Максим Танк – советский белорусский автор, воспевавший героизм наших солдат в годы страшной войны, патриотизм и любовь к родной земле. Удостоен званий Героя социалистического труда и Народного поэта Белорусской ССР.
Максим Танк – имя, которым по праву гордится белорусский народ. В Советском союзе этого творческого человека знали, как поэта-бунтаря, горячего патриота и литературного новатора. В жизни он был скромным, порядочным и открытым для окружающих человеком.
Да, и сегодня любой белорус знает имя этого замечательного поэта. Однако, если попросить привести в пример хоть одно из его произведений – у многих возникают затруднения. К сожалению, в современном мире становятся актуальными совсем другие вещи, далекие от поэзии. А ведь стихи Максима Танка могли бы многому научить несколько следующих поколений молодых людей.
Настоящее имя литератора – Евгений Иванович Скурко. Он родился 4 сентября 1912 года в Пильковщине, которая сейчас относится к Мядельскому району Минской области РБ. Это была обеспеченная крестьянская семья, в которой кроме Жени воспитывалось еще трое детей: Вера, Люда и Федя.
Занимаясь пчеловодством, отец семейства поднял довольно успешное хозяйство. Кроме того, трудолюбивый мужчина понемногу слесарил, изготавливал обувь на заказ был неплохим ветеринаром и даже практиковал гипноз. Скурко-старший был образованным человеком, владел тремя иностранными языками и несколько раз бывал за границей.
Всеми своими умениями глава семейства поделился с сыном, который во взрослой жизни мог самостоятельно решить любую бытовую проблему: чинил сантехнику, электрику, мебель.
Во время Первой мировой Скурко были вынуждены переехать в Минск. За время проживания в столице Евгений сменил несколько учебных заведений. В родные края семья вернулась только в 1922 году.
Будучи подростком, Женя присоединился к коммунистическому союзу молодежи, где вместе с другими ребятами участвовал в подпольной деятельности. Со временем юноша занял должность инструктора комсомольского ЦК по Западной Беларуси. Его несколько раз арестовывали, сажали в тюрьму, но даже там молодой коммунист продолжал свою бурную деятельность. Находясь в заключении, Скурко стал инициатором издания агитационного журнала «Решетка», тексты которого писались от руки.
Высшее образование будущий поэт получить так и не смог. Был период, когда во время проживания в Прибалтике он поступил в один из вузов, из которого он был отчислен из-за политических убеждений.
В середине 1930-х, уже под псевдонимом Максим Танк, вел активную агитационную деятельность на территории Западной Беларуси. Он участвовал в выпуске подпольных газет и журналов, в которых содержались призывы к освобождению белорусского народа. В 1936-м увидел свет его первый сборник стихов под названием «На этапах».
Вскоре вышел ряд поэм автора, после которых о нем заговорили: «Кастусь Калиновский», «Клюквенный цвет», «Порядок». За ними последовали книги «Через огненный горизонт» и «Точите оружие», ставшими в те годы невероятно популярными. За произведение «Чтобы знали» поэт был удостоен Сталинской премии.
Произведения автора в военные годы были напрямую связаны с порицанием фашизма, верой в победу над врагом, поэтизацией советского солдата. В мирное время Танк продолжил патриотическую тематику, но уже больше воспевал героическое прошлое, как ценнейшее достояние всего советского народа.
В творческой биографии поэта большое место отведено детским книгам, юмористическим зарисовкам, личным воспоминаниям. Огромный вклад Максим Танк внес в перевод произведений русских и советских литераторов на белорусский язык.
Когда Западная Белоруссия вошла в состав Белорусской ССР, поэт был журналистом «Крестьянской газеты» и «Вилейской правды», а в годы ВОВ он работал корреспондентом изданий «Раздавим фашистскую гадину» и «За советскую Беларусь». По окончанию войны трудился главным редактором журналов «Полымя» и «Вожык».
Супругой поэта стала Любовь Андреевна Асаевич, которая подарила ему сына Максима и девочек-близняшек Ирину и Веру. Дочери литератора родились в самое радостное время того периода – 1 июня 1945-го.
Сын Танка до наступления пенсионного возраста был сотрудником белорусской Академии наук, занимался биоорганической химией. Одна из дочерей по примеру брата также стала ученым-химиком. Поэт был богатым дедушкой – дети подарили ему внучку и троих внуков. О личной жизни знаменитого отца и любимой мамы Максим Скурко рассказал в интервью, на которое пришел с семейным альбомом фотографий.
Максим Танк страстно увлекался шахматами и бильярдом, любил сыграть с приятелями в преферанс. Доходило до того, что азартные игроки по несколько часов не выходили из-за стола, поэтому супруге приходилось подкармливать их прямо в процессе игры.
Алкоголем автор не злоупотреблял, табак не курил. Вкусной едой он считал простую пищу, особенно любил сало с луком.
С середины 60-х Танк занимал должность председателя Верховного Совета республики, затем был членом Верховного Совета СССР. В 1972 году был удостоен чести быть принятым в Академию наук Белорусской ССР.
Политическая и научная деятельность отнимали много времени, но поэт продолжал заниматься главным делом своей жизни – поэзией. Регулярно выходили его новые сочинения, последние из которых были опубликованы в сборнике «Мой ковчег».
В середине марта 1995-го скончалась любимая супруга поэта. Ее прах Танк распорядился поместить в урну, пожелав, чтобы после его смерти ее захоронили вместе с ним. Кроме того, литератор завещал, чтобы на их могиле не устанавливали никаких помпезных надгробий и памятников.
Свою жену Максим Танк пережил всего на несколько месяцев – он скончался 7 августа 1995-го. Великого белорусского поэта похоронили в родном селе Пильковщина, рядом с могилами отца и матери.