Исаак Левитан обладал талантом не только видеть красоту природы, но и чувствовать ее. Эти чувства он передавал с помощью своих «пейзажей настроения». Он так и не получил художественное образование, но его картины высоко ценились почитателями изобразительного искусства, они украшали лучшие музеи и художественные выставки. Левитан прожил короткую жизнь, однако успел оставить после себя колоссальное творческое наследие, в котором прославляется красота родной природы.
Родился Исаак Левитан 18 августа (30 августа по новому стилю) 1860 года в маленьком поселке близ железнодорожной станции Кибарты (Литва). Родителей звали Илья (Эльяшив-Лейб) и Бася (Берта) Левитан. Они были евреями. Исаак стал их четвертым ребенком. Семья малообеспеченная, отец зарабатывал на жизнь частными уроками немецкого и французского языков, которые выучил самостоятельно. Помимо этого он занимал должность контролера на железнодорожной станции Кибарты.
Родители понимали, что никаких перспектив у них нет, им грозило полное безденежье. Чтобы как-то поправить материальное положение и дать детям приличное образование, они принимают решение о переезде в Москву. Денег не хватало, но старшего сына Авеля они все же отдают на учебу в художественное училище, так как заметили у него творческие наклонности. Исаак тоже заинтересовался увлечением брата, мог часами наблюдать, как он работает, изучать творчество его преподавателей.
В тринадцать лет он стал студентом того же Училища живописи, ваяния и зодчества. Спустя два года не стало мамы, а еще через два года ушел из жизни и отец, скончавшийся от брюшного тифа. Осиротевшие юноши не стали бросать учебу, продолжали заниматься живописью.
Судьбой этого талантливого подростка из еврейской семьи озаботились преподаватели училища, они понимали, что ему нужно учиться дальше. Учителям удалось добиться для Исаака денежного пособия, а друзья щедро одаривали его красками и кистями.
В 70-х годах Левитан понял, что ему больше всего импонирует пейзажный жанр. Вскоре состоялась первая непрофессиональная выставка начинающего художника, которую посетил меценат Павел Третьяков. Он был в восхищении от его мастерства, и купил картину Левитана «Осенний день. Сокольники», которая положила начало его творческой биографии.
Левитан был польщен вниманием такого известного человека, как Третьяков, у него заметно повысилась самооценка. Однако финансовое положение по-прежнему оставалось плачевным. Чтобы заработать хоть какие-то деньги на жизнь, юноша подрабатывает иллюстрированием еженедельников. В свободное время он пишет то, к чему лежит его душа.
Левитан тщательно прорабатывал каждую деталь полотна, и к 1880-му году это стало его индивидуальным стилем. Спустя четыре года художник получил признание коллег, он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Исаак перестал посещать художественное училище еще до завершения курса, его отчислили, и он так и не стал «классным художником».
К тому времени материальное положение художника заметно улучшилось, однако последствия голодного детства, беспокойной жизни и напряженной работы дали о себе знать.
У Левитана обнаружилась болезнь сердца. В 1885-м он уезжает в усадьбу к Киселевым, чтобы поправить свое здоровье. Именно там он знакомится с Антоном Чеховым, дружба с которым длилась много лет.
Новый виток в творческой биографии художника начался после поездок на Волгу. Здесь к нему как будто бы вернулись силы и желание творить. Картины, написанные Левитаном в те годы, дышат оптимизмом и радостью. Близкое окружение художника считало, что его полотна «улыбаются». После многочисленных пленэров Исаак пишет свою картину «На Волге», которая отмечена наградой конкурса, организованного Московским обществом любителей художеств.
Лучшие полотна художника были созданы в мастерской, которую он получил в дар от мецената Сергея Морозова. Картины Левитана уже известны всей Москве, поэтому благосостояние художника растет с каждой новой работой.
Вскоре в его полотнах радость сменилась философскими отголосками. Левитан много размышлял о человеческой жизни, о предназначении его на земле. Эти мысли явственно прослеживаются в его полотне «Над бренным покоем». Потом он написал, что в этой картине он отразил самого себя.
На протяжении следующих десяти лет художник много путешествует по всему миру. Он начал экспериментировать, писать в несвойственной ему манере, которую поклонники не оценили. Его полотна «На севере Италии», «Озеро Комо», «Берег Средиземного моря», так и не получили должного признания. Левитан очень расстраивался, когда читал неприятные отзывы о своих работах.
Вместе с духовными терзаниями Левитан чувствует и физическую немощь. Он страдает от болезни сердца, от проблем в личной жизни, и 21 июня 1895 года предпринимает попытку самоубийства. Художник пытался застрелиться, но это было скорее театральное представление, чем желание свести счеты с жизнью. Вскоре после этого он начал работу над новой картиной, получившей название «Март». Пейзаж получился жизнеутверждающим, позже он перекочевал в частную коллекцию Павла Третьякова, давнего поклонника творчества Левитана.
На волне нового подъема художник находит силы к творчеству. Этот период биографии Исаака назвали «мажорным», он тогда жил в доме своей любовницы, переживал лучшие моменты в личной жизни. Левитан написал картины «Золотая осень» и «Весна. Большая вода». Последняя сочетает в себе жизнеутверждающие оттенки – голубые, зеленые, желтые.
В 1898 году Исаак получил должность руководителя мастерской в том же училище, из которого его отчислили. Фотографии художника в те годы подтверждают его серьезное заболевание, но он и не думает сбавлять темп. Он так же, как и раньше все дни напролет трудится в своей мастерской.
