Джон Кьюсак – американский киноактёр, продюсер и сценарист. Его талант и харизма сделали его одним из самых узнаваемых лиц голливудского кино.
Джон Кьюсак родился в штате Иллинойс, в семействе учительницы математики Энн Полы Каролан и актёра Ричарда Кьюсака. В семье воспитывалось пять детей, и Джон был одним из них, наряду с братом Биллом и сестрами Энн, Джоан и Сьюзи. Все дети последовали примеру отца и выбрали актёрскую карьеру.
Первый опыт актёрской игры у Джона состоялся в возрасте трёх лет, когда он участвовал в детской постановке «Золушка» вместе со всей семьёй, исполнив роль собаки. Вместо обучения в обычной средней школе, Джон предпочёл театральное образование и лишь в старших классах начал учиться в общеобразовательной школе Эванстона. Его актёрский дар был замечен педагогами, которые доверяли ему участие даже в взрослых спектаклях, хотя сам он тогда мечтал о карьере бейсболиста и не серьёзно относился к театру и кино.
Несмотря на это, уже в 12 лет он начал работать на местной радиостанции в качестве диктора и рекламного агента, хотя сочетать спортивные тренировки с работой в театре и на радио было непросто. Интересно, что характеристики Джона от учителей и его собственное восприятие детства значительно различались: педагоги описывали его как жизнерадостного и энергичного мальчика, в то время как Кьюсак вспоминал, что в юности испытывал отвращение к школе, не переносил власть и правительство, чувствовал себя аутсайдером.
В своей молодости Джон поступил в Нью-Йоркский университет, но продержался там всего один семестр, поскольку быстро устал от академических занятий и решил бросить учёбу ради покорения Голливуда.
Джону Кьюсаку было всего семнадцать лет, когда он дебютировал в кинематографе, снявшись в молодежной мелодраме «Класс». Этот фильм открыл ему двери к новым проектам, и вскоре последовали дополнительные предложения от режиссеров. Одной из запоминающихся работ 1990-х стала его роль писателя Джона Келсо в детективной драме «Полночь в саду добра и зла», где в актерском составе также приняли участие Кевин Спейси и Джуд Лоу.
В начале 2000-х Кьюсак участвовал в съемках романтического фильма «Интуиция», где ему партнерила Кейт Бекинсейл. В 2003 году на экраны вышел детективный триллер «Идентификация», в котором Кьюсаку досталась роль главного героя. На площадке ему сопутствовали Рей Лиотта и Аманда Пит, с которыми актер сталкивался с серьезными испытаниями: для реализма сцен в помещении поддерживалась низкая температура, а актеры периодически оказывались облитыми холодной водой.
Не менее интересное предложение последовало с ролью Эдгара Аллана По в триллере «Ворон». Кьюсак также оставил заметный след в драме «Мотель», где он изобразил киллера по имени Джек, задействованного в переправке опасного груза. В этом фильме также снимались Доминик Перселл и Роберт Де Ниро.
В 2012 году Кьюсак принял участие в крупном кинопроекте режиссера Роланда Эммериха — фильме-катастрофе «2012», где он исполнил роль Джексона, одного из выживших в глобальной катастрофе. Фильм стал кассовым хитом, собрав более 788 миллионов долларов по всему миру.
Также актер сыграл в криминальной драме «Я заберу твои деньги», где его персонаж, бизнесмен Миллер, отправляется на поиски похищенных им денег. Эта роль позволила Кьюсаку показать трансформацию обычного человека в преступника и убийцу.
В 2021 году российская аудитория увидела Кьюсака в мистическом детективе «Контроль», где в центре сюжета находится трагическая судьба героини, сыгранной Кристиной Риччи. Кроме того, на экраны вышел боевик «Красная река», участие в котором также принял Джон Кьюсак.
В кинематографической карьере Джона Кьюсака заметное место занимают работы по произведениям Стивена Кинга, известного как «король ужасов». Первым значительным фильмом в этом ряду стала картина «Останься со мной», снятая по повести «Тело». В этом фильме Кьюсак исполнил роль Денниса Лашанса, старшего брата главного героя Гордона.
Джон Кьюсак вновь обратился к теме паранормального в мистическом триллере «1408», основанном на одноименном рассказе Кинга. В этом фильме он воплотил персонажа Майка Энслина, писателя, скептически относящегося к сверхъестественному, но параллельно работающего над книгой на эту тему. Фильм Микаэля Хофстрёма привлек зрителей не только увлекательным сюжетом, но и отсылками к другим работам Кинга. Например, имя одного из персонажей Грэйди намекает на связь с «Сиянием», а также в фильме есть отсылки к творчеству Альфреда Хичкока.
Режиссёрская версия «1408» оказалась столь напряженной, что для кинопроката был создан вариант с альтернативным финалом. В фильме рядом с Кьюсаком в роли управляющего отелем появился Сэмюэл Л. Джексон.
Джон Кьюсак и Сэмюэл Л. Джексон вновь сыграли вместе в ещё одной экранизации Кинга — «Мобильник», где сценарий написан самим писателем в соавторстве с Адамом Алекком. Кьюсак получил роль художника-графика Клайтона Ридделла, который оказался в центре катастрофы, превращающей пользователей мобильников в зомби. В этой истории главный герой вместе с машинистом метро Томасом Маккортом (Сэмюэл Л. Джексон) старается спасти свою семью. Отмечается, что в качестве колыбельной для зомби использовался вокализ Эдуарда Хиля, что добавило фильму неожиданного и мрачного колорита.
Джон Кьюсак долгие годы оставался объектом внимания не только своих поклонниц, но и глянцевых журналов. Однако, несмотря на серию громких романов с такими звездами, как Минни Драйвер, Нив Кэмпбелл, и даже Элисон Иствуд, дочерью Клинта Иствуда, сердце Кьюсака так и не было покорено окончательно — ни одна из его многочисленных пассий так и не стала его женой.
В жизни Джона происходили и менее приятные события, например, преследование со стороны одной из фанаток в 2008 году, которое завершилось полицейским вмешательством и обязательным психиатрическим наблюдением для нарушительницы.
Кьюсак известен не только как талантливый актер, но и как человек с широким спектром интересов. Он мастерски управляет вертолетом, катается на сноуборде и уже более двух десятков лет увлекается кикбоксингом, в котором достиг черного пояса. Также Джон известен своей любовью к спортивным командам из Чикаго, будучи поклонником как футбольного клуба «Чикаго Беарз», так и хоккейной команды «Чикаго Блэкхокс». Особенно он отдает предпочтение бейсболу, болея сразу за две команды — «Чикаго Кабс» и «Чикаго Уайт Сокс», что необычно для фанатов, между которыми часто возникают споры.
Духовные поиски привели Кьюсака к трансцендентальной медитации по методу Махариши Махеш Йоги.