Джеймс Кэмерон – режиссер из Канады, один из самых титулованных членов Американской киноакадемии. На его счету 21 премия «Оскар», 5 наград BAFTA, 7 «Золотых глобусов».
Джеймс Фрэнсис Кэмерон родился в Канаде, в августе 1954 года, в городе Капускасинга в провинции Онтарио. Его отец, Филипп, работал инженером-электриком, мать – Ширли, медсестрой, занималась живописью. Семья по отцовской линии имеет шотландские корни.
Школьные годы Джеймса, старшего из 5 детей четы Кэмеронов, не были слишком насыщенными событиями. Он проявлял характер еще в юном возрасте. Бунтовал против обязательных молитв и песнопений. У мальчика не было особых достижений в спорте, зато наблюдался явный талант изобретателя. Но главной страстью юного Джеймса были кораблекрушения. Он запоем читал о них, и мог часами вести беседы на эту тему.
Семья довольно часто переезжала. Это не способствовало обретению друзей или прочных приятельских связей. Школу Соноры он сменил на Бреа-Олинда, в США, учился в колледже Стэмфорд. С 17 лет Кэмерон фактически жил в Соединенных штатах, но считал себя канадцем.
По окончанию школьных лет Джеймс решает стать физиком, и поступает на эту специальность в общественный Фуллертон-колледж. Спустя год, в 1974, он меняет профиль на изучение английского языка. Но бросает учебу, чтобы освободить время для первых проб пера. Одновременно Джеймс занимается неквалифицированным трудом. Он успел побыть уборщиком и водителем грузовика. Но затем увлекся спецэффектами и кино технологиями. Посмотрев в 1977 году фильм «Звездные войны» Кэмерон окончательно принимает решение о смене деятельности. Он стремится попасть по ту сторону кадра, и участвовать в создании картин для большого экрана.
В 1978 году Кэмерон начинает свой путь в кино с короткометражного фильма, который снял и спродюсировал вместе со своим приятелем. Лента под названием «Ксеногенезис» не снискала внимания критиков или публики, но дала необходимый опыт для того, чтобы двигаться дальше. Работу над первым фильмом сам режиссер сравнивал с хирургической операцией, проводящейся неопытным врачом.
Чтобы набраться опыта, Джеймс устраивается ассистентом продюсера. Он участвует в создании фильма «Средняя школа рок-н-ролла». Затем устраивается на должность моделиста миниатюр к Роджеру Корману, в его студию. Охваченный интересом к кинематографу, Джеймс стремится освоить как можно больше полезных для его будущей карьеры специальностей.
Первая самостоятельная работа в кино у Кэмерона случилась уже в 1980 году. Он отвечал за художественную часть научно-фантастической картины «Битва за звездами». Затем пробовал себя в создании спецэффектов, и преуспел в этом. Результаты работы Кэмерона можно видеть в фильме «Побег из Нью-Йорка».
Набравшись опыта, Джеймс приобрел определенную известность в кинематографической среде. В 1982 году он даже был приглашен на должность режиссера спецэффектов в продолжение успешной ленты «Пиранья». А затем получил предложения полностью снять картину. Но успехом эта идея не увенчалась. И фильм Кэмерон своим первым опытом в кино считать отказывался.
Получив первый неудачный опыт в кино в качестве режиссера Джеймс, страдая от лихорадки и подавленности, видит во сне сюжет, который позднее приведет его к славе. Непобедимый робот-убийца, которого породило болезненное забытье, станет прообразом легендарного «Терминатора». Над сценарием к этому фильму Кэмерон работал следующий год. Но ни одна киностудия не желала связываться с новичком-режиссером, мечтающим о славе. В отчаянии он обратился к основательнице Pacific Western Production Гейл Херд. И она дала согласие на этот смелый эксперимент, заплатив за сценарий всего 1 доллар. Гейл сама взялась продюсировать картину, и это стало веским аргументом для потенциальных инвесторов. Средства на съемки выделила компания Hemdale Pictures.
Как только решение о начале кинопроизводства было принято, Гейл и Джеймс взялись за поиски актера на главную роль. Её мог сыграть Лэнс Хенриксен, но Кэмерону удалось убедить всех, что с этой работой лучше справится Арнольд Шварценеггер, в те годы больше известный в США по своей карьере культуриста.