Первый раз Левитан серьезно влюбился в Марию Чехову, родную сестру русского классика Антона Чехова. Это случилось в то время, когда он гостил в селе Бабкино у своего друга, а Чеховы проживали по соседству. Молодые люди много общались, Мария тоже увлекалась живописью. В один из дней Исаак признался девушке в своих чувствах, однако Мария смутилась, расплакалась и пустилась наутек.
Левитан очень огорчился такой реакцией любимой девушки. Прошло достаточно времени, пока они снова начали общаться, но парой так и не стали. Их связывали дружеские узы, причем эти отношения длились до самой смерти Левитана. Уже, будучи смертельно больным, Исаак сказал Чеховой, что если бы он и решился кого-то повести под венец, то только ее.
После того, как к Левитану пришла популярность, он познакомился с владелицей светского салона Софьей Кувшинниковой. В ее салоне проходили собрания творческой богемы — художников и писателей. Она была замужем, да и к тому же старше Исаака на десять лет, но роман развивался очень бурно. Софья придумала брать у него уроки рисования, и под этим предлогом влюбленные часто уединялись на Волге.
Их отношения закончились, когда по Москве поползли слухи. Софья слишком неосмотрительно выражала интерес к любовнику, и это быстро стало достоянием общественности. Есть и другая версия разрыва между любовниками – новая пассия Левитана Анна Турчанинова.
Она была супругой Санкт-Петербургского сенатора, жила в непосредственном соседстве с Кувшинниковой, и могла видеть, как любовники проводят лето вдвоем. Анна была ровесницей Софьи, томилась от постоянного безделья и решила приударить за красавцем художником. Выяснение отношений проходило долго и томительно, закончилось тем, что Софья вернулась в семью, а Анна заполучила себе Левитана, который переехал в ее дом.
Эта связь не осталась незамеченной. Отношения Анны и Исаака сильно заинтересовали дочь аристократки – Варвару, которая сказала матери, что молчать не будет. Она собиралась раскрыть их тайну или наложить на себя руки. Однако любовники и не думали рвать свои отношения, которые длились до самой смерти художника.
С каждым годом сердечная болезнь художника обострялась все сильнее. Он сильно ослаб, организм перестал бороться, и Левитан часто страдал от различных заболеваний, еще больше подтачивающих его иммунитет. Он заболел брюшным тифом, который дал свои последствия.
Исаак постоянно чувствовал боли в сердце, поэтому больше не выезжал на охоту, хоть и любил это занятие больше всего. Психическое состояние художника тоже оставляло желать лучшего. Он страдал от постоянных перепадов настроения, то пребывая в радостном состоянии, то впадая в уныние. Его не узнавали даже родные.
Левитан воспрял духом в 1889 году, после того, как побывал в Ялте. Там он встретил своего закадычного друга Чехова, они много общались, хоть писатель тоже был серьезно болен. После возвращения в Москву, Левитан с большим воодушевлением вернулся к преподаванию и рисованию.
В мае 1900-го художник выехал на пленэр в Химки, после которого заболел. Все началось с легкой простуды, но на фоне слабого иммунитета и хронической болезни сердца, окончательно слег. Ко всему прочему у него начал развиваться туберкулез.
Исаак Левитан пребывал в мучительном полузабытьи почти два месяца. Его сердце остановилось 22 июля(4 августа) 1900 года. Местом вечного упокоения художника стал участок на Дорогомиловском кладбище, где хоронили всех евреев.
Комментарии
ИСААК ЛЕВИТАН
«Еврей, по мнению преподавателей, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников», — писал Константин Паустовский.
Еврей коснулся русского пейзажа –
Одно из самых страшных преступлений!
И забурлила Русь в ажиотаже.
А он его коснулся, чистый гений,
Да так, своей еврейскою душою,
Что замер мир, исполненный восторга,
В соборе устремился к аналою
Сквозь окна сострадательный взор Б-га.
Ожили и осины, и берёзы,
И ивы, и не знало счастье меры,
И заплели умело ветви-косы
Им вольные и радостные ветры,
Засохший ключ забил живой водою,
И в золото оделась чудо-осень,
Меж облаков, парящих над землёю,
Явилась восхитительная просинь.
Вдруг, смена декораций – над покоем
Кочующим ковром простёрлось небо,
В полях, забывших об июльском зное,
Застыли часовыми копны хлеба.
…Еврей коснулся русского пейзажа –
Так это возмутительно и странно,
Что забурлила Русь в ажиотаже,
Увидев дивный гений Левитана!
Вот парадокс. В нём зиждется идея,
Что крепнет в мирозданьи год от года –
Вс-вышний начертал, чтоб иудеи
Впитали дух исконного народа.
Нравятся многие его картины, особенно солнечные, светлые и по художественному стилю близкие к натурализму. Ему как художнику не подходит стиль импрессионизм, работы в этом стиле его, как-бы отбрасывают назад, в начало осваивания держать кисть... но я не имею право осуждать художника, это был его выбор! Я только могу выразить своё отношение.
Люблю его картины.Они светлые,тёплые и очаровательные.🌄🌹🖌🌈💜🎨🌼☀️☘️🖼🔥🏖💙
Картина "Март" с лошадкой на сером снегу около особняка--очень милая.🎠🏣🌞❄🎨💌
Нравиться
Нравиться
И мне