она работала в концертной бригаде, а также ухаживала за раненными в местном госпитале. Янина много писала мужу: в этих коротких посланиях женщина рассказывала не о тяжелой жизни, а о редких минутах спокойствия и затишья.
В 1942-м году семья должна была воссоединиться. Янина вместе с сестрой и племянницей поехала в Ташкент. Она чудом не угодила в вагон, который попал под бомбардировку. Однако до Хейфица дошло скорбное послание о возможной гибели жены.
Через год мужчина смирился с потерей супруги и нашел новую любовь в лице Ирины Светозаровой. Новая избранница режиссера помогала ему воспитывать детей. Янина узнала о непреднамеренном предательстве мужа, однако сам Иосиф Ефимович жалел о расставании с Жеймо до конца своих дней.
Однако это не помешало мужчине вступить в новый брак, в котором у Хейфица родились дети. Отпрыски режиссера пошли по стопам своего знаменитого отца – Дмитрий стал режиссером популярных российских сериалов, а Владимир – вошел в элитарную театральную среду.
Интересно, что с миром кинематографа решил связать свою биографию и старший сын Хейфица, Юлий. Юлий Жеймо стал известным польским кинооператором.
Весной 1995-го года Иосиф Хейфиц скончался. Он не дожил год до своего 90-летия. О причинах смерти известного режиссера близкие не стали рассказывать журналистам. Мужчина был похоронен на небольшом сельском кладбище близ Санкт-Петербурга. На церемонии прощания собралось огромное количество людей – все хотели попрощаться с гением, наставником и хорошим другом.
Хотя Хейфица нет с нами уже несколько десятилетий, его творения продолжают пользоваться большой популярностью у зрителей. Картины режиссера пополнили собой золотой фонд советского кинематографа. Документальные и художественные ленты Хейфица до сих пор высоко оцениваются критиками и простыми зрителями.