Поскольку бюджет был невелик, для съемки эффектных сцен группе приходилось идти на хитрости. Например. Сцены погонь были ускорены и перезаписаны в режиме перемотки. Робот погибал под «прессом», но на самом деле это фольга сминалась пенопластовой конструкцией. Немного краски, спецэффектов, и в руках Кэмерона самые простые вещи становились действительно впечатляющими на экране.
Картина, на которую не возлагали больше надежды, принесла своим создателям всемирную славу, и кассовые сборы свыше 78 000 000 долларов. Затраты окупились многократно.
Следующим ярким проектом стал для Джеймса сценарий к фильму «Рэмбо: первая кровь, часть II». Над ним Кэмерон работал в паре с Сильвестром Сталлоне, и это лишь добавило зрелищности продолжению картины. Но критики в Голливуде картину не приняли. Оба автора сценария получили сомнительный приз – «Золотую малину».
В 1986 году Джеймс приступает к работе над фильмом «Чужие» — продолжением хоррора Ридли Скотта, вышедшего 7 годами ранее. Картина, несмотря на сложности в производстве и ротацию актерского состава, снискала большой успех. Кассовые сборы составили более 130 000 000 долларов. А картина была 7 раз номинирована на «Оскар», но получила только 2: за визуальные эффекты и монтаж звука.
Следующим успешным проектом Гейл и Джеймса, которые к тому времени успели пожениться, стал фильм «Бездна». Незамысловатый сюжет в духе научной фантастики было решено компенсировать визуальными эффектам. Благодаря прежним успехам, Кэмерон без труда получил необходимое финансирование – предварительный бюджет составил 41 000 000 долларов, но был значительно превышен. Впрочем, после выпуска фильма доходы от проката превысили затраты. А сам режиссер впервые снискал славу человека с трудным характером. «Бездна» получила «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.
Собственная продюсерская компания Lightstorm Entertainment, открытая Кэмероном в начале 90 годов в паре с Лоуренсом Касаноффом, позволила ему расширить свою деятельность. Он не только снимал, но и работал над фильмами других режиссеров в новом качестве. Но в планах было продолжение одной из успешных работ. К 1991 году у Джеймса в паре с Уильямом Вишером младшим уже был готов сценарий «Терминатора 2: Судный день». Актерский состав картины практически не изменился. А вот ее бюджет был немыслимым для того времени – более 90 000 000 долларов.
Впрочем, все затраты окупились. Новый фильм заработал вдвое, а потом и втрое больше, чем было вложено в его производство. Картина заслужила 4 премии и 6 номинаций на «Оскар».
1993 год дает Кэмерону новый виток развития. Они входит в число основателей компании Digital Domain, создающей визуальные эффекты. И понемногу ищет себя в других жанрах. Так в 1994 году на экраны выходит «Правдивая ложь», экшен-комедия о приключениях спецагента с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Фильм с гигантским бюджетом полностью окупил затраты на его создание.
Свою детскую страсть к изучению природы кораблекрушений Кэмерон сумел воплотить и н экране. В течение двух лет он вел подводные съемки в Атлантическом океане, чтобы получить реалистичные изображения затонувшего лайнера.
Для масштабной реконструкции катастрофы выбрали пляж Росарито, и окружающие его воды. Здесь выстроили подробный макет легендарного корабля. Затраты на производство картины были рекордными в истории кино: более 200 000 000 долларов. Съемки затянулись, но лента все же вышла на экраны в 1997 году, 19 декабря, и стала настоящим хитом. Более 13 лет она удерживала рекорды кассовых сборов. А Кэмерон получил не только огромное количество номинаций на всевозможные премии, но и «Оскар» за режиссуру. Его, непрофессионального кинематографиста, признали равным мастерам в искусстве.
Интересно, что в период съемок и монтажа Кэмерон не раз сомневался в успехе этого фильма. Ему казалось, что столь долгий хронометраж, затянутый сюжет без видимого действия, отсутствие счастливого финала, станет гибельным для ленты. И даже выбор актеров на главные роли проходил мучительно долго. Если бы кастинг сложился иначе, зрители могли бы увидеть главный фильм десятилетия с Гвинет Пэлтроу и Мэттью МакКонахи.
