Марина Ладынина — советская и российская актриса кино, театра, Народная артистка СССР, Лауреат сталинской премии, бывшая жена режиссера Ивана Пырьева. Наиболее известна по фильмам «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки».
Марина Ладынина родилась в глубинке в июне 1908 года. По одним сведениям она родилась в Смоленской области, а по другим в Красноярском крае.
Есть разница и в годах рождения: 1907 или 1908. Известно, что родители ее были самыми простыми людьми. У отца было всего лишь три класса образования, а мама не имела образования вовсе.
Конечно, детство в ее биографии было очень сложным, как и у всех граждан страны. Она прошла трудный период испытаний вместе с Отечеством: Первая мировая война, Революция, Великая Отечественная Война, голод, разруха, тяжёлое восстановление. У неё был брат и две других сестры. Она ходила в школу, но поскольку была старше, то выполняла еще и обязанности по уходу за детьми. Она гладила, стирала, во время летних каникул работала дояркой.
Читать она выучилась очень быстро, любимым времяпрепровождением было чтение книг, а впоследствии пересказ их местным детям, одноклассникам. Им нравилось слушать ее истории, которые она поясняла в действиях и лицах. Благодаря этому ее позвали в местный театр самодеятельности, предложили работать суфлером. А затем она стала получать и небольшие роли.
Она обучалась в педагогическом классе в школе города Ачинска, небольшого города в Красноярском крае. В городе был театр. Ей там доверяли некоторые роли по замене заболевших актеров. Местные служители искусства увидели, что девочка необычайно талантлива, а поэтому убедили ее в том, чтобы в будущем связать свою судьбу с театром. Некоторое время она работала учительницей в сибирской глубинке. Однажды она познакомилась с артистом столичного театра Всеволода Мейерхольда, который оценил артистизм девушки и настойчиво посоветовал ей ехать в Москву и поступать в ГИТИС.
Взвесив все «за» и «против», она решила попробовать свои силы, приехала в 1929 году в столицу и с первой попытки поступила. В 1933 году она успешно закончила его, а после этого ее сразу пригласили в МХАТ. Она познакомилась со многими известными актерами, а ее выступления оценивал сам Максим Горький, который прекрасно отзывался о ее артистических данных. А в театральном институте на ее институтских документах стояла отметка приемной комиссии: «особо одарённая».
В 1929 году она снялась в фильме «В город входить нельзя», это чёрно-белый фильм, который был популярен в конце 20-ых годов. На тот момент она была первокурсницей в ГИТИСе. Это была крохотная, эпизодическая роль, но фильм открыл ей дорогу в большое кино. Также она снялась в 1932 году в фильме этого же режиссера, который назывался «Просперити».
Фильм, как и большинство картин того времени, идеологический, он рассказывал о борьбе рабочих в США за улучшение условий существования. Да, в основном ей пришлось участвовать в фильмах крайне политизированных, строго выдержанных с точки зрения идеологии. Накал пропаганды будет спадать только к середине 50-ых годов после смерти Сталина. Но в это время она уже практически перестанет сниматься.
Несмотря на тот факт, что ей достался политизированный кинематографический пласт, это не помешало ей заявить о себе, как о талантливой актрисе.
Когда снималась эта производственная драма, то артистку заметил Иван Пырьев, который в то время начинал карьеру. Ему понравилась красивая актриса, оценил он по достоинству и ее артистический талант, после этого он решил приглашать ее в свои картины. Можно сказать, что съемка в этом фильме стала для неё судьбоносной.
Именно Пырьев убедил Марину, что она будет лучше смотреться в кино, и именно кинематограф в полной мере раскроет ее потрясающий потенциал. Собственно, так и получилось, ведь от рождения у Марины Алексеевны внешность была простая, но в то же время красивая, аристократичная.
