Михаил Глузский – известный русский кино и театральный актер, мастер дубляжа и художественного слова – чтец, педагог. В 1973 году награжден Государственной премией РСФСР им.братьев Васильевых, в 1983 году получил звание Народного артиста СССР.
Глядя на фото Михаила Глузского, видишь перед собой умного, серьезного, великодушного и надежного человека. Он не из тех, кто может подвести, слишком большие требования он предъявлял себе и своим коллегам по цеху, считал, что нужно отдаваться своей работе в полную силу. Михаил не любил «халтурщиков», и тех, кто позволял себе опаздывать на репетиции, он настолько любил актерство, что выходил на сцену до последней черты. Глузский очень разноплановый артист, и даже когда приходилось играть отрицательных героев, то они выходили живыми, многогранными, наполненными своей, особой правдой.
Родился Михаил Глузский, ставший впоследствии легендой советского кино, в Киеве 21 ноября 1918 года. Отца мальчика звали Андрей Гмырев, он приверженец Октябрьской революции, отстаивал ее идеалы всю свою жизнь. Позже начал писать стихи, устроился на работу журналистом. Андрей поселился в Киеве в 1917-м, своими руками выстроил дом, разбил вокруг него фруктовый сад. Отец умер, когда Мише исполнилось четыре годика. Кроме Миши родители воспитывали старшую дочь Людмилу.
В 1922-м мама с Мишей перебрались в Москву, поселились в одной комнатке коммунальной квартиры. Ефросинья Глузская вскоре снова устроила свою личную жизнь, и с новым мужем отправилась в Баку. В этом городе Миша пошел в первый класс. В 1929-м, когда мальчику исполнилось одиннадцать, они снова возвращаются в Москву. Мама устроилась продавцом в ЦУМ, ее поставили на отдел игрушек. Сына боялись оставлять дома одного, и он практически вырос у мамы на работе, под прилавком.
Мальчик рос задиристым и драчливым, его не раз заставали за битьем уличных фонарей и других хулиганских выходках, случались и приводы в милицию, после которых его поставили на учет. Кто знает, как сложилась бы дальнейшая судьба Глузского, если бы в их доме не начал работать кружок художественной самодеятельности. Мишу привело туда простое любопытство, ему стало интересно, чем же там занимаются его ровесники. Новое занятие настолько увлекло подростка, что он тоже захотел в артисты. Этот кружок он посещал на протяжении нескольких лет.
В школе Мишу считали первым «стилягой», учителя пытались делать ему замечания, но парнишка их постоянно игнорировал. Однако терпение педагогического коллектива вскоре лопнуло. После того, как Глузский покрыл свои волосы репейным маслом, и в таком виде явился в школу, директор подписал приказ о его отчислении. Миша не ожидал такой реакции администрации на свои выходки, расстроился и пошел просить прощения. Простили, приказ аннулировали.
Окончив семилетку, Глузский начал свою трудовую биографию в качестве электромонтера ЦУМа, и параллельно посещал вечернюю школу рабочей молодежи. Он несколько раз попытал счастья в театральных школах, однако поступить ему не удалось. В 1936-м парень случайно узнал, что киностудия «Мосфильм» открыла актерскую школу, и он отправился туда поступать. Наконец-то мечта сбылась, Михаила приняли, хотя несколько раз решался вопрос о его отчислении. Как сказал сам артист, он «антиобщественный», не вступил ни в комсомол, ни в партию, его даже в свое время не приняли в пионеры.
Из стен актерской школы Глузский вышел в 1940 году, и сразу получил повестку в армию. Когда разразилась Великая Отечественная война, молодого артиста отправили во фронтовую бригаду.
После победы Михаил продолжил актерскую карьеру. В 1946-м он поступил на службу в Театр-студию киноактера, на сцене которого блистал на протяжении последующих сорока лет. Актера задействовали в основном репертуаре, он перевоплотился в Шуру Зайцева в спектакле «Старые друзья», в Карандышева в постановке «Бесприданница», стал Жоржем Милославским в пьесе «Иван Васильевич». Всех героев Михаила Глузского трудно перечесть.
В качестве приглашенного артиста Глузский участвовал в постановках Театра Ермолаевой и «Современника».
В 1995-м артист сменил подмостки, перешел в «Школу современной пьесы». Ему дали роли в постановках «Уходил старик от старухи», «Чайка», и еще нескольких спектаклях. На сцену этого театра Глузский выходил на протяжении семи лет, до последнего дня своей жизни.
Сотрудничество Михаила Глузского с кинематографом началось в 1939 году, когда на экраны вышло два фильма с его участием. Актер сыграл эпизодические роли в лентах «Девушка с характером» и «Минин и Пожарский». Спустя год он засветился еще в двух картинах, и, хоть роли оказались такими же небольшими, Глузского приняли в штат постоянных сотрудником студии «Мосфильм».
В 50-х годах артист появлялся на экранах в ролях отрицательных персонажей. В «Тайне двух океанов» Михаил стал шпионом Ивашевым, и в этом образе смотрелся достаточно убедительно. Потом появился в ленте «Тихий Дон», где перевоплотился в есаула Калмыкова. В одном из своих последующих интервью Глузский сказал, что Калмыков хоть и отрицательный герой, но очень цельная личность, не предающая свои идеалы, и именно этим он ему симпатичен.
После съемок в «Тихом Доне» предложения посыпались на актера как из рога изобилия. Он появился на съемочной площадке картин «Последняя жертва», «Монолог», «Миссия в Кабуле», и еще многих других лентах, где сыграл самых разноплановых героев. Нужно отметить, что в любой роли Михаил смотрелся очень убедительно. Фильмография Михаила Глузского насчитывает полторы сотни ролей в кино. Среди самых популярных можно назвать фильмы «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», где артист стал администратором гостиницы, «Последний дюйм», «В огне брода нет». В последней ленте режиссера Глеба Панфилова Глузский получил роль ярого большевика Фокича.
Помимо этих, в творческой биографии артиста есть и немало других картин, принесших ему славу и любовь зрителей — «Пламя», «Живые и мертвые», «ТАСС уполномочен заявить», «Десять негритят». Михаил снимался вместе с Мариной Нееловой, Кириллом Лавровым, Ольгой Машной, Маргаритой Тереховой и другими известными актерами тех лет.
В картине «Пришел солдат с фронта» режиссера Николая Губенко Глузский сыграл бывшего солдата, человека сильной воли и твердого характера. На войне он лишился руки, думал, что это самое худее, что случилось с ним в жизни, но оказалось, что настоящие испытания еще впереди. У него умерла жена, и дочь осталась сиротой. Его персонаж не только воспитал девочку, но и помог с восстановлением родной деревне. Есть в копилке работ актера и другие фильмы о войне — «Освобождение», «На войне, как на войне», «Украденный поезд». В последней ленте Глузскому достался необычный персонаж — офицер фашистской армии.
Михаилу Глузскому повезло, его творчество получило оценку еще при жизни, а это для артиста, да и для любого другого человека, очень важно. Он полный кавалер ордена Трудового Красного Знамени и ордена «За заслуги перед Отечеством» . В 1997-м артист получил премию «Ника»,которую ему принесла картина «Мужчина для молодой женщины». В 1999 году он получил премию, став победителем номинации «Честь и достоинство». С началом нового века Глузский сыграл роли в лентах «Дальнобойщики», «Бременские музыканты и Со», «На полпути в Париж». Последняя работа артиста в кино — юмористический журнал «Ералаш».
Первая встреча Михаила Глузского со своей будущей супругой состоялась весной 1949 года. Он посетил спектакль, поставленный студентами ГИТИСа, и буквально с первого взгляда влюбился в молоденькую девушку из зрительного зала.
Ее звали Екатерина, она училась в том же вузе, на факультете театроведения, к тому же, успела связать себя узами Гименея с однокурсником. Однако это обстоятельство совершенно не смутило Глузского, он решил, что обязательно женится на этой девушке. Как раз в то время у артиста произошла личная трагедия, скончалась его мама. В день похорон у Михаила появилось такое ощущение, что он не один, мама словно доверила его судьбу этой миловидной девушке.
Вскоре после этого артист уехал в Германию на работу. Он отсутствовал на протяжении трех лет, за которые Катя успела подать на развод со своим супругом. Вернувшись, Глузский перебрался в коммунальную квартиру жены. До этого он тоже ютился в коммуналке, только своего жилья у артиста не было, он проживал с сестрой Людмилой и ее семьей. Спустя некоторое время Екатерина родила сына Андрея, позже – дочку Марию. Когда родился сын, она по документам считалась женой первого мужа, и мужчина принялся трепать нервы молодым родителям. Он не хотел разводиться с Катей, во время судебного заседания заявил, что является отцом Андрея, чем сильно удивил Перегудову и Глузского. Но их все-таки развели, и теперь Катя и Михаил могли узаконить свои отношения.
Глузский нашел свое счастье в личной жизни. Супруги прожили вместе почти половину столетия. Не только Михаил, но и Екатерина состоялась, как профессионал. Поначалу она работала в издательстве, потом стала сотрудником государственного института искусствоведения, изучала творческое наследие Всеволода Мейерхольда. Жили супруги достаточно скромно, особого богатства не нажили, но в их доме всегда радовались гостям, которые любили собираться по любому поводу и без него. Во время вечерних посиделок на кухне читали стихи и прозу, особенно опальных литераторов того времени – Михаила Булгакова, Осипа Мандельштама, Николая Гумилева, вели бесконечные споры о судьбе родной страны.
Успел артист порадоваться и внукам, которых родилось четверо – Михаил, Александр, Елизавета и Ксения. Однажды в издании «Караван» вышло интервью дочери артиста, в котором она подробно рассказала о семье, их обычаях, укладах, разрешила публиковать фотографии, хранившиеся в семейном альбоме Глузских.
В апреле 2001-го супруги отправились к своим друзьям в Соединенные Штаты Америки. По возвращению артист почувствовал сильное недомогание, градусник показывал очень высокую температуру, под 40 градусов. 13-го мая того же года в театре ставили «Чайку», с участием Глузского, и он, несмотря на плохое самочувствие, принял решение выйти на сцену. Он говорил, что не может разочаровать зрителя, который идет в театр на встречу с ним.
Неизвестно, как он отыграл спектакль, то ли благодаря силе воли, то ли чувствовал свою ответственность перед зрителем и коллегами по сцене. Но сразу после постановки его умчала в больницу вызванная неотложка. Буквально на следующий день артисту сделали операцию, и он остался без ноги. Но на этом проблемы не закончились, Михаил перестал самостоятельно дышать, и его жизнедеятельность поддерживали с помощью аппарата искусственного дыхания. На протяжении двух недель артист балансировал на грани жизни и смерти, но до конца месяца его самочувствие стабилизировалось. И тем не менее, радость оказалась преждевременной, 15 июня того же года у него случился сердечный приступ, который и стал причиной смерти.
Последний приют известного артиста Михаила Глузского – столичное Ваганьковское кладбище.
Жена артиста прожила после его смерти еще два года, она умерла в августе 2003-го. В 2011-м не стало и его сына Андрея, он умер в возрасте 60-ти лет. Члены семьи похоронены рядом с Михаилом Андреевичем.
Комментарии
1977 ГОД ФИЛЬМ "ПОЧТИ СМЕШНАЯ ИСТОРИЯ"
1977 год Золотая мина.
Половина нет фильмов. Например, На войне как на войне
Да
1072 фильм "Монолог" , настоящий актер