Ирина Бякова — биография
Ирина Бякова — советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка Российской Федерации.
Детство и ранние увлечения
Ирина Бякова появилась на свет в декабре 1963 года в небольшом городе Советская Гавань, расположенном в Хабаровском крае. Родители — Александр и Зинаида — приехали на Дальний Восток по комсомольским путёвкам. Их история любви вошла в семейную легенду: Александр, заметив Зину в бухгалтерии, сразу предложил ей выйти за него замуж, и девушка, не колеблясь, дала согласие. Отец также настоял на имени дочери, подчеркивая свою привязанность к семье.
Однако к подростковому возрасту Ирины родительские чувства угасли, и отношения в семье разладились. К тому же местный климат плохо сказывался на здоровье девочки — она часто болела. Когда Ирине исполнилось пять лет, мать увезла её к своим родителям в Горький (ныне Нижний Новгород), что в конечном счёте привело к разводу. Некоторое время Ирина жила с матерью и отчимом, но позже переехала к бабушке и тёте.
Интерес к сцене проявился у Ирины ещё в начальной школе. Вторая учительница заметила артистичность ребёнка и отвела её в школьный драматический кружок. Первая роль — лиса в постановке «Зайка-зазнайка» — стала началом артистической биографии. В 14 лет Бякова уже выступала в Народном театре при местном Доме офицеров, что для подростка того времени было значимым достижением.
Окончив восемь классов школы, Ирина поступила в ПТУ, где освоила профессию монтажницы радиоаппаратуры. Работа в НИИ принесла ей не только стабильную зарплату — 150 рублей, что по тем временам было неплохо для девушки без высшего образования, — но и приобщение к среде технической интеллигенции. Коллектив, состоявший из людей с академическими интересами, разжёг в ней любовь к чтению и более глубокому восприятию культуры.
Несмотря на внутреннюю тягу к сцене, путь в профессию оказался непростым. Первые попытки поступить в театральные вузы закончились неудачей: в Горьком и Свердловске Ирину не приняли, а в Ярославле предложили ограничиться профессией кукольницы. Однако настойчивость взяла верх: в 1982 году она поступила в ГИТИС. Чтобы оплачивать жильё и скромные нужды, юная студентка работала ночной уборщицей. Этот этап жизни стал не только закалкой характера, но и символом её готовности идти к цели несмотря на преграды.
Начало сценической карьеры
Решающим моментом в профессиональной судьбе Ирины Бяковой стал дипломный спектакль «Крестики-нолики», который она играла на выпускном курсе ГИТИСа. Представление посетил известный режиссёр Юрий Еремин, на тот момент активно работавший в Театре Советской армии. Его настолько впечатлило исполнение Бяковой, что он сразу пригласил молодую актрису в свою труппу. Однако уже летом 1987 года Еремин перешёл на должность художественного руководителя Театра имени Александра Пушкина (ныне Московский театр имени Пушкина), и Бякова последовала за ним.
С первых сезонов режиссёр стал активно задействовать Ирину практически во всех своих постановках, доверяя ей сложные и психологически насыщенные роли. Темы спектаклей были драматичными, а характеры героинь — на пределе человеческой выносливости. Так, в спектакле «Подонки» её персонаж совершал попытку самоубийства, в «Бесах» — вешался, а в «Разбитом счастье» — топился. Эти сцены требовали не только серьёзной актёрской подготовки, но и значительной эмоциональной отдачи, что делало работу выматывающей как физически, так и психологически.
Несмотря на преимущественно трагический репертуар, режиссёр Надежда Аракчеева первой увидела в Бяковой комедийный потенциал. Благодаря ей актриса начала играть более лёгкие и жизнерадостные роли, что позволило раскрыть другие грани её таланта. Позже, в спектакле Евгения Писарева «Одолжите тенора» Ирина Бякова не только продемонстрировала своё мастерство в комедийном жанре, но и удивила публику вокальными данными: обладая от природы сильным оперным голосом, она органично встроилась в музыкальный формат постановки. Этот выход за рамки драматической актрисы закрепил за ней репутацию универсального сценического исполнителя.
Кинокарьера
Экранный дебют Ирины Бяковой состоялся в 1988 году — она появилась в экранизации романа Иосифа Герасимова «Радости земные». Уже через год актрису ожидал первый профессиональный успех: за роль в фильме «И вся любовь» она получила сразу две премии — «Надежда» и «Дебют» на кинофестивале «Созвездие». Тем не менее, несмотря на столь яркое начало, кинематографическая биография Бяковой развивалась в большей степени через эпизодические или второстепенные роли, особенно в телевизионных сериалах.
Среди значимых проектов, в которых участвовала актриса, — экранизация трилогии Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», снятая Андреем Эшпаем. Режиссёр стремился не просто рассказать историю, но и передать трагическую атмосферу сталинской эпохи, показать внутреннюю силу человека, способного сохранить достоинство и искренность в условиях государственного насилия. Бякова органично вписалась в этот художественный замысел.
В более легком жанре зрители могли увидеть её в одном из самых затратных российских ситкомов — «Кухня», где стоимость одной серии доходила до 200 тысяч долларов. Здесь она вновь продемонстрировала свою способность быть убедительной как в драме, так и в комедии.
