Иван Рыжов — биография
Фильмография этого актера состоит в основном из ролей второго плана. Но его персонажи – простые, мудрые и добрые люди иногда запоминались больше, чем писаные красавцы. Герои Ивана Рыжова были доброжелательными и искренними, с незамысловатым народным юмором. Рыжов и сам был таким, поэтому иногда казалось, что он совершенно не играет, а просто живет на экране.
Популярность к актеру Ивану Рыжову пришла, когда он переступил свой сорокалетний юбилей. Его «образ деда» почти во всех фильмах запоминался с первого раза, а фразы, которые произносил в кадре его герой, стали настоящими цитатами.
Детство
Родился Иван Рыжов 25.01.1913 года в небольшой подмосковной деревушке с поэтическим названием Зеленая Слобода. Семья мальчика была обычной, крестьянской, в которой почетное место всегда отводилось труду.
Родители сами тяжело работали и приучали сына не бояться тяжелого труда. Детство было как у всех, мечты у него были самые прозаичные. Пока в жизни мальчика не произошло событие, которое перевернуло его судьбу и заставило задуматься о будущем. Школа, где учился Ваня, поехала в столицу чтобы посмотреть спектакль в театре. И мальчик по-настоящему заболел сценой.
Москва
Иван очень хотел учиться в театральном, поэтому постоянно думал, как это осуществить. Парень усердно работал в родном колхозе, его даже поставили бригадиром. Но в какой-то момент понял, что пришло время воплотить в жизнь детскую мечту и стать актером. Рыжов уехал в столицу и блестяще поступил, став студентом актерского училища при Театре Революции.
В 1935-м он успешно выпускается из училища, получает диплом и навсегда связывает свою биографию с искусством.
Фильмы
Ивана Рыжова взяли на работу в Театр Революции, в котором он и прослужил до 1940 года. Потом он получил приглашение от студии «Союздетфильм». В 1939 году состоялся дебют Ивана в кино. Он снялся в фильме «Кубанцы», сыграл есаула Сороку. Эта первая работа не сделала его известным, зато помогла научиться держаться в кадре.
Актера Рыжова начали приглашать на съемки. Его фильмография пополнилась ролями в картинах «В тылу врага», «Первопечатник Иван Федоров», «Кащей Бессмертный». Его называли героем эпизода и мастером второго плана.
Рыжову никак не удавалось определиться с собственным амплуа, поэтому его герои были такими разноплановыми. Картин было много, но особой любовью актерские работы того периода не пользовались. Реализовать свой мощный потенциал как актера у Ивана получилось только после его 40-летия. Он примерил на себя «роль деда» и, как оказалось, она пришлась по душе многочисленным зрителям. От его персонажей веяло добродушием, мудростью и какой-то теплотой.
Таким он и остался в памяти поклонников – простоватый, добрый и умудренный жизнью. Эти качества относились и к самому артисту, он никогда никому не отказывал в помощи, принимал участие в судьбе друзей и знакомых, давал полезные советы. Актера Рыжова практически никогда не гримировали, максимум, что использовалось, это накладные усы и покладистая борода. Фотографию Рыжова можно было найти у всех, кто любил проводить вечера у голубых экранов.
У Рыжова почти не было главных ролей, но это не мешало актеру выкладываться в полную силу. Он старался работать так, будто его герой и был самым главным в этом проекте и без него картина не получится.
Первую главную роль Иван Рыжов получил в 1976-м. Это был фильм «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», снятый режиссером А.Миттой. Иван сыграл Гаврилу Ртищева, другие роли достались Владимиру Высоцкому, Ирина Мазуркевич, Алексей Петренко.
Заслуги Ивана Рыжова в кинематографе не остались не замеченными, и в 1980-м он стал Народным артистом РСФСР. Он не покидал съемочную площадку почти до своего 90-летия. Последней работой актера Рыжова стал фильм «Пионерка Мэри Пикфорд», которую представили на суд зрителей в 1995-м.
Личная жизнь
В личной жизни актера Ивана Рыжова всегда было солнечно и светло. Причина проста – у него был долгий и счастливый брак и одна единственная любимая женщина. Рыжов был женат на актрисе Нине Никольской, с которой познакомился на работе – в родном «Союздетфильме». Девушка пришла к ним на работу, Иван увидел ее и понял, что пропал. Это была любовь с первого взгляда, но признаться сразу в своих чувствах актер стеснялся.
Нина ответила взаимностью, и они начали совместную жизнь. Перед тем, как эвакуироваться в Таджикистан, молодые люди официально расписались. Ивану всегда хотелось, чтобы в их доме было много малышей, но родили только одного ребенка – дочку Татьяну.
Семья Рыжовых была открытой и гостеприимной, к ним можно было прийти даже без приглашения и всегда получить радушный прием хлебосольных хозяев. Отношения супругов всегда были предметом зависти всех, кто знал их семью. Нины не стало в марте 2003-го, она скончалась на руках супруга, который ухаживал за ней до последнего. Ее болезнь длилась долгих четыре года и все это время актер не снимался, отказывался от самых перспективных проектов, чтобы облегчить страдания своей любимой. Самого Рыжова не стало всего через год после кончины Нины.
Смерть
Смерть верной спутницы жизни отразилась на здоровье уже немолодого актера. Но причиной смерти самого Рыжова стала не болезнь, а нелепая халатность медиков. Иван Петрович почувствовал головокружение и упал, при этом глубоко ранив руку о разбитое стекло. На карете скорой помощи его доставили в больницу, но никто из медиков даже не попытался остановить кровотечение. Руку забинтовали и забыли.
Рыжов истекал кровью, а дежурившая на посту медсестра так и не могла докричаться до врачей. Когда необходимая помощь была оказана и рана зашита, оказалось, что драгоценное время упущено. Иван Рыжов умер от сильной кровопотери, оказавшейся фатальной. Сердце остановилось.
Врачи даже не поняли, что перед ними великий артист, отдавший всю свою жизнь служению людям. Иван Рыжов умер 15.03.2004 года.
Факт смерти актера не был предан широкой огласке. Не было традиционного прощания и пышной панихиды, как принято в таких случаях. Церемония прошла в больничном храме в присутствии родственников и нескольких коллег по кинематографу.
Местом упокоения Ивана Рыжова стало Перепечинское кладбище под Москвой.
Избранная фильмография
- 1941 — Первопечатник Иван Фёдоров
- 1947 — Рядовой Александр Матросов
- 1953 — Чук и Гек
- 1956 — Драгоценный подарок
- 1958 — Тихий Дон
- 1961 — Командировка
- 1964 — Одиночество
- 1970 — Один из нас
- 1979 — Экипаж
- 1985 — Возвращение Будулая
- 1988 — Ёлки-палки!
- 1995 — Орёл и решка