Исмаил Гаспринский – выдающийся просветитель, интеллектуал, издатель, общественный и политический деятель. Диссидент. Стоял у истоков зарождения джадидизма и пантюркизма.
Крымско-татарский народ чтит Исмаила Гаспринского, как символ возрождения тюркизма, знамя перемен, отречения от надоевших догм и старых стереотипов. Он самый известный педагог-реформатор конца 19-го начала 20-го веков. Его идеи учитывались, когда готовили и проводили реформу национальной школы, создавали первые национальные учебники. Свою жизнь выдающийся просветитель посвятил тому, чтобы объединить традиционную духовность и передовые достижения европейской культуры. Гаспринский пользовался авторитетом у всех приверженцев ислама не только в Российской империи, но и далеко за ее пределами.
В этом и парадоксальность его судьбы, с одной стороны, широкая мировая известность, с другой – практически полное отсутствие интереса к его личности и творческому наследию. И это притом, что Исмаил относится к тем людям, личности которых не просто отражают эпоху, они ее создают.
Родина Исмаила Гаспринского (Гаспыралы) – небольшая деревушка Авджикой Ялтинского уезда. Хотя в некоторых источниках указано местом рождения совсем другое село – Улу-Сала. Будущий просветитель родился 8(по новому стилю 20) марта 1851 года. Его отец – Мустафа Али-оглу Гаспринский, служил в русской армии офицером. Сам выходец из поселка Гаспра, поэтому записал себя Гаспринским. Маму Исмаила звали Фатма-Султан Темир-Гази-кызы (до замужества носила фамилию Кантакузова). В апреле 1854 года семья получила дворянский титул.
В раннем детстве воспитанием и обучением сына занималась мама, потом отец отдал его в начальную школу (мектебе). После ее окончания мальчик продолжил обучение в симферопольской мужской гимназии.
После этого, по настоянию отца, Исмаил стал курсантом воронежского военного училища, а чуть позже перевелся во вторую Московскую военную гимназию. Некоторое время Гаспринский проживал у М.Каткова, редактора двух изданий – «Московские вести» и «Русский вестник». В тот же период он встретил русского писателя Ивана Тургенева, завел с ним тесное знакомство. Исмаил заинтересовался журналисткой, его все больше привлекало просветительство.
А вот к военному делу молодой человек не испытывал совершенно никакого интереса. По этой причине он бросил военную гимназию, решив, что посвятит свою биографию служению родному народу. Гаспринский снова вернулся в Симферополь, сдал экзамен в мужской гимназии, и теперь имел право учить детей начальных классов русскому языку. Вначале Исмаил был доволен, и жизнью, и работой, ему казалось, что он нашел свое место под солнцем.
Молодой человек с энтузиазмом приступил к своей работе, но это длилось недолго, ровно до его отъезда в Париж в 1871 году. Он устроился на работу в агентство «Ашет» в качестве переводчика. Гаспринского очень интересовала общественная и культурная жизнь французской столицы, он бывал на лекциях в Сорбонне, занял должность личного секретаря Тургенева. Спустя три года, в 1874-м, молодой человек отбыл в Стамбул. В турецкой столице он совершенствовал свои познания в турецком языке, занимался изучением культуры этой страны, изучал систему народного образования.
Исмаил вернулся в родной Крым через два года, в 1876-м, и снова устроился на работу учителем. В марте 1878-го просветителя выбрали гласным (депутатом) в городскую думу города Бахчисарая. В ноябре того же года он уже возглавил город. За время деятельности Гаспринского, простые жители Бахчисарая получили возможность лечиться в новой больнице, на улицах появилось освещение в виде фонарей, городской бюджет вырос в разы.
На этом посту Гаспринский проработал вплоть до начала марта 1884 года. После этого он с головой окунулся в то, что привлекало его больше всего – культурно-просветительскую деятельность. Исмаил даже надумал выпускать собственную газету, и спустя некоторое время эту идею осуществил.
Газета под названием «Терджиман», что на русском языке звучит как «Переводчик», появилась в 1883 году. Издание стало невероятно популярным у тюрков, тем более, что это была единственная газета, выходившая в Российской империи на тюркском языке.
