Луи Армстронг – американский джазмен, вокалист-баритон, непревзойденный трубач. Вместе с другими джазовыми первооткрывателями внес огромный вклад в развитие и популяризацию этой культуры во всем мире.
«Король джаза» Луи Армстронг получил признание после долгих лет упорной работы, а до этого ему зачастую приходилось довольствоваться второстепенными ролями. Преодолев все препятствия, великий чернокожий исполнитель оказался на самой верхушке музыкального Олимпа. Повторить творческую биографию певца за всю историю джаза удавалось далеко не многим.
Всю жизнь Армстронг по незнанию утверждал, что день его рождения приходится на июль 1900 года. Лишь после смерти гениального музыканта выяснилось, что родился он на самом деле 4 августа 1901 года.
Биография джазовой знаменитости берет начало в городе Новый Орлеан штата Луизиана. Семью Луи при всем желании благополучной не назовешь: отец бросил мать, когда мальчику было всего несколько месяцев. Оставшись одна, мама артиста оставила детей бабушке Жозефине, а сама отправилась на поиски лучшей жизни.
С малых лет Армстронг познал нищету и суровую окружающую действительность: на районе, где он рос, была легализирована проституция и процветала торговля наркотиками. Через пять лет Луи воссоединился с матерью, которая периодически меняла сожителей.
Когда пришла пора учиться, мальчик был вынужден совмещать школу с подработкой. Чтобы принести лишний цент в дом, он продавал газеты, доставлял уголь в тележке, по вечерам пел на площадях. Денег все равно не хватало, и мать стала открыто торговать своим телом.
Музыка всегда была рядом с Армстронгом. Когда Луи носился со своей тележкой по городу, ему нередко доводилось делать доставку в концертные залы и дома терпимости, где выступали известные музыканты, такие как Джо «Кинг» Оливер.
Юноша рано бросил школу, вместо этого сколотил любительский ансамбль и стал выступать с друзьями на улицах города. Об этом периоде певец всегда вспоминал с особой теплотой и трепетом: то были лучшие годы, проведенные «в старом добром Орлеане». Именно тогда паренек осознал, что его истинное предназначение – в музыке.
Луи очень повезло в жизни – он встретил добрых и порядочных людей, давших ему возможность зарабатывать. Еврейские иммигранты Карновски приехали в Америку из Литвы, позже открыли небольшой мусорный бизнес. Подросток устроился к ним подсобным рабочим, м вскоре стал едва ли не членом семьи. Карнофски помогали парню чем могли, а позже сделали ему бесценный подарок – самый настоящий корнет.
В подростковом возрасте Армстронг попал в исправительную школу, куда его упекли за стрельбу из пистолета в одного из «отчимов». Здесь начинающий музыкант записался в оркестр, где познакомился с такими же исполнителями-самоучками. Позже со многими из них он продолжил общение.
Коллектив Луи стал давать выступления на площадках города, и вскоре на талантливого юношу обратили внимание. Первые шаги к успеху ему помогли сделать старшие и уже более известные коллеги Кид Ори, Банк Джонсон и Кинг Оливер. Последний стал для молодого исполнителя не только наставником, но и проводником в чарующий мир джаза.
В конце 1910-х Кинг покинул город, уступив дорогу своему талантливому подопечному. В 20 лет Армстронг уже снискал репутацию джазового певца, смело использующего индивидуальность в сольных выступлениях. Именно он придумал использовать «скэт» — вид исполнения, когда в качестве дополнительного сопровождения к музыке добавляется определенный набор слов.
Оливер Кинг обосновался в Чикаго, и через три года его группе «Creole Jazz Band» понадобился еще один корнетист. Приглашение от старого приятеля Луи принял с радостью, ведь коллектив Кинга тогда уже был невероятно популярен, а сам Чикаго был настоящим центром джазовой музыки.
Вскоре от бедного вечно голодного чернокожего мальчишки не осталось и следа – он превратился в богатого исполнителя, имя которого знали все меломаны. У Луи появилось собственное жилье с огромной ванной, чего он в жизни никогда не имел. Следует отметить, что слава и деньги не вскружили Армстронгу голову: он продолжал общаться с друзьями юности и по возможности поддерживать их.
Выступая с «Creole Jazz Band», исполнитель записал свой первый альбом с сольными песнями. К 1924 году молодой человек был женат уже во второй раз, и супруга Лил Хардин настаивала на дальнейшем развитии его карьеры. Пара перебралась в Нью-Йорк, где Армстронг присоединился к оркестру Флетчера Хендерсона. Поначалу публика с осторожностью приняла исполнителя «горячих соло», но вскоре его чарующий голос и невероятное обаяние завоевали каждое сердце.
Вернувшись в Чикаго, музыкант записал хиты «West End Blues» и «Muggles» в содружестве с коллективами «Hot Seven» и «Hot Five». Эти композиции наиболее ярко выражают самобытный, импровизационный стиль легендарного Луи Армстронга.
В середине 1920-х певец заключил контракт с оркестром Кэрролла Диккерсона, и некоторое время гастролировал с ним. Далее Луи организовал собственный джаз-бэнд под названием «Louis Armstrong And His Stompers».
Позже Армстронг снова перебрался в Нью-Йорк, получив приглашение участвовать в мюзикле «Hot Chocolate». Особенностью коллектива было то, что каждый из его участников был афроамериканцем.
В начала 1930 годов исполнитель активно гастролировал в составе известных джазовых коллективов, снимался в кино, давал интервью на радио. До начала Второй Мировой Луи совершил турне по европейским странам и Северной Африке, после чего его имя прогремело на весь мир.
Уже став знаменитым, Армстронг перенес несколько операций. Сначала ему исправили губу, разорванную постоянным давлением мундштука, затем оперировали голосовые связки. Музыкант хотел избавиться от характерной его голосу хрипотцы, но лишь позже осознал, что это было его уникальной фишкой.
С началом войны в мире изменились как музыкальные пристрастия, так и формат выступлений артистов. Гастролировать большими коллективами уже мало кто мог себе позволить, да и молодые шустрые конкуренты то и дело норовили наступить на пятки. Весной 1947-го Армстронг попробовал выступить небольшой группой, и не прогадал. После успешного концерта он решил создать компактный оркестр из шести участников. В состав нового секстета «Louis Armstrong and His All Stars» вошел сам Армстронг, Эрл Хайнс и другие раскрученные музыканты.
К концу 40-х Луи выпустил несколько альбомов и снялся в трех десятках кассовых картин Голливуда. В начале 1949 года музыкант стал одним из первых чернокожих джазовых исполнителей, чье фото украсило обложку глянцевого издания «Time».
В 1950-х Луи Армстронга знал весь мир, и Советский Союз исключением не был. В 1958 году вышел его спиричуэл под названием «Go Down Moses», ставший абсолютным хитом на всех радиостанциях.
В начале 60-х певец перенес сердечный приступ, и на некоторое время исчез из поля зрения публики. Вернувшись, он сделал кавер на композицию Кэрол Ченнинг «Hello, Dolly!», и вновь оказался на вершине музыкального Олимпа. В хит-параде «Hot-100» песня продержалась целых 22 недели, а сам 62-летний Армстронг был назван самым пожилым исполнителем, чей хит лидировал в рейтинге. Примечательно, что Луи удалось «подвинуть» легендарных «Битлов», занимавших первую строчку на протяжении 14 недель.
Все 60-е годы музыкант провел в гастрольных турах. Он посетил Европу, Азию и Африку, где его стали называть «Послом джаза». В 1967-м свет увидела одна из самых культовых композиций джазмена – «What A Wonderful World», ставшая через тридцать лет гордостью Зала Славы «Грэмми».
Последняя пластинка гениального маэстро была выпущена в 1968 году.
Первый брак Луи заключил в 16-летнем возрасте, женившись на проститутке Дейзи Паркер из Луизианы. Пара усыновила мальчика Кларенса, который осиротел после смерти матери Флоры, двоюродной сестры певца. Из-за родовой травмы ребенок был умственно неполноценным, но молодых супругов это не остановило. Несмотря на перенесенные вместе сложности, в 1923 году Луи и Дейзи решили развестись.
Через год исполнитель повел под венец пианистку Лил Хардин, с которой познакомился в ходе концертной работы. Их брак продлился семь лет, после чего пара распалась.
В 1938-м джазовый вокалист вновь женился: на этот раз избранницей стала его давняя знакомая Альфа Смит.
После четырех лет семейной жизни музыкант снова развелся и вступил в брак с певицей «Коттон-Клаба» Люсиль Уилсон. С этой женщиной исполнитель обрел счастье в личной жизни, продлившееся до конца его дней.
Долгое время считалось, что у Луи Армстронга не было своих детей. Однако в 2012 году появилась информация о его дочери Шарон-Престон Фольте, которая якобы появилась в результате романа певца и танцовщицы Люсиль «Сладкой» Престон. В качестве доказательства было предоставлено письмо музыканта своему агенту, датированное 1955 годом. В послании Армстронг просил менеджера регулярно отчислять Престон и дочери сумму в 400 американских долларов.
На этом наследники музыканта не закончились. В 2016-м на отечественном проекте «Голос» выступил участник под именем Чарли Армстронг, назвавшийся сыном легендарного джазмена. Молодого артиста довольно скоро разоблачили: оказалось, что он просто является поклонником певца, подражает его стилю и использует его для выступлений на различных мероприятиях.
Луи внимательно относился к своему здоровью, старался не переедать, но поесть все же любил. Для контроля над весом пользовался слабительными препаратами.
Известно, что почти до конца жизни артист не расставался с марихуаной. В 1930 году он был даже арестован за хранение, но за решеткой провел всего несколько дней. Этот растительный наркотик он даже воспевал в песнях, и говорил, что марихуана намного лучше алкоголя.
Будучи заядлым любителем бейсбола, Луи создал в Новом Орлеане собственную команду под названием «Raggedy Nine», позже переименованную в «Secret Nine Baseball».
Одним из увлечений мэтра было ведение дневника. В свих записях он фиксировал буквально каждый шаг: создание музыки, секс, обеды и ужины, ощущения после выкуренной марихуаны, детские воспоминания и даже то, как функционирует его кишечник. Каждую запись Армстронг снабжал непристойными шутками и своеобразным юмором.
В прессе часто писали, что музыкант входил в масонскую ложу. Этот момент биографии певца довольно спорный, ведь описываемая ложа Монтгомери №18 в реальности никогда не существовала. Сам же Луи писал, что состоял в братстве «Рыцарей Пифии», не имеющей отношения к масонам.
В пожилом возрасте исполнитель начал забывать имена, оттого называл людей «pops» — отец, старик. Позже приятели и самого Армстронга стали называть этим прозвищем. Было у музыканта еще несколько интересных кличек, например — «satchel mouth», что дословно означает «рот-рюкзак».
В начале 1970-х доктор строго-настрого запретил Луи выступать, но он ослушался. Концерт состоялся весной 1971 года в Манхэттене, на одной из самых фешенебельных площадок города. Армстронг отработал шоу, но в конце с ним случился сердечный приступ, приведший к срочной госпитализации.
После двух месяцев восстановления артист вновь готовился к выходу на сцену, но 6 июля 1971-го его сердце остановилось.
Похоронили легенду джаза на нью-йоркском кладбище Флашинг. В последний путь гениального исполнителя его проводили коллеги, в числе которых были Фрэнк Синатра, Элла Фицджеральд, Алан Кинг, Эд Салливан, Диззи Гиллеспи и многие другие.
Комментарии
да
нет
да, он меня впечатляет тем, что сам, из самых низов выбрался до такой степени известности, не сдавался и нашёл себя, внес огромный вклад в развитие и популяризацию джаза во всём мире