Достигнув желанных высот в карьере, Джеймс Кэмерон берет паузу. Вместе с младшим братом он основывает компанию, занимающуюся документальными фильмами о морских глубинах. Научные исследования увлекали его в ту пору ничуть не меньше, чем идеи новых сценариев.
В 2002 году выходит его первый документальный фильм, посвященный истории линкора «Бисмарк». А затем, в 2003, новая лента – «Призраки бездны», посвященная катастрофе «Титаника». Лента, созданная в 3D формате, транслировалась в кинотеатрах.
Следующие свои документальные изыскания Кэмерон направил в сторону религии, хотя до этого считал себя скорее атеистом. В 2006 году он снимает картину «Расшифрованный исход», а затем продюсирует ленту «Потерянная гробница Иисуса» для телеканала Discovery.
О желании создавать свои новые проекты в 3D формате Кэмерон заявлял еще с момента выхода «Призраков бездны». И первой такой художественной лентой стал «Аватар». Первый его сценарий был готов еще в 1995 году. Но несовершенство технологий мало соответствовало ожиданиям автора. Кэмерон предпочел подождать, но снять абсолютный хит с богатым набором визуальных эффектов.
Приступив к созданию картины, Джеймс заложил на ее производство бюджет в 300 000 000 долларов. Уникальная технология, которую использовал Кэмерон, позволила совместить съемки В реальном времени с компьютерной анимацией. Несмотря на то, что «Аватар» изначально создавался для 3D кинотеатров, к выходу в прокат появилась и его 2D версия.
Съемки затянулись. Вместо майской премьеры зрители смогли увидеть фильм только в середине декабря 2009 года, но оно того стоило. Картина собрала в мировом прокате 2 740 000 000 долларов, и получила статус самой кассовой в истории кино, побив прежний рекорд «Титаника». А Кэмерон стал наиболее высокооплачиваемым и успешным режиссером Голливуда. Его имя даже поместили на звезде на голливудской «Аллее славы».
С 2011 года Кэмерон уделяет все большее внимание продюсерской деятельности и карьере в документалистике. Его не привлекают идеи бесконечных супергеройских боевиков или сиквелов успешных фильмов. Для телевидения он снимает в 2012 году картину «Титаник: последнее слово с Джеймсом Кэмероном», где излагает факты о расследовании трагедии легендарного лайнера вместе с 8 экспертами. Лента была показана National Geographic.
В 2012 году прошла и премьера «Титаника» в 3D формате. Ее устроили в Альберт-холле в Лондоне. Фильм собрал в прокате неплохую кассу для повторного показа.
Затем Кэмерон погрузился в работу над документальной лентой «Восстание Атлантиды», в соавторстве с Симхой Якобовичем. В этой работе для National Geographic Джеймс проводит исследование феномена легендарной затонувшей цивилизации. А заодно пытается выяснить, куда же делась Атлантида, если она реально существовала.
В 2014 году, совместно с Discovery, Кэмерон выпускает фильм «Вызов бездне 3D». В нем Джеймс от первого лица рассказывает, каково это – погрузиться в самую глубокую точку мирового океана в одиночку, на небольшом батискафе. О таком приключении режиссер, по его собственным словам, мечтал еще с детства. В научно-популярном фильме демонстрируются кадры погружения в режиме 3D, а также уникальные снимки с океанского дна.
Не меньший интерес поклонников научной фантастики вызвала и следующая работа, в которой Кэмерон выступил как продюсер и герой. Документальный цикл из 6 фильмов позволил зрителям заглянуть в «кинематографическую кухню» таких мастеров жанра как Джордж Лукас, Стивен Спилберг, Ридли Скотт. В своих интервью они рассказывают о тех научно-фантастических произведениях, которые стали знаковыми для каждого.
Последним реализованным проектом Кэмерона стала сценарная работа. Она легла в основу задуманной еще в 2005 году экранизации популярной манги «Боевой ангел Аэлита». История киборга, потерявшего память, была снята другим режиссером – Робертом Родригесом, но с обилием спецэффектов и технологий, которые так любит Кэмерон. Фильм выпустили на экраны в 2019 году, а вслед за ним случилась премьера еще одной сценарной и продюсерской работы Джеймса. Кинокартина «Терминатор: Темная судьба» заставила его вновь вернуться к успешной франшизе. Но на этот раз проект оказался провальным. Не спасло его даже возвращение к легендарному актерскому составу. Лента провалилась в прокате, принеся убыток в 122 600 000 долларов.
