Мариус Петипа — биография
Мариус Петипа – прославленный балетмейстер, солист балета, педагог и театральный деятель. Именно он определил направление, по которому на протяжении десятилетий развивался русский балет.
Выдающийся балетмейстер Мариус Петипа не любил европейский балет, он считал его уклонением от настоящего танца, говорил, что это не искусство, а какие-то непонятные клоунские упражнения. По его мнению, балет – это настоящее искусство, построенное на пластике и красоте, а не различных прыжках, поднимании ног выше головы и бессмысленном кружении. Петипа боготворил российский балет, он был уверен, что Россия единственная страна, где балет развивается в правильном направлении. Именно поэтому, он уехал из родной Франции в Россию, и стал создателем сценической формы постановки танца и стиль, которые и есть тот самый классический балет.
Детство и юность
Родился Мариус Петипа в Марселе 11 марта 1818 года, в семье, тесно связанной с миром искусства. Его отец – французский артист балета и балетмейстер Жан-Антуан Петипа, мама – драматическая актриса Викторина Морель-Грассо. Кроме Мариуса родители воспитывали старшего сына Люсьена, который тоже сделал карьеру танцовщика, и дочь Викторину, в будущем известную певицу и актрису.
Первый раз Мариус вышел на сцену в брюссельском театре. Первые уроки танца дал мальчику родной отец. Именно в постановке Жана-Антуана Петипа «Танцемания», Мариус дебютировал на сцене. Однако особого восторга от занятий танцем юный танцовщик не испытал. С этого момента и началась творческая биография будущего известного танцовщика и балетмейстера.
Спустя много лет Мариус напишет в своих воспоминаниях, что впервые попал в танцевальный класс в семилетнем возрасте, к родному отцу, который поломал об его руки массу смычков, пытаясь познакомить сына с тайнами хореографии. Отец был вынужден прибегнуть к этой строгой мере наказания, потому что сын никак не хотел овладевать навыками танца, к тому же, совершенно равнодушно относился к этому виду искусства.
Однако старания отца не прошли даром, спустя девять лет он уже занял место премьера, и даже получил должность балетмейстера Нантского театра. Буквально после первой же самостоятельной постановки, молодой человек начал работать над составлением танцевальных номеров для опер, дивертисментов и одноактных балетов. Он продолжал работать с отцом, набирался опыта и профессионализма, гастролировал по всем городам родной Франции, посетил Испанию и Америку. Петипа очень хотел войти в труппу Парижской оперы, но его не приняли, и Мариус отправился в Испанию, чтобы изучить тонкости испанских танцев. Эти навыки он собирался применить на новом месте службы – в России.
Карьера в России
Контракт в России был очень выгодным, но не только это привлекало Мариуса в этой далекой стране. Молодой, но уже достаточно прославленный балетмейстер, уже имел имя в этом виде искусства. На тот момент ему не было и тридцати лет, но он уже успел разочароваться в европейском балете. Мариус считал, что в нем напрочь отсутствует пластика и красота, и их заменили «клоунскими упражнениями».
В России Мариус Петипа дебютировал в Петербурге, на подмостках Большого (или как его называли в то время, Каменного) театра. Мариус солировал в постановке, и одновременно стал ее постановщиком, он помогал главному балетмейстеру Жюлю Перро. Перед тем, как доверить Петипа свою постановку, Перро отправил его на экскурсию по русским музеям и предлагал ему почитать книги, чтобы лучше узнать историю и этнографию России. Только через восемь лет балетмейстер сумел представить собственную постановку «Звезда Гренады», в основу которой легли испанские мотивы.
Удачные дебюты
Первой большой работой Мариуса в качестве постановщика стал балет «Дочь фараона», который он представил в 1862 году. Критики хвалили Петипа за умение владеть искусством работы с труппой, но выказали свое недовольство отступлением от сюжета. В Петербурге спектакль прошел с большим успехом, а вот московская публика отнеслась к нему с прохладцей.
Настоящий большой успех ждал Петипа-балетмейстера после постановки «Баядерки», музыку к которой написал Людвиг Минкус. Во время премьерного показа главную партию танцевала Екатерина Вазем, а в 1902-м партию отдали восходящей звезде – Анне Павловой. Мариус поставил свой спектакль на основе французского балета под названием «Сакунтала». Его автором был брат Мариуса – Люсьен Петипа, и вышел он на двадцать лет раньше, чем в Петербурге. Однако, по мнению критиков, в русской «Баядерке» присутствовал настоящий танец, особенно это видно по завершающей сцене постановки «Тени», которая продемонстрировала яркий образец классики жанра.
«Эпоха Петипа»
Мариус получил звание законодателя в мире балета, именно он определил его развитие на несколько десятилетий вперед. Очень мощную поддержку Петипа оказывал директор Императорских театров Иван Всеволжский, благодаря которому стали возможны лучшие постановки французского балетмейстера. Всеволжский уже давно мечтал о балете-феерии, и вот получил сценарий, в основу которого легла сказка Шарля Перро «Спящая красавица». Иван попросил Петра Чайковского написать музыку к этой постановке. Композитор согласился, но потребовал, чтобы его ознакомили с подробным планом балета и особыми пожеланиями балетмейстера, если таковые имеются. Петипа вооружился картоном и ножницами, вырезал фигурки всех артистов, и постепенно передвигал их, в это время зарисовывая полную картинку будущей постановки. После того, как он услышал музыку к балету, Петипа менял некоторые элементы танца, а то и весь рисунок, например, для феи Сирени. В результате совместного плодотворного творчества композитора и балетмейстера вышла постановка, которая не утратила своей привлекательности и славы на протяжении целого столетия. Она стала классическим балетом Петипа, не сходит со сцены и сейчас. Еще при жизни Мариуса ее успели поставить двести раз.
По мнению балетовода Веры Красовской, «Спящая красавица» стала самым выдающимся явлением в мировой хореографии за всю ее историю, наиболее совершенным в его карьере, подводящим итог под трудными и не всегда успешными поисками маэстро в балетном симфонизме. Это своеобразный итог, которого достигло хореографическое искусство в 19-м веке.
Официально гражданином России Мариус Петипа стал в возрасте 76 лет. Через год после этого знаменательного события в его биографии, Мариус и его ученик Лев Иванов поставили «Лебединое озеро». До этого балет уже представляли зрителям в 1877-м, но по прошествии семнадцати лет он зазвучал совершенно по новому. Сцена бала во дворце дополнена испанским, польским, венгерским танцами, а антиподом нежной Одиллии стала страстная Одетта. Эта постановка – бессменный символ русского балета.
За полувековой период, который Петипа прожил в России, он сумел поставить на сцене более шестидесяти балетов. Среди них особое место занимают «Раймонда», «Щелкунчик», «Сон в летнюю ночь», «Золушка». Петипа говорил, что годы, проведенные в России, стали самым счастливым временем его жизни. Он просил Бога хранить его вторую родину, которую балетмейстер успел полюбить всем сердцем. Именно этими словами Мариус Петипа заканчивает свои мемуары, но «эпоха Петипа» не закончится никогда, она продолжается в его балетах, которые по-прежнему ставят на сцене театров по всему миру.
Личная жизнь
Первый раз балетмейстер женился на русской артистке балета Марии Суровщиковой, служившей солисткой Императорских театров. Они прожили вместе пятнадцать лет, в этом браке родилось двое детей – дочь Мария и сын Иван. Дочь продолжила семейное дело, тоже стала артисткой балета, солировала в Императорских театрах.
В 1882 году Петипа женился второй раз. Счастье в личной жизни он нашел с Любовью Савицкой, тоже артисткой Императорских театров. Ее отец – прославленный актер Леонид Леонидов. Супруги прожили вместе до самой смерти Мариуса. Жена подарила Петипа шестерых детей – дочерей Надежду, Евгению, Любовь, Веру и сыновей Виктора и Мария.
Кроме этого, у балетмейстера бывали и романы на стороне, результатом которых тоже было рождение детей. Так, романтические отношения с актрисой Терезой Бурден закончились рождением сына Мариуса, который тоже прославился в области искусства, он драматический актер. Дочку Татьяну родила хореографу работница театра, с которой он жил достаточно долго гражданским браком.
Смерть
Сердце Мариуса Петипа остановилось 1(14) июля 1910 года.
Местом его упокоения стало Волковское лютеранское кладбище, и только в 1948-м останки балетмейстера перезахоронили на территории Тихвинского кладбища Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.