В начале 20-го века «Переводчик» стал самой старейшей мусульманской газетой в мире. Издание прекратило свое существование в 1918-м. Сам Гаспринский даже не знал, какой популярностью пользуется его детище за границей. В 1886-м, кроме основного издания, редакция начала выпускать рекламное приложение под названием «Листок объявлений». А вот женщины получили возможность читать свой журнал только в 1905 году, он назывался «Алеми Нисван». Должность редактора этого издания занимала дочь просветителя – Шафика.
В 1906-м Исмаил принялся за выпуск первого юмористического издания «Ха-ха-ха» и еженедельника «Миллет». Они выходили на татарском языке. С 1906-го по 1908-й годы в Египте выпускали газету «Аль Нахда» на арабском языке. Редакция издания сотрудничала с выдающимися деятелями крымско-татарской культуры. В 1908-м изобрели даже особый шрифт, который носил имя Исмаила Гаспринского.
Просветитель стоял у истоков образования и развития более светского метода обучения в школе, получившего название джадидизм. Он оказал существенное влияние на уже привычные каноны начальной школы в странах, исповедующих мусульманство. Именно Гаспринскому принадлежат разработки основ преобразования этноконфессионной системы. Исмаил основывал свои принципы на прогрессе в вопросах развития общества и конфессионной терпимости.
Просветитель издал несколько новых пособий, среди которых самую большую популярность приобрел учебник «Учитель детей». В 1887-м Исмаил вошел в архивную комиссию Тавриды. С легкой руки Гапринского и его соратников, возник Всероссийский профессиональный союз полиграфических работников. Кроме этого, Исмаил бею принадлежит идея организации «Библиотечных обществ».
Гаспринский стал автором нескольких книг, среди которых роман под названием «Французские письма», в который вошла и утопическая повесть «Дар уль Рахат мусульманлары». Его перу принадлежит рассказ, получивший название «Арслан Кыз», повесть «Африканские письма – Страна амазонок», новеллы, объединенные общим названием «Горе Востока», и одно эссе – «Русско-Восточное соглашение. Мысли, заметки, пожелания». С легкой руки просветителя начали развиваться некоторые жанры тюркской литературы и публицистики.
В личной жизни просветителя было два официальных брака. Первый раз он женился в 1876 году на женщине по имени Семур-ханым. Супруга родила Исмаилу дочку Хатидже. Ее внучку, т.е. правнучку Исмаила Гаспринского, зовут Эдие Аблаева, она является Заслуженной артисткой АР Крым. Этот брак длился недолго, вскоре просветитель женился во второй раз.
В 1882 году избранницей Исмаила стала Биби-Зухра Акчурина. В ее лице он приобрел не только жену, но и верного соратника, друга и помощницу. В 1893 году, в Бахчисарае, во время празднования 10-й годовщины выхода газеты «Переводчик», Биби-Зухра удостоилась престижной награды, получила неофициальный титул Мать нации. В этом браке родилось пятеро детей Гаспринского – три сына и две дочки.
Умер известный просветитель 11 сентября 1914 года в Бахчисарае. Местом его вечного упокоения стала территория Зынджирлы медресе.
Память об Исмаиле Гаспринском живет в сердцах благодарных потомков. Его имя носят улицы в Бахчисарае, Керчи, Казани, Херсоне, Симферополе, и в поселке Советский. В Евпатории есть целый микрорайон под названием Исмаил-бей. Имя Гаспринского присвоено детскому футбольному турниру, который проходит в Евпатории с 2006 года и библиотеке города Симферополя.
В 2016 году учредили медаль Гаспринского, которая представляет собой государственную награду Республики Крым. Ее учредитель – Государственный Совет Республики Крым. Эта награда вручается человеку, внесшему большой личный вклад в развитие духовного и культурного наследия Республики Крым, а также за укрепление мира и согласия в Крыму.
Комментарии
Гаспринский оказал огромное влияние на все мусульманские национальности, в том числе на казахов. В начале 19 века наш великий просветитель Барлыбек Сырттанов сумел создать джадитские медресе в Ташкенте и в редких медресе-школах Казахстана. Для этого он лично познакомился с Гаспринским когда тот приезжал в Ташкент,где он сам работал в Казенной палате генерал-губернатора Вревского. Затем ездил в Казань посетил медресе "Марджания" и "Мухаммадия" (Галеевское) переписал их учебные программы и в своей школе "Мамания" перевел обучение по методу Гаспринского. Благодаря этому выпускники школ стали знаменитыми инженерами, писателями, просветителями казахского народа. Низкий покллон татарскому народу, родившего такого знаменитого сына!