Лев Збарский – художник, график, иллюстратор, участвовал в создании мультфильмов. Однако чаще всего его вспоминают, как мужа известной звезды подиума времен СССР Регины Колесниковой (Збарской).
У него было все – роскошная квартира в столице, мастерская в центре Москвы, дача в Серебряном бору, его признала советская власть и любила столичная богема. Но Льву Збарскому хотелось бежать от славы, он нуждался в независимости, причем, не столько в личной жизни, сколько в творческом процессе, он страдал от запретов и серости советской жизни. Кто знает, как сложилась бы судьба известного художника, останься он на родине, возможно, ему не пришлось бы умирать в хосписе, в окружении чужих людей. Но, как писал известный поэт, «каждый выбирает по себе…», и Збарский выбрал эмиграцию.
Родился Феликс-Лев Збарский (полное имя художника) 12 ноября 1931 года. Отца будущего графика звали Борис Збарский, маму — Евгения Перельман. Их познакомила Лидия Пастернак, сестра поэта Пастернака. Лидия и Евгения учились вместе в университете.
Женя выросла в Германии, и вернулась в Советский Союз только в 1928 году. Тогда же стала сотрудником биохимического института, руководителем которого и работал Збарский. Борис изобрел отечественную методику выпуска хлороформа, участвовал в процессе бальзамирования Ленина и известного болгарского коммуниста Георгия Димитрова.
Именно отец назвал своего первенца двойным именем, в честь людей, которых очень уважал – химика Льва Карпова, основавшего советскую химическую промышленность, и Феликса Дзержинского, основателя и первого главу ВЧК. Кроме Льва родители воспитывали младшего сына Илью, ставшего впоследствии известным биохимиком.
О детстве Льва Збарского практически нет никаких сведений. Может быть потому, что деятельность его отца находилась под грифом «совершенно секретно», и семье пришлось тоже скрывать много тайн. Через несколько десятков лет деятельность Бориса Збарского обросла небылицами, о нем писали все, кому не лень.
Перед самой войной Збарского отправили в Тюмень. Именно там он впервые проявил свои художественные наклонности, родители решили, что мальчику непременно нужно развивать их. Ему нашли педагога, который и учил Леву азам рисования. Вернувшись в столицу, Лев продолжил обучение в школе, после окончания которой, получил серебряную медаль. Молодой человек уже тогда твердо определился с будущей профессией, стал студентом Полиграфического института. Из стен вуза будущий известный художник вышел с дипломом художника-иллюстратора и мультипликатора.
Жизнь в столице оказалась как раз тем, что было нужно Збарскому – яркому представителю «золотой молодежи» тех лет. Он обладал тонким вкусом и талантом художника, имел приличное воспитание, был очень коммуникабельным и открытым. А если ко всему этому добавить авторитет отцовской фамилии, то пропуск в высшее общество и любовь богемы ему обеспечивались автоматически. Лев очень нравился представительницам прекрасного пола, он всегда отлично выглядел, его сравнивали с Бельмондо и Сальвадором Дали. Портрет дополняли дорогие заграничные «шмотки», достать которые в те времена оказалось под силу не каждому.
Имея все это, Лев все равно испытывал дискомфорт, его не радовала ни мастерская в центре столицы, ни роскошная дача, ни общество друзей и интересных людей. Збарский стремился уехать за границу, ему претила общая серость, скука, бесконечные запреты и недосягаемость заграницы.
В 1972 году Лев Збарский отправился в Израиль, прожил там шесть лет, и переехал в Штаты. У него появилась огромная квартира на Манхэттене, по совместительству мастерская. Деньги на приобретение недвижимости Лев взял у хорошего знакомого из еврейского общества эмигрантов.
Жизнь Збарского в Соединенных Штатах легкой никак назвать не получается. Он любил находиться в абсолютном уединении, общался исключительно с такими же эмигрантами, но далеко не всех пускал в свой дом. Абсолютно не контактировал с родней, оставшейся в СССР.
Збарский близко сошелся с литературоведом и переводчиком Романом Капланом, таким же диссидентом, как сам. Каплану принадлежал ресторан «Русский самовар». Именно Роман очень критично отозвался о картине «Красная королева», особенно его возмутило то, в каком свете «подали» Збарского. Он сказал, что это не просто вымысел, а совершеннейшая ложь. Эта лента об известной манекенщице Регине Збарской, и ее отношениях с мужем, Львом Збарским. Роли главных героев фильма достались Артему Ткаченко и Ксении Лукьянчиковой.
Авторы ленты пытались оправдаться, они утверждали, что снимали не документальную картину, а художественное кино, где вымысел если и не приветствуется, то и не порицается. Каплан сказал, что сам кино не смотрел, но те, кто имел удовольствие его видеть, отнеслись к такой подаче событий с выраженным отвращением.
Талант Збарского, как художника, удалось рассмотреть еще институтским преподавателям. Особенно, когда он представил свою дипломную работу – книгу «Рюи Блаз» Виктора Гюго и буклет одного из театральных спектаклей.
Настоящая популярность и известность в определенных кругах, пришла к Льву после того, как он проиллюстрировал книгу писателя Юрия Олеши. На ее обложке изображена легкая, как будто прозрачная птица. Создавалось впечатление, что художник нарисовал ее, не отрывая карандаш от бумаги, одним росчерком. В то время Збарскому едва исполнилось 25 лет, но критики подметили, что такой рисунок можно считать кульминацией творчества.
