Имя этой актрисы вписано золотыми буквами в историю отечественного кинематографа. Не обошла вниманием советскую актрису Любовь Соколову и знаменитая книга рекордов Гиннеса, в которой она значится, как самая востребованная актриса СССР. Ведь на счету великой артистки триста семьдесят сыгранных персонажей, причем все ее героини были настоящими мамами, и даже бабушками, любящими и бесхитростными. Соколова была экранной мамой для Барбары Брыльской, Ирины Мирошниченко, Валерия Золотухина, Никиты Михалкова, Олега Янковского. Она излучала какой-то внутренний свет, особую теплоту и сердечность, поэтому все, кто хоть раз имел счастье сниматься с актрисой Соколовой, называли ее «нашей мамой».
В фильмографии актрисы Любовь Соколовой всего несколько главных ролей, в основном ей доставались роли второго плана, но все они были очень значимыми и реалистичными. За ней прочно закрепилось звание «всенародной мамы», которое она носила с особой гордостью. Известность к актрисе пришла после фильмов «Две жизни», «Семья Ульяновых», «Тихий Дон», «Хождение по мукам».
Родной город Любови Соколовой Иваново-Вознесенск, где она и родилась 31 июля 1921 года. Семья была очень простой: папа Сергей Максимович был профессиональным столяром-краснодеревщиком, мама Прасковья Федоровна работала обычным продавцом магазина, потом окончила торговую академию и получила должность директора универмага. В их владении было небольшое хозяйство, они садили огород, держали скотину, причем Люба принимала непосредственное участие в домашних делах. Родители много времени были на работе, поэтому Люба выполняла почти всю домашнюю работу.
Творческие наклонности родители заметили у дочери очень рано. Девочке было всего пять лет, когда она впервые напялила на себя мамино нарядное платье, обмоталась шалью, и решила устроить своеобразный концерт. Когда Люба стала немного постарше, то записалась в драматический кружок, и не пропускала ни одной репетиции в художественной самодеятельности родной школы.
Люба старалась побыстрее справиться с домашними делами, потом выучить уроки, чтобы как можно быстрее оказаться в своем любимом месте – театре музыкальной комедии родного города. Она так часто там бывала, что сотрудники театра привыкли к юной почитательнице искусства, и разрешали ей смотреть спектакли совершенно бесплатно.
Маме очень хотелось, чтобы дочь стала студенткой консерватории, но после консультации с руководителем драмкружка, оставила эти мечты. Дело в том, что руководитель сказал, что Люба не обладает никакими способностями к музыке. Поэтому после окончания школы в 1940-м, Соколова уехала в Ленинград и стала студенткой пединститута им.Герцена.
Во время учебы в институте Люба случайно узнала, что «Ленфильм» начал набор слушателей для своей актерской школы. Девушка не раздумывая отправилась на прослушивание, прочитала монолог из пьесы «Чайка», и сумела понравиться членам приемной комиссии.
Руководителем курсов был назначен Сергей Герасимов, которому тоже приглянулась эта талантливая девушка. На кастинг пришли больше тысячи желающих попасть на курсы к известному педагогу, но выдержать испытание сумели только двадцать два человека. Одной из них была и Любовь Соколова. С того самого времени ее биография неразрывно связана с искусством театра и кино.
Девушка была очень счастлива, она старалась везде успеть – не пропустить ни одной лекции в вузе, ни одного занятия в школе актеров, и попасть на подработку. В те немногие свободные часы, которые оставались от занятий, Люба подрабатывала носильщиком на вокзале, носила тяжеленные чемоданы, чтобы заработать себе на жизнь.
Именно на занятиях в школе актеров Люба познакомилась с Георгием Араповским, который стал ее первой любовью. В мае 1941-го состоялось их бракосочетание, молодые люди были очень счастливы. Вскоре Соколову позвали сниматься в кино. Картина называлась «Фронтовые подруги», режиссером был Сергей Михалков, который делал актрисам недвусмысленные предложения. Люба была очень правильной и целомудренной, поэтому сильно возмутилась поведением Михалкова, и отказалась от участия в картине. Девушка не сомневалась, что впереди еще много ролей, и вообще жизнь прекрасна и удивительна.
Счастливая жизнь была перечеркнута в одно мгновение – началась война. Люба, ее муж и свекровь остались выживать в блокадном Ленинграде. Молодые люди пошли работать на завод, Люба работала на станке, изготавливала запчасти для самолетов. Наравне с ними трудилась и уже пожилая свекровь. Георгия не призвали на фронт, потому что у него было плохое зрение.