Широкому кругу аудитории Бякова знакома и как голос — она активно работала в сфере дубляжа. Так, в российской версии поттерианы именно её голосом говорит героиня Имельды Стонтон — Долорес Амбридж. Также она озвучивала персонажа по имени Мушка в мультсериале «Незнайка на Луне», добавляя своей игре характерную интонационную выразительность.
В 2019 году Ирина Бякова снова активно заявила о себе. В январе на экраны вышел сиквел «Бабушка лёгкого поведения 2. Престарелые мстители», где она сыграла Жанну — героиню, соседствующую с ведущими комиками отечественного кино: Александром Реввой, Дмитрием Нагиевым и Михаилом Галустяном.
Весомым событием стал и мартовский премьерный показ сериала «Скажи правду» — российской адаптации британской драмы «Доктор Фостер», также поставленной Андреем Эшпаем. Бякова воплотила на экране образ Синицыной, придавая персонажу характерную жизненную глубину.
Актриса также снялась в популярном детективном сериале «Шифр», отмеченном на фестивале «Виват, кино России!». Здесь она исполнила роль школьной завучки Ольги Михайловны. Проект стал российской версией британского телешоу, адаптированной под реалии отечественной исторической среды.
В 2020 году Бякова появилась в экспериментальной комедии «Зона комфорта», снятой в формате screenlife, когда весь сюжет разворачивается на экранах гаджетов. Такой стиль набрал популярность в условиях самоизоляции и пандемии COVID-19 и до этого использовался преимущественно Тимуром Бекмамбетовым. Режиссёр Михаил Шулаев смело перенёс его в жанр бытовой комедии.
В начале 2021 года Ирина Александровна вновь вышла на театральную сцену. В спектакле «Между делом», поставленном Евгением Гришковцом, она сыграла хозяйку художественной галереи. Сам драматург подчёркивал, что в пьесе нет злодеев — каждый герой полон противоречий, но при этом достоин понимания. Весной того же года Бякова предстала в роли Сибил Берлинг в постановке «Инспектор пришёл» по пьесе Джона Пристли.
В 2021 году она также сыграла мать главной героини — страдающую алкоголизмом женщину — в драматическом сериале «Почка» с Любовью Аксеновой. Актёрская работа Бяковой получила положительные отзывы: зрители отметили, насколько правдиво и психологически тонко она передала образ человека, сломленного жизнью. Этот опыт вновь подтвердил её талант к созданию сложных, эмоционально насыщенных характеров.
Личная жизнь
Своего будущего супруга, актёра Сергея Габриэляна, Ирина Бякова встретила ещё на этапе поступления в театральный институт. На вступительных экзаменах они оба читали пронзительные отрывки о фронтовиках, вернувшихся с войны без ног — сильные эмоциональные сцены, сблизившие двух абитуриентов и положившие начало их личным отношениям.
Несмотря на публичную профессию, Бякова крайне редко делится подробностями семейной жизни. Тем не менее известно, что Ирина и Сергей воспитали сына, которого назвали в честь отца. Молодой человек также выбрал актёрскую стезю, продолжив династию. Хотя супруги работают в разных театрах, они сохраняют творческое единство: посещают спектакли друг друга и обсуждают увиденное, устраивая, по признанию самой Ирины, «разбор полётов». Такая совместная рефлексия над профессией укрепляет их как пару и как коллег.
Внешне Ирина Бякова сохраняет стройность и ухоженность: при росте 164 см она весит около 60 кг. Некоторые зрители отмечают её внешнее сходство с другой известной актрисой — Ириной Розановой, что нередко становится поводом для сравнений в соцсетях и прессе.
При этом Бякова достаточно сдержанно ведёт себя в медиапространстве. Её редко можно увидеть в личных публикациях — она не склонна активно делиться моментами со съёмок или из повседневной жизни в Instagram (признан в РФ экстремистским и запрещён), предпочитая оставаться в тени. Гораздо чаще она появляется в видео, снятых сыном, который публикует фрагменты их жизни или рабочие моменты в своём аккаунте. Этот подход подчёркивает её приверженность традиционным представлениям о личной и публичной границе.
В настоящее время
Ирина Александровна Бякова по-прежнему активна в профессии — она регулярно появляется в кино- и телепроектах, а также остаётся одной из ярких актрис Театра имени Александра Пушкина, с которым связана значительная часть её творческой биографии. Выходя на сцену, она продолжает воплощать сложные и многослойные образы, демонстрируя зрелое мастерство и психологическую точность.
В марте 2023 года Бякова стала гостьей телевизионной программы Татьяны Устиновой «Мой герой». Интервью получилось тёплым и откровенным: актриса рассказала о трудностях, с которыми столкнулась при поступлении в театральный вуз, и о первых шагах в кинематографе. Темы личного характера также не были обойдены вниманием. Ирина поделилась тем, как гордится профессиональными успехами сына и призналась, что в молодости испытывала неловкость при репетициях в присутствии мужа — несмотря на общий творческий путь, ей казалось неловким демонстрировать полуготовые сцены перед тем, кто сам является профессионалом в актёрском деле.
Избранная фильмография
- 1997 — Незнайка на Луне (озвучивание)
- 2010 — Доктор Тырса
- 2011 — Высоцкий. Спасибо, что живой
- 2013 — Билет на Vegas
- 2019 — Шифр
- 2019 — Бабушка лёгкого поведения 2. Престарелые мстители
- 2020–2024 — Зона комфорта
- 2024 — Своя чужая дочь
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.