Михаил Яншин — советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, народный артист СССР.
Михаил Михайлович Яншин родился 20 октября (2 ноября) 1902 года в городе Юхнов Смоленской губернии. Его отец трудился банковским служащим, а мать занималась домашним хозяйством. Вскоре семья переехала в Москву, где мальчик провел свои детские годы.
Семья Яншиных была увлечена театром. Они регулярно приобретали абонементы и посещали спектакли вместе с Михаилом. Одним из самых ярких воспоминаний детства будущего актера стало выступление Ивана Москвина в пьесе «Царь Федор Иоаннович». Игра мастера оставила неизгладимое впечатление на юного Михаила, который особенно отметил мягкость и духовную чистоту актера.
В семилетнем возрасте Михаил поступил в Ольховское реальное училище. Позже он продолжил обучение в Комиссаровском техническом училище, а в 1919 году стал студентом Высшего технического училища. Однако окончить даже первый курс ему не удалось — Михаил добровольно вступил в ряды Красной армии.
В годы учебы в вузе Михаил познакомился с Владимиром Баталовым, который в будущем стал отцом известного советского актера Алексея Баталова. Владимир сыграл важную роль в жизни Яншина, вдохновив его на выбор актерской карьеры. Именно Баталов убедил Михаила попробовать поступить в школу Второй студии МХАТ. Конкурс в студию в 1922 году был чрезвычайно высоким — 100 человек на одно место, однако Яншин сумел поступить. Спустя два года он стал членом труппы Московского художественного театра.
Его утонченная внешность, смеющееся лицо и проницательный взгляд не могли остаться незамеченными. В 1924 году Михаил Михайлович впервые вышел на сцену МХАТ в эпизодической роли в спектакле «Царь Федор Иоаннович», осуществив свою давнюю мечту.
Известность к Михаилу Михайловичу Яншину пришла в 1926 году после премьеры спектакля по пьесе Михаила Булгакова «Дни Турбиных», где он исполнил роль 19-летнего Лариосика — молодого человека из Житомира, прибывшего к семье Турбиных. Спектакль, премьера которого состоялась 5 октября 1926 года, стал поворотным моментом в его карьере. Лариосик сразу завоевал симпатии зрителей и коллег по сцене. Постановка пользовалась огромным успехом, выдержав 998 показов на сцене МХАТа, и лишь восемь из них прошли без участия Яншина по причине его болезни.
За годы работы во МХАТе Михаил Михайлович исполнил более 50 разнообразных ролей, продемонстрировав редкий талант перевоплощения. Он мог полностью менять свой облик и внутреннее состояние, органично вживаясь в любой образ, будь то старик или молодой человек. Его способность к глубокому погружению в роль сделала его одним из выдающихся артистов театра.
Особое место в его творческой биографии занимает работа над спектаклем «Мольер» по пьесе Михаила Булгакова, постановка которого велась под руководством Константина Станиславского, а завершал её Владимир Немирович-Данченко. Репетиции длились пять лет, однако спектакль был сыгран лишь семь раз. После выхода разгромной статьи в газете «Правда», опубликованной по личному распоряжению Иосифа Сталина, постановка была снята.
Несмотря на преданность МХАТу, Яншин сотрудничал и