Впрочем, Кэмерон за прошедшие годы тоже не скучал. В его планах сразу 3 сиквела «Аватара», сценарии для которых были созданы режиссером еще в 2013 году. Но и здесь не все пошло гладко. Первоначально ленты планировали выпускать по одной с 2016 по 2018 годы. Но теперь первую часть обещают представить зрителям в середине декабря 2022. Известно, что съемки фильма проходили одновременно в Калифорнии и Новой Зеландии.
Сиквел, который планируют представить первым, носит название «Аватар: Путь воды». В нем Кэмерон выступает как соавтор сценария, режиссер и продюсер. Суммарные вложения в производство всех сиквелов уже превысили 1 000 000 000 долларов. Известно, что в сюжете предусмотрено немало комбинированных подводных съемок. А список героев пополнился новыми именами.
В биографии Джеймса Кэмерона были проекты, которые так и не получили своего завершения. В 1981 году такой работой стал фильм «Пиранья II: Нерест», к которому режиссер даже переписал сценарий, используя псевдоним Х. А. Милтон. Съемки были фактически сорваны из-за разногласия с продюсерами. Режиссер даже не мог просмотреть отснятые материалы. Разгневанный Кэмерон проник в монтажную, но был пойман, а затем и уволен. Фильм перемонтировали, оставив в нем имя Джеймса в качестве режиссера.
Еще одним нереализованным проектом стал «Парк Юрского периода», права на экранизацию которого Кэмерон просто не успел купить. Его опередил в этом Стивен Спилберг.
В 1998 году режиссер заявляет о своем намерении снять экранизацию «Соляриса» Станислава Лема. Кэмерон даже успел получить права на нее как продюсер, но до съемок дело не дошло. Картина вышла под лейблом его компании, но в режиссуре Стивена Содерберга.
Могли зрители увидеть и сиквелы популярных картин Джеймса. Например, на 2002 год был намечен выход «Правдивой лжи 2». К фильму даже написали сценарий, но до съемок дело так и не дошло. Отказался Кэмерон и от участия в качестве режиссера в 5 части франшизы «Чужой». Впрочем, сама киностудия тоже решила не продолжать серию. И все же, в 2019 году режиссер заявлял о возможности возвращения к этой идее.
Джеймс Кэмерон отличается бурным нравом не только в решении рабочих вопросов. Его личная жизнь выглядит не менее сложной и запутанной. Известно, что официально режиссер был женат 5 раз. Первый брак был заключен в 1978 году, с Шэрон Уильямс, работавшей официанткой, и продлился почти 6 лет. За это время у Джеймса было немало романов, которые супруга терпела, но затем их пути разошлись. Кэмерон стремился к славе, и точно не мечтал о тихой семейной жизни.
Второй супругой Джеймса стала Гейл Энн Херд, кинопродюсер. Вместе они прожили с 1980 до 1989 года. Эти взаимоотношения начинались как рабочие. Но общие творческие успехи не стали цементом, скрепляющим брак.
Следующий брак оказался самым коротким. Женитьба на модели и актрисе Кэтрин Бигелоу, позже снискавшей славу на режиссерском поприще, не принесла паре счастья. Они прожили вместе около 2 лет, и развелись в 1991 году.
На съемках «Терминатора» Кэмерон находит свою новую любовь. Актриса, исполняющая главную женскую роль – Линда Хэмилтон, замуж не спешит. Тем более, что за Кэмероном уже закрепилась слава «короля разводов». Ничего не изменило и рождение общей дочери пары, Жозефины, в 1993 году. Скрепить союз по закону Линда решилась только в 1997 году, а спустя пару лет развелась с супругом из-за его измены, получив рекордные 50 000 000 долларов компенсации.
На Сьюзи Эймс – причине раздора с Хэмилтон, Кэмерон женился в 2000 году. У пары родилось трое общих детей – сын и 2 дочери. У Сьюзи также есть сын от первого брака, Джаспер. Пара до сих пор вместе.