Она великолепно смотрелась на экране в роли красивых лирических героинь. Она начала встречаться с Пырьевым, который стал приглашать ее в свои картины. Собственно, именно он и сделал ее по-настоящему знаменитой актрисой, которой рукоплескали простые рабочие и чиновники всех мастей, которую чествовал своим вниманием Сталин, которая получала мешки писем от мужчин со всего СССР.
Пик карьеры в творческой биографии Ладыниной приходится на 30-ые и 40-ые годы. К сожалению, в фильмографии актрисы 16 фильмов, это ничтожно мало. В 30-ых годах вышло 4 фильма с ее участием, в 40-ых годах вышло 7 фильмов с ее участием, в 50-ых годах только 2 фильма, а в 60-ых годах только один, и тот не дошел до публики.
Поистине всенародную славу ей принесли фильмы Ивана Пырьева: «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны», «Сказание о земле сибирской».
Когда вышел на экраны фильм «Богатая невеста», то разразился скандал, поскольку считалось, что в картине специально коверкают украинский язык, представляя его в невыгодном свете. Но когда сам Сталин посмотрел фильм, то он был очарован талантом и артистизмом главной героини, поэтому ни о каких запретах картины речь не шла. И даже более того!
Иосиф Сталин наградил режиссёра и саму актрису орденом Владимира Ленина. Это означало признание на государственном уровне, с тех пор никто из чиновников не решался вставлять палки в колёса в творчество Ладыниной и Пырьева.
Собственно, так было и ранее, но награждение орденом Ленина из рук самого вождя служило сигналом для всего сталинского окружения о том, что эти люди искусства вошли в касту избранных. После этого дуэт Пырьева и Ладыниной стал набирать обороты. Вышла картина «Трактористы», которая закрепила успех. Эта картина была по душе рабочему классу, поэтому слава режиссера и артистки стала поистине всенародной. Вновь они были награждены сталинскими премиями. Надо сказать, что впоследствии актриса ещё четыре раза получала столь престижные премии за свои работы в тандеме с мастером.
Далее Иван Пырьев несколько изменил тематику своих лент, стал больше добавлять лиричности. Эти фильмы тоже пользовались большим успехом. Например, все знают ленты: «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны», «Сказание о земле сибирской». В последней картине артистка исполнила роль певицы.
Она действительно была одарена не только артистически, но и музыкально. Немногие знают, но до 70 лет своей жизни она брала уроки пения, посещала профессиональных педагогов. К своим способностям она относилась очень строго, считала, что их необходимо постоянно развивать.
Пожалуй, этот фильм стоит выделить отдельно, он является апогеем в ее карьере. Часто бывало так, что в городах висели портреты Сталина, а наравне с ними и портреты Марины Ладыниной. «Кубанские казаки» стал дорогой в будущее и для многих начинающих звезд: Екатерина Савинова, Клара Лучко, Александр Хвыля, Юрий Любимов, Валентина Телегина.
Лента эта была весьма простенькой и повествовала о жизни обычных людей. Но режиссёр умело преподнёс ее, снабдив нотками мелодрамы, драмы, комедии, добавив музыкальности, хорошо продумав образ каждого героя, добавив прекрасные декорации.
Фильм «Испытание верности» стал завершающим в ее карьере. Вышел он в 1954 году, когда исполнительнице было 46 лет. После этого дал трещину их брак с Иваном Пырьевым, актриса больше не захотела сниматься в кино.
Кто-то считает, что это была месть Пырьева, который на тот момент занимал должность директора Мосфильма. Но это не так. Даже он не смог бы запретить сниматься столь прославленной актрисе, которую ценил и награждал сам Сталин.
Скорее всего, актриса довольно болезненно переживала уходящую молодость и хотела, чтобы зрители запомнили ее молодой, жизнерадостной, красивой. После 40 лет она перестала активно сниматься.
Кому-то такой шаг покажется верхом легкомыслия, но он тоже по-своему верен. Расчет актрисы оказался правильным. Теперь о ней вспоминают многие поколения советских и российских людей, как об очень красивой, свежей, молодой актрисе с горящими глазами, она ассоциируется с самой молодостью. И такая она во всех картинах.
Возрастные роли ее не привлекали, и она понимала, что зрители больше всего ценят именно молодость, свежесть, способность актёров и особенно актрис сыграть молодых лирических героинь, которые находятся в прекрасной форме.
После окончания съемок в фильме она, конечно, продолжала бескорыстно служить своей профессии. Например, почти полвека, вплоть до 1992 года она прослужила в Театре Киноактера. В 1998 году она получила премию «Ника». Ее талант отмечали не только советские чиновники, но и российские зрители, деятели искусства.
Личная жизнь Марины Ладыниной довольно непростая, как у многих артистов. Первым ее мужем был однокурсник Иван Любезнов, но по каким-то причинам этот брак вскоре распался. Интересно, что впоследствии Иван Любезнов женился на младшей сестре марины Ладыниной Валентине. В этом браке родился будущий знаменитый артист Михаил Любезнов, который запомнился зрителям по участию в картине «Здравствуйте, я ваша тетя!». Он был отличным поэтом, его трогательные стихи, наполненные необычайной лирикой и грустью, будут интересны и сейчас, они словно созданы на все времена. К сожалению, в молодом возрасте он покончил жизнь самоубийством во время приступа депрессии.
Актриса несмотря на развод сохраняла дружеские отношения с Иваном Любезновым.
Впоследствии она хотела выйти замуж за врача из Сибири и даже планировала уехать к нему, оставив актерскую карьеру, но, к счастью, этого не случилось.
На съемочной площадке она познакомилась с режиссером Иваном Пырьевым. На тот момент он был женат на актрисе Аде Войцик, в семье подрастал сын Эрик. У пары одно время был роман, и Иван Пырьев принял решение уйти из семьи, хотя этот развод был очень болезненным для всех, особенно для Ады Войцик, которая после этого впала в депрессию.
В 1938 году у пары родился сына Андрей, который умер в 2011 году, пережив свою мать на 8 лет. Замужем за режиссером она была почти два десятка лет. Этот брак, конечно, благоприятно сказался на карьере актрисы, да и на материальном положении. Но она никогда не скрывала, что искренне любила своего мужа.
Эти отношения были довольно проблемными, поскольку было известно, что Пырьев человек увлекающийся и может позволить себе романы на стороне. Одним из его последних увлечений была актриса Людмила Марченко, которая была младше его на 40 лет. В результате Марина Алексеевна развелась с мужем и стала вести более замкнутый образ жизни.
Она мало с кем общалась, но навещала семью сына, очень любила внука, которого назвали в честь дедушки: Иван. Он родился в 1972 году, выбрал себе профессию историка, египтолога.
В последние годы жизни ее навещала и Наина Ельцина, которая помогала ей в тяжелые годы после распада СССР, приносила актрисе продукты, подарила холодильник.
Актриса умерла в весьма преклонном возрасте 94 года. Она поскользнулась в ванной, упала, сломала шейку бедра. Без сознания пролежала она на полу почти весь день. Вечером ее пришла навестить домработница, которая и обнаружила ее в плачевном состоянии.
К сожалению, врачам не удалось спасти актрису, она умерла 10 марта 2003 года, была похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с Галиной Улановой, Юрием Никулиным, Борисом Бруновым.
Комментарии
Я,китаец. Мне 86. Был большим любителем советского кино。Знаком ряд произведений Пырьева .Уважал и уважаю Ладынину. Пекин КНР 01.03.2019
Где фильм Любимая девушка ?
ПРЕКРАСНАЯ АКТРИСА ЧЕМ ТО НАПОМИНАЕТ ЛЮБОВЬ ОРЛОВУ.
верно
Восхитительно талантливая и красивая актриса. Люблю все ее роли. Светлая ей память
Очень нравиться актриса!
Нравится