Семья работала не покладая рук, им выдавали ежедневный паек, но его не хватало, чтобы выжить. Первой не выдержала испытаний Любина свекровь, женщина совсем ослабела, и вскоре умерла голодной смертью. Потом не стало Георгия, который умер практически у Любы на руках. После смерти любимого, Люба очень горевала, но смогла найти в себе силы, и дожить до 1942-го, когда появилась возможность эвакуироваться. Соколова уехала из блокадного города по открывшейся тогда «Дороге Жизни», на грузовике, под непрерывными бомбежками вражеской авиации.
Когда Люба попала на Большую землю, то не спешила уехать дальше. Девушка попросилась работать на приемный пункт, куда поступали эвакуированные жители Северной столицы, ухаживала за ними, делала перевязки и давала лекарства. Спустя некоторое время Соколова все-таки уехала, оказалась в городе Иваново, а потом добралась до Москвы.
В то время правительство издало указ о льготах при поступлении в столичные вузы для переживших блокаду ленинградцев. Люба узнала об этом приказе совершенно случайно, и решила не упускать такой шанс. Она добилась приема у самого министра кинематографии, и попросила, чтобы ее приняли во ВГИК. Соколовой пошли навстречу, и вскоре она стала студенткой второго курса. В то время театральный вуз находился в эвакуации в Алма-Ате, и Люба отправилась в Казахстан.
Соколовой повезло с наставниками – она попала на курс к Борису Бибикову и Ольге Пыжовой. В студенческие годы Люба была задействована во всех постановках студенческого театра, часто бывала во МХАТе, наблюдала за игрой прославленных артистов, и ловила себя на мысли, что она могла бы сыграть эту роль намного лучше.
Люба Соколова была очень красивой молодой девушкой, с выразительным взглядом внимательных глаз, роскошными волосами и правильными чертами лица. На нее обращали внимание не только все коллеги, но и многие зрители, но она была непреклонна. На первом месте у Соколовой сразу была учеба, потом служба в театре. На своей личной жизни она поставила крест, потому что еще сильно тосковала по своему любимому Георгию.
Красный диплом ВГИКа Любовь Соколова получила в 1946-м, и оказалась в труппе Театра-студии киноактера. Этому театру она оставалась верна до последних дней. Правда несколько лет она не выходила на его подмостки, потому что работала в Германии, в составе труппы Театра советских войск.
У Соколовой уже были наработки в театре, и несколько работ в кинематографе, когда в 1951-м ее пригласили в Германию. Она согласилась, и на протяжении нескольких лет участвовала в гастролях театра в Германии, переезжая из одного советского гарнизона в другой. Базировался драматический театр в городе Потсдам.
В Германии Соколова проработала 5 лет, была задействована во многих постановках театра, на ее счету самые разные персонажи.
В 1956-м командировка в Германию закончилась, и Соколова снова оказалась в Москве, в труппе только что открытого Театра-студии киноактера. Но судьба готовила Любови Соколовой совершенно другую карьеру, ее ждали многочисленные роли в кино, и звание самой востребованной актрисы советского кинематографа, поэтому о театре пришлось забыть.
Дебют актрисы в кино состоялся в 1948-м, еще до командировки в Германию. Соколову пригласили сниматься в картине «Повесть о настоящем человеке», где ей нужно было перевоплотиться в медсестру Варвару. Главная роль в этом фильме досталась Павлу Кадочникову, который стал летчиком Маресьевым. Но эта картина не сыграла в судьбе актрисы никакой роли, ей даже не выплатили гонорар, поэтому местом жительства Соколовой по прежнему оставалась театральная гримерка.
Потом актриса сыграла еще в двух картинах, в которых снова были роли в эпизодах. После пятилетнего перерыва Соколову начали звать на съемочную площадку намного чаще. Роли были второстепенные, актриса справлялась с ними блестяще, и была уверена, что смогла бы сыграть и главную героиню.
50-е годы принесли Соколовой славу непревзойденной актрисы второго плана. Она снималась в фильмах «Две жизни», «Тихий Дон», «Ночной гость», «Хождение по мукам». Именно на съемочной площадке «Хождения по мукам» она впервые увидела режиссера Георгия Данелия, за которого впоследствии вышла замуж.
Любовь Соколова была очень разноплановой актрисой. Она появляется в драмах, комедиях, мелодрамах и классике. Становясь зрелой женщиной, она постепенно перешла к ролям мам и бабушек — добрых, душевных, отзывчивых, именно таких, какой была и сама актриса.
