Мария Петровых – русская поэтесса, переводчик. В 1970 году получила звание Заслуженного деятеля Армянской ССР.
Ее любили Мандельштам и Пастернак, она на протяжении тридцати лет дружила с Анной Ахматовой. Мария Петровых – поэтесса, которая даже не пыталась печатать свои стихи при жизни. Она прекрасно понимала, что живет и пишет «не в том ключе», хотя ее женская поэзия способна вывернуть душу, дотронуться до самых потаенных ее уголков. Искренние и обнаженные строки, в которых ни тени кокетства и лукавства. Ее поэзия – это сочетание прямодушия, аскетизма и серьезности, впрочем, как и она сама. Мария Петровых привыкла всегда говорить начистоту.
Родилась Мария Петровых 13 марта(26 по новому стилю) 1908 года в Норском посаде близ Ярославля. Она стала пятым, самым младшим ребенком в семье. Отец – Сергей Петровых, возглавлял фабрику «Товарищество Норской мануфактуры». Мама занималась домом и детьми. Дядя по линии матери, священнослужитель из Ярославля Дмитрий Смирнов. Второй дядя, теперь уже по отцовской линии, митрополит Иосиф, в миру Иван Петровых, погиб от рук большевиков. Спустя годы его канонизировала заграничная православная церковь.
Литературный дебют Марии Петровых состоялся в возрасте шести лет, девочка написала свои первые четыре строчки стихов. В восемь стала «редактором» семейного журнала под названием «Весенняя звездочка», куда вписывала свои стихи. Старшие братья иллюстрировали это издание.
В 1914-м стала ученицей подготовительного класса ярославской начальной частной школы, отучилась три касса, собиралась поступать в гимназию. В 1918-м поступила в норско-посадскую школу. В 1922-м переехала в Ярославль, продолжила обучение в местной школе имени Некрасова, участвовала в работе ярославского Союза поэтов.
В 1925-м снова переезд, на этот раз в столицу. В Москве стала студенткой Высших государственных литературных курсов, где училась вместе с Юлией Нейман, Арсением Тарковским, Юрием Домбровским, Даниилом Андреевым. Спустя пять лет, в 1930-м, заканчивала эти курсы экстерном, так как на тот момент уже училась на литературном факультете МГУ. Трудовую биографию начала с должности литературного сотрудника в «Гудке» и «Сельхозгизе».
Мария много и плодотворно трудилась, но даже не пыталась напечатать свои стихи. Она понимала, что ее творчество никому не интересно, что оно не ко времени, женская лирика была не самым востребованным жанром. Тогда многие поэты зарабатывали себе на жизнь переводами, не стала исключением и Петровых.
Мария переводила еврейскую, болгарскую, чешскую, литовскую, польскую поэзию. Однако самой важной частью ее творческой жизни стала армянская поэзия. Именно в Ереване, спустя много лет выйдет ее первый прижизненный сборник под названием «Дальнее дерево», но случится это только спустя тридцать лет, в 1968-м. В названии сборника заложена ассоциация поэтессы с этим одиноким деревом, стоящим на обочине и дрожащим даже при отсутствии ветра. Парадокс в том, что Мария всю жизнь общалась с выдающимися поэтами, сама себя считала поэтом, всю жизнь положила на алтарь поэзии, но дождалась выхода своей единственной книги только в 60 лет.
Однако Мария и не думала роптать, просто жила и продолжала творить дальше. Ее произведения высоко ценили современники – Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Семен Липкин и многие другие. По мнению Анны Ахматовой, стих Марии Петровых под названием «Назначь мне свидание» — это шедевр лирики 20-го века.
Строки этого произведения вдохновили композитора Андрея Петрова на написание музыки, и эта композиция прозвучала в исполнении молодой актрисы Валерии Ланской. До боли, до мурашек на коже, даже не верится, что эти стихи так никто и не оценил при жизни их автора. Эта песня потом зазвучала в картине «Старые клячи».
Назначь мне свиданье... Назначь мне свиданье на этом свете. Назначь мне свиданье в двадцатом столетье. Мне трудно дышать без твоей любви. Вспомни меня, оглянись, позови! Назначь мне свиданье в том городе южном, Где ветры гоняли по взгорьям окружным, Где море пленяло волной семицветной, Где сердце не знало любви безответной. Ты вспомни о первом свидании тайном, Когда мы бродили вдвоем по окраинам, Меж домиков тесных, по улочкам узким, Где нам отвечали с акцентом нерусским. Пейзажи и впрямь были бедны и жалки, Но вспомни, что даже на мусорной свалке Жестянки и склянки сверканьем алмазным, Казалось, мечтали о чем-то прекрасном. Тропинка все выше кружила над бездной... Ты помнишь ли тот поцелуй поднебесный?.. Числа я не знаю, но с этого дня Ты светом и воздухом стал для меня. Пусть годы умчатся в круженье обратном И встретимся мы в переулке Гранатном... Назначь мне свиданье у нас на земле, В твоем потаенном сердечном тепле. Друг другу навстречу по-прежнему выйдем, Пока еще слышим, Пока еще видим, Пока еще дышим, И я сквозь рыданья Тебя заклинаю: назначь мне свиданье! Назначь мне свиданье, хотя б на мгновенье, На площади людной, под бурей осенней, Мне трудно дышать, я молю о спасенье... Хотя бы в последний мой смертный час Назначь мне свиданье у синих глаз.
Время признания поэтессы пришло уже в новом веке. В 2013-м издательство «ЭКСМО» выпустило серию под названием «Великие поэты мира». В этой серии вышел и сборник Марии Петровых тиражом 4500 экземпляров. Его раскупили очень быстро, и сейчас достать книгу совсем непросто. Марию заслуженно признали выдающейся поэтессой, хоть со дня ее смерти прошло уже более полувека.
Современники поэтессы говорили, что она всегда была влюблена в того поэта, над чьими произведениями работала. У Марии было какое-то трепетное отношение к тексту, она переживала за каждую строчку стихотворения. Судьба Петровых сложилась нелегко, причем не только творческая, но и личная жизнь не задалась. В 1936 году Мария вышла замуж. Ее супруг – музыковед и библиограф Виталий Головачев. Спустя год мужа арестовали, дали пять лет тюрьмы, и выслали из Москвы. Больше Мария его не видела, мужчина скончался в лагере в 1942 году.
Буквально за четыре месяца до ареста Виталия, Мария подарила ему дочку Арину. После того, как мужа забрали, Петровых выживала, как могла, основной доход приносили переводы.
В 1941 году Мария забрала дочь и вместе с некоторыми писателями отправилась в эвакуацию. Они поселились в Татарстане, в городе Чистополь. Несмотря на военное лихолетье, Петровых вспоминает об этом времени, как о замечательном. Она считала, что отношения между людьми стали более сплоченными и открытыми. При помощи Бориса Пастернака в Чистополе прошел творческий вечер Петровых. Ее стихи буквально очаровали гостей вечера, она получила рекомендации от нескольких писателей, и стала членом Союза писателей. Однако сборник поэзий Петровых так и не вышел. По мнению критиков, поэзия должна соответствовать эпохе, а ее произведения имеют ценность исключительно для двух категорий читателей – одиноких, интеллигентных дамочек и любителей высокой поэзии.
В те годы, когда не писалось, Мария не находила себе места. Однако признавала, что только после затяжного молчания рождаются особенные стихи, обнажающие душу. Мария была твердо уверена, что если не пишется, нужно просто «домолчаться до стихов».
Сердце талантливой поэтессы остановилось 1 июля 1979 года. Местом вечного упокоения Марии Петровых стало столичное Введенское кладбище.
Комментарии
Прекрасные стихи,трогующие до глубины душа
Поэтесса с большой буквы