Примерно таких же хвалебных отзывов удостоились и другие рисунки художника-графика. Он иллюстрировал произведения Уильяма Сарояна и Артура Миллера, биографию Ива Монтана, серию произведений о культуре и искусстве русских городов. Искусствоведы очень хвалили рисунки Льва Борисовича для детских книг. Збарский разработал собственную, «белую» серию, и именно в таком стиле оформлял карикатурами и графикой все последующие книги. Эта серия принесла художнику всевозможные грамоты и премии на Всесоюзных конкурсах.
Лев принимал самое активное участие в создании мультипликационных фильмов. Выполнял обязанности художника-постановщика лент «Баня», где поддавалась критике советская бюрократия, «Страна Оркестрия», о том, как себя чувствуют отжившие музыкальные инструменты, «Москвичок», о тех, кто нарушает правила движения на дороге.
Продолжил рисовать Збарский и в эмиграции. Но это стало не главным его занятием, деньги на жизнь он зарабатывал преподавательской деятельностью, учил студентов Нью-Йоркского Fashion Institute of Technology искусству рисунка и дизайна.
Существует ошибочное мнение, что первой женой художника стала Регина Колесникова, известная манекенщица. Однако это утверждение не соответствует истине. На самом деле первой супругой Льва Збарского была Лаура Саакян, с которой он расписался еще в годы студенчества. Она – студентка консерватории, училась играть на фортепиано, и уже работала в театре «Современник» заведующей музыкальной частью. В этом браке родился первый ребенок художника – сын Борис.
В этом же театре служил и Игорь Кваша, многолетний друг Збарского. Именно он открыл некоторые особенности характера Льва, а именно то, что касается его отношений с женщинами. Кваша утверждал, что Збарский, хоть и носил звание плейбоя, никогда не изменял женщине, с которой жил. Если понимал, что любит, вел избранницу в ЗАГС, а когда от любви не оставалось и следа, уходил.
Регину Колесникову Лев встретил в 60-е годы. В то время она уже имела головокружительный успех и славу, купалась в любви самых высокопоставленных лиц страны. Однако не о такой личной жизни мечтала девушка, ей хотелось семью, мужа, детишек. С Львом о детях можно было не говорить, он их попросту не любил. Помимо этого, художник считал, что именно в повседневной бытовой рутине не познает всех прелестей свободной жизни. Именно Збарский настоял на аборте, который сделали очень неудачно. Регина впоследствии не смогла стать матерью. Этот брак тоже длился недолго.
У Льва появилась новая пассия – актриса Марианна Вертинская, моложе его прежней жены на десяток лет. Регина мучилась от ревности, однако повлиять на ситуацию не имела никакой возможности. Этот роман длился на протяжении года, однако браком не закончился. Збарский разлюбил красавицу Марианну, и просто бросил ее ради другой – Людмилы Максаковой.
Ни Людмила, ни Лев не собирались официально оформлять свои отношения. Поговаривали, что Збарский ссылался на недостаток денег для уплаты госпошлины в ЗАГСЕ, а Максакова жаловалась на невероятную занятость на съемочной площадке и в театре. Однако после рождения сына Максима Лев записал его на свою фамилию. После того, как Збарский отбыл в Израиль, Людмила решила не портить жизнь сыну фамилией отца-эмигранта, и записала его Максаковым.
Есть и другая версия причин смены фамилии. Поговаривали, что таким образом Максакова освободила Льва от необходимости платить алименты на протяжении пятнадцати лет, при этом заявила, что родила мальчика от другого мужчины.
Максим Максаков не стал продолжать дело матери и отца, он создал свой бизнес, занимался рекламой. В 2014 году ему и его партнерам предъявили обвинение в совершении особо крупного мошенничества в отношении федерального Министерства спорта. Иск исчислялся десятками миллионов рублей, но Максакова держали под домашним арестом.
У Максима родился сын Петр, который женился на дочери Валентина Юдашкина Галине. Своего внука Збарский не видел никогда, он Петр и его сводная сестра Аня все же приехали на похороны деда. В Сети появилась информация, что у Збарского есть еще один сын, рожденный в США. Его зовут Алексей Вайнтрауб, и он тоже присутствовал на прощальной церемонии с Львом Збарским.
Несколько последних лет своей жизни художнику пришлось провести в хосписе. Он страдал от рака легких, причем, в неоперабельной стадии. Збарский не мог обратиться в частную клинику, у него просто не хватало на это средств, а просить помощи он не привык, мешала гордость. Поэтому художник получал только те стандартные медицинские услуги, которые предусматривала страховка.
В одном из интервью журналу «Собеседник» Максакова призналась, что встречалась с бывшим супругом в Нью-Йорке, но нормального диалога не получилось. И это несмотря на то, что они так любили друг друга много лет назад, Збарский даже не открыл Людмиле правду о состоянии своего здоровья, скрыл свою болезнь.
Сердце Льва Збарского остановилось 22 февраля 2016 года. Его последний приют – еврейское кладбище Гора Мориа в городе Фэрвью, штата Нью-Джерси.
Комментарии
Нет
Вы хоть проверяйте. На фото свадьба Максаковой не с Збарским
Пустая, бестолковая, никчёмная жизнь. Избалованный пресытившийся представитель "золотой" молодёжи, да что там, попросту зажравшийся. И конец закономерный
Творческий человек, художник!! Они все такие - могут быть талантливыми людьми, гениями. Но совершенно не практичны и полностью непригодны для семейной жизни.
В общем да.