Мария Селянская — российская актриса театра и кино. Наиболее известна как дочь Евгения Евстигнеева.
Мария Евгеньевна Селянская (урожденная Евстигнеева) родилась 13 мая 1968 года в Горьком (сегодняшний Нижний Новгород), став вторым ребенком в браке известного советского артиста Евгения Евстигнеева и Лилии Евстигнеевой (рожденной Журкиной). По документам Мария числилась москвичкой, хотя первые пять лет своей жизни провела в Горьком.
В семье долго не могли определиться с именем для девочки, рассматривали вариант Ксения, но в итоге остановились на Марии в честь бабушек. В то время как Евгений Александрович пользовался любовью и уважением публики, его семья все еще испытывала нехватку в жилплощади и арендовала комнату. Таким образом, Мария воспитывалась вместе с бабушкой.
Когда наступило время идти в школу, отцу предоставили квартиру-трешку. В этом же здании проживал известный актер Олег Ефремов, которого Мария ласково называла «Волком». Мария подружилась с его сыном Мишей. Девочка обучалась в школе с углубленным изучением испанского языка, выбрав ее из-за близости к дому, что позволяло не пересекать оживленные улицы. До десяти лет Мария увлекалась художественной гимнастикой, а затем перешла к танцам и шесть лет принимала участие в выступлениях ансамбля «Калинка».
Несмотря на внешние признаки благополучия — достаток в семье, красивая мать и известный отец — детство Марии омрачали семейные скандалы. Брак с Евстигнеевым лишил ее мать Лилию карьеры в театре «Современник», что привело к общественному осуждению. Лилия Дмитриевна перестала получать значимые роли и ушла из кино, где первая жена Евстигнеева также работала.
Здоровье Лилии начало ухудшаться, когда Марии было 14 лет, особенно осложнялось псориазом и остеохондрозом на фоне стрессов, связанных с подозрениями в неверности мужа. Частые гастроли Евгения усугубляли ситуацию, ведь Лилия искала утешение в алкоголе и несколько раз пыталась совершить самоубийство.
В 1983 году, не разрывая отношений с женой, Евгений Александрович начал жить с актрисой Ириной Цывиной. Мария узнала о существовании любовницы своего отца лишь после смерти матери в 1986 году, когда отец привел Ирину в их дом.
В 1987 году, не раскрывая свои намерения родителям, Мария Селянская поступила в Школу-студию МХАТ под руководством Валерия Николаевича Богомолова и начала свою актерскую деятельность в Театре-студии «Современник-2», руководимом её детским другом Михаилом Ефремовым.
Через три года она была принята в основной состав театра «Современник», где художественным руководителем была Галина Волчек, первая жена её отца. Волчек относилась к Марии с некоторым отстранением, ведь Мария была дочерью её бывшего супруга и внешне напоминала свою мать.
Среди выдающихся ролей Марии в театре — Лора из пьесы «Звезды на утреннем небе» Александра Галина, Марья Антоновна из «Ревизора» Николая Гоголя и служанка из драмы «Адский сад» Ренато Майнарди.
Мария дебютировала в кино в возрасте пяти лет, снявшись в фильме «Нейлон 100 %» вместе с отцом. В пятнадцать лет она была отобрана на роль Лены в молодежной ленте «Талисман».
Её первая главная роль в кино пришлась на студенческие годы в музыкальном фильме Виталия Макарова «Она с метлой, он в черной шляпе» (1987), где её коллегами по съемочной площадке стали Михаил Светин, Нина Русланова и Андрей Соколов, для которого этот проект также стал дебютным.
В 1990-х годах Мария часто воплощала на экране роли второстепенных персонажей в криминальных боевиках, таких как картина «Дрянь» режиссера Анатолия Иванова, где она сыграла вместе с Олегом Фоминым, Вячеславом Барановым и Александром Мартыновым. Этот фильм стал одним из ярких примеров советского кино о наркомании.
Также Мария участвовала в съемках криминальной драмы «Фанат», где играла второстепенную роль рядом с Олегом Кантемировым и Федором Суховым. Главную роль исполнил Алексей Серебряков, который, хотя и не был профессиональным бойцом, благодаря помощи мастера спорта по карате сумел убедительно сыграть на экране.
В дополнение к своим кинематографическим достижениям, Мария Селянская участвовала в съемках документального фильма «Три любви Евгения Евстигнеева», который был снят незадолго до смерти её отца в 1992 году после его работы в комедии «Ночные забавы». В интервью и телепередачах, таких как «Прямой эфир» с Борисом Корчевниковым, Марию часто спрашивали о её покойном отце.
В 2010-х годах в фильмографии Марии появились работы в телесериалах, включая детектив «Лесник» и мелодраму «Разбитое зеркало».
Первой значимой романтической связью в жизни Марии Селянской стал Денис Чурмантеев, её партнёр по съёмкам в фильме «Талисман». Влюблённая пара постоянно проводила время вместе, и, по словам Марии, она настолько увлеклась этими отношениями, что перестала появляться дома.
Во время учёбы в Школе-студию МХАТ Мария встречалась с выпускником школы, цыганом и актёром театра «Ромэн» по имени Сергей. Она сопровождала его в гастролях, выступая в массовке спектаклей.
Первым мужем Марии стал театральный звукорежиссёр Андрей Селянский, коллега Михаила Ефремова. После свадьбы они поселились в арендованной квартире, оплачиваемой мачехой Марии, однако брак был недолгим.
Вторым супругом актрисы стал Максим Разуваев, актёр «Современника», младше её на три года. 24 июня 1995 года у пары родилась дочь Софья. Несмотря на желание назвать девочку в честь бабушки Лилии, родители отказались от этой идеи из-за суеверий, выбрав имя Софи в честь Софи Лорен, на которую была похожа мать Марии. Софья гордилась своим происхождением и в итоге приняла фамилию своего дедушки, став Софьей Евстигнеевой.
Мария Селянская отмечала, что не испытывает тяги к людям, внешне напоминающим её отца, включая сводного брата Дениса Евстигнеева, кинооператора и режиссёра. Родственных чувств к нему у неё не возникло, и сам он также не проявлял инициативу к общению. Вместо этого, после смерти отца Мария сблизилась с его третьей женой Ириной Цывиной.
В своём аккаунте в Instagram Мария изредка делится фотографиями с отдыха, путешествий и съёмочных площадок, предоставляя поклонникам возможность следить за её творческой и личной жизнью.
Сейчас Мария Евгеньевна посвящает свои силы работе в театре «Современник». В 2022 году её репертуар пополнили следующие роли: Клара Эйнсфорд-Хилл в постановке «Пигмалион», Маргарита Керл в спектакле «Играем… Шиллера!» и Козлова в «Крутом маршруте». Эти роли демонстрируют её широкие актёрские возможности и продолжают привлекать внимание зрителей.