Марк Захаров на одну четверть еврей, потому что бабушка по отцовской линии была еврейкой-караимкой. Но он всегда считал себя истинно русским человеком, настоящим патриотом своей родины. Он стал живой легендой советского кинематографа, снял несколько десятков картин, которые пользуются успехом у зрителя на протяжении долгих лет. Он сам писал сценарии к своим картинам и ставил постановки в театре. С 1973 года и до настоящего времени является руководителем прославленного Ленкома.
Марка Захарова знают как известного режиссера и постановщика, снявшего такие культовые картины как «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Убить дракона».
Родился Марк Захаров 13 октября 1933 года в Москве. Отца звали Анатолий Ширинкин, в годы революции он был курсантом кадетского корпуса в Воронеже. Несмотря на то, что его отец был дворянином, Анатолий вступил в ряды Красной Армии, и прошел с ней всю гражданскую войну. У него не было постоянной работы, поэтому мужчина подрабатывал в разных местах. Мама Галина Бардина была выпускницей театральной студии Завадского, вела детские драмкружки. Она умерла в пятьдесят четыре, причиной смерти стал разрыв сердца. Дед по маминой линии служил у Колчака, после войны уехал в эмиграцию в Австралию. Бабушка по маминой линии Софья Бардина не уехала вместе с мужем, продолжала трудиться в детском доме на должности заведующей.
Родители Марка познакомились в 1931 году. Спустя год после рождения сына Анатолия Ширинкина арестовали, даже не посмотрев на его красноармейское прошлое. Его обвинили по 58-й статье и сослали на три года в ссылку. Мама так и не стала актрисой, бросила свой театр и отправилась вслед за супругом.
В 1943-м умерла бабушка по материнской линии – Софья Николаевна, и им удалось выпросить разрешения вернуться в столицу. Они поселились в двух комнатах коммуналки, которые еле выпросили, и начались тяжелые полуголодные будни.
Отцу удалось получить работу в охране Московского гарнизона, но его опять приговорили к выселению, как бывшего заключенного по политической статье. Мама в то время устроилась на работу в драматический кружок и занималась с детьми. Марка она брала с собой.
Подростку очень нравилось бывать в кукольном театре Образцова. Он успевал на все его представления, параллельно посещал мамин драмкружок и находил время для занятий в театральном кружке при Доме пионеров. Вместе с ним на кружок ходил и Андрей Тарковский.
Окончив школу, Марк так и не знал, куда ему поступать. Мама сразу была категорически против его поступления в театральный, говорила, что профессия у мужчины должна быть серьезной. Он принес документы в приемную комиссию Архитектурного института, но на экзаменах не добрал бал, и не смог пройти по конкурсу. Тогда его целью стала Военно-инженерная академия, но после проверки «родословной» пареньку отказали из-за отца. И вот однажды мама кардинально изменила свое мнение по поводу театрального вуза. Женщина увидела какой-то сон, который посчитала вещим, и настоятельно рекомендовала сыну поступать именно в театральный институт.
Марка такое благословение матери только обрадовало, он пошел пробоваться во МХАТ. Для своего выступления он приготовил «Вересковый мед», читал его так громко и вдохновенно, но приемную комиссию не заинтересовал. Тогда с помощью мамы он подготовил «Песнь о купце Калашникове», и пошел штурмовать ГИТИС. На этот раз попытка была удачной.
Свою творческую биографию Марк Захаров начал в театре. Его туда пригласили еще в студенческие годы, и со второго курса он был задействован в ролях второго плана. После получения диплома ГИТИСа Захаров был распределен в труппу Пермского драмтеатра.
Он отдал этому театру три года, и за это время начал развиваться еще в нескольких направлениях. Молодому человеку нравилось писать и рисовать. Особенно удачными были его карикатурные зарисовки, которые периодически появлялись на страницах местной печати. Он нашел себе работу на радио, организовал вместе с друзьями различные капустники. Именно в Перми у Захарова был первый опыт режиссерской работы. Марк начал понимать, что он может находить общий язык с актерским составом, к нему прислушиваются, его понимают. А он был полон идей, которые ждали своего воплощения.
В 1959-м Захаров переезжает в Москву. Вместе с ним приехала и жена, актриса Нина Лапшина, с помощью которой он и находит работу в театре им. Гоголя. У него все чаще появляется желание заняться написанием литературных произведений, и он решается попробовать себя в этом виде творчества.
Марк Захаров обладал талантом тонко уловить человеческое естество, и обыграть это с юмором, поэтому такими интересными получились его постановки «Мистификация», «Варвар и еретик». В 1964-м пришло понимание, что он стоит на своеобразном рубеже, после которого нужно что-то менять в своей жизни. Его, как актера, больше не прельщает сцена, ему хочется чего-то большего. Марку Захарову интересна режиссура, и он все свои силы выкладывает именно на этом поприще.
Дебютной постановкой Захарова как режиссера стал «Дракон», который был представлен на сцене студенческого театра МГУ. Это произведение Шварца Захаров использует еще раз, когда в 1988-м решит снимать картину под названием «Как приручить дракона». Именно сцена этого театра стала началом головокружительной режиссерской карьеры Захарова. Она видела множество его удачных проектов, которые с восторгом принимали и зрители и критики.
В 1965-м Захаров устроился в Московский театр сатиры. На этой сцене была сыграна самая известная постановка Захарова «Доходное место». Было дано сорок спектаклей, а потом власти рассмотрели в нем намек, и запретили. Такая же участь ждала и комедию «Банкет», которая стала не менее популярной и любимой зрителем.
В 1973-м Марку Захарову предложили стать руководителем театра «Ленком». Эту должность он занимает и по сей день.
Марк Захаров противник телевизионных версий театральных постановок, которые так вошли в моду в последнее время. Он считает, что с помощью техники можно добиться множества эффектов, но та атмосфера, которая присутствует в зале, тот прямой контакт артистов со зрителем, возможен только на театральных подмостках.
1976 год стал дебютным для Марка Захарова в кино. Он снял свои знаменитые «12 стульев», в главной роли задействовал Андрея Миронова, и получился настоящий киношедевр.
Следующий фильм по популярности даже превзошел предыдущий. Захаров снял картину «Обыкновенное чудо», в котором главного героя сыграл Александр Абдулов, и снова оказался на пике популярности и славы. Его фильмы смотрят и пересматривают по много раз, они нравятся людям разных поколений. А спектакли Марка Захарова считают эталоном российского режиссерского мастерства.
В 1983-м состоялись гастроли театра Ленком в Париже. Они привезли свою «Юнону и Авось», которую зрители оценили по самому высшему разряду. В 1989-м Марк Захаров занял депутатское кресло, он был членом компартии, но вышел из нее оригинальным способом – при всех сжег партбилет.
В личной жизни актера и режиссера Марка Захарова была только одна женщина – Нина Лапшина, на которой он женился в 1956 году. В 1962 году у них родилась дочка Александра. Нина принимала участие в картине своего мужа – «12 стульев», где стала женой батюшки Федора.
Дочь продолжила династию, и сегодня она одна из ведущих актрис театра Ленком, ей присвоено звание Народной артистки РФ. Александра снималась в картинах отца «Убить дракона» и «Формула любви». Жена режиссера умерла в 2014 году.
В последнее время Марку Захарову приходится участвовать в разбирательствах, связанных с репертуаром театра. В 2016-м из него исключили постановку «Князь», режиссера Константина Богомолова. Об этом сам режиссер сообщил в соцсетях. После премьеры этого спектакля в сообществе театралов разразился настоящий скандал.
По этому поводу Марк Захаров дал интервью, и сказал, что ему пришлось пересмотреть репертуар театра, и убрать из него все постановки, которые не пользуются успехом у зрителя. В их числе оказался и «Князь», потому что не набиралось достаточного количества зрителей в зале. При этом он отметил, что это временная мера, а сам спектакль не будет навсегда удален из репертуара, его просто на некоторое время «законсервируют».
Марка Захарова интересует не только жизнь в театре, он часто высказывается и на злободневные темы. Именно таким выступлением стало заявление режиссера в 2016-м, с которым он обратился к прессе. Вопрос затрагивал уровень развития отечественной науки и роста промышленности. Захаров подчеркнул, что будущее страны во многом зависит от политики, национальной идеи и духа патриотизма, и призвал развивать у молодежи именно эти качества.
Двадцать восьмого сентября 2019 года, в Москве, в возрасте 85 лет Марк Анатольевич Захаров скончался. Причиной смерти стало повторное воспаление легких. Ранее, в конце августа Марк Анатольевич оказался в больнице с диагнозом двусторонней бронхопневмонии. По поводу его кончины выразили свое соболезнование главы государства и Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин.
Комментарии
,Не нравится , тянет дочку, Гадость
Загубил много артистов. ГАДОСТЬ
А дочка у него очень даже талантливая, её не надо никуда тянуть. В фильме "криминальный талант " сыграла просто великолепно. Да и в театре она мне нравится.
Вообщем - нравится. Но не всё. Например, "12 стульев" - это ошибка, как ремейк. "Формула любви" - мура. "Дракон" неприятен из-за мрачного сюжета.
ТАЛАНТИЩЕ! ЕГО ФИЛЬМЫ - ПРОСТО ШЕДЕВРЫ! ВСЕ! ЖАЛЬ, ЧТО УШЕЛ ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК. НО ОСТАЛИСЬ ФИЛЬМЫ, КОТОРЫЕ МЫ МОЖЕМ СМОТРЕТЬ, И НАСЛАЖДАТЬСЯ ЧУДЕСАМИ!!!