Почти все режиссеры предлагали ей стать мамой главных персонажей в их картинах. Коллеги в шутку стали называть ее «всенародной мамой».
Сама Соколова очень любила своих второстепенных персонажей, она считала, что без них картина многое утратит. Героини Любови Соколовой были хорошим фоном основным персонажам, с ними картина ставала более полной и целостной, жизненные ситуации более глубокими и реалистичными. Казалось, что Соколова не играет, а по настоящему живет чужой жизнью, полностью растворяясь в своем образе.
Примечательно, что среди героинь Соколовой нет ни одной отрицательной роли, она никогда не играла злобных и отчаявшихся женщин легкомысленного поведения. Правда было одно исключение – в ленте «Единственная» у Соколовой роль матери, которая всеми силами старается разрушить брак собственного сына.
Все персонажи Любови Соколовой были добрыми и светлыми, они дарили любовь и надежду, потому что это самое важное в жизни любого человека.
Кинематографическая карьера актрисы складывалась более, чем успешно, Соколова была успешна, ее любили зрители и режиссеры, уважали коллеги по цеху. А вот в личной жизни актрисы все складывалось не так удачно. После того, как в блокадном Ленинграде она похоронила своего Георгия, женщина долго не могла решиться на новые отношения. Ей оказывали знаки внимания, добивались ее любви и привязанности, но Соколова даже не видела окружающих ее мужчин.
Единственным мужчиной, который смог обратить на себя внимание Любови Соколовой, был режиссер Георгий Данелия. Он был моложе ее на девять лет, но тщательно скрывал это, потому что знал, что Любовь даже не посмотрит на молодого.
Их брак был гражданским, но супруги и так были счастливы. Со стороны их отношения казались прочными и идеальными, но на самом деле это было далеко от истины. Вначале их отношений Георгий уделял жене много внимания, женщина поселилась в его квартире, сумела найти подход к свекрови, тоже очень знаменитой личности в искусстве. Мать Георгия Данелии звали Мэри Анджапаридзе, она известный режиссер и сценарист.
Люба сама вела домашнее хозяйство, взвалив на свои плечи уборку и готовку. Она сумела расположить к себе новую родню. В 1959-м у них родился первенец – сын Николай. Соколовой было очень страшно рожать, ведь в то время она уже была тридцативосьмилетней первородкой, но все прошло отлично.
Прошло немного времени, и их счастливая жизнь закончилась. Георгий постоянно волочился за женщинами, не ночевал дома, много пил.
Его очередной музой была писательница Виктория Токарева, об их романе знали все. Люба долго закрывала на все глаза, прощала мужа и плакала по ночам в подушку. Когда Данелия слег, то именно Люба взяла на себя все заботы о нем, и выходила больного.
Их отношения закончились через 26 лет семейной жизни. Однажды Данелия просто сказал, что в его жизни появилась другая – Галина Юркова. Соколова не говоря ни слова, собралась, и уехала жить к маме.
Но самая страшная трагедия, подкосившая актрису, связана с ее сыном. Николай женился в 17, у него родилась дочка, но это не стало помехой для окончания института. Он стал режиссером, и даже снял несколько картин, которые получили высокую оценку критиков. В 80-х Николай вступил в секту баптистов, отказался от общения с родными. В 1985-м парня нашли мертвым в московской квартире. Причину смерти так и не установили. Ему было всего 26.
Спустя 9 лет случилась еще одна трагедия – в автокатастрофе погибла актриса Майя Булгакова, которая была лучшей подругой Соколовой. В этой машине они были вместе, но Соколова отделалась реанимацией, а Булгакова скончалась спустя несколько дней.
Любовь Соколова снималась до последнего. Актриса умерла 6 июня 2001 года. Причиной смерти стал сердечный приступ. Местом упокоения Любови Соколовой стало Кунцевское кладбище столицы.
Комментарии
Великолепная, милая, душевная, сердечная! В фильмах не играет, а живёт. В молодости просто красавица! Столько горя перенесла в своей жизни. Вечная ей память...
Почему в биографии актрисы нет ни одного слова об её сыне Андрее Соколове, которому сейчас 57 лет?
очень нравилась но сделала неправильный выбор-вышла замуж за данелию этим она подписала себе смертельный приговор и из-за этого обидно за нее памятник некрасивый нужен другой который подчеркивал ее русскую красоту я поставил бы другой таланта-бы хватило
Очень люблю фильмы с ее участием.Такая настоящая.Сын умер в 26 лет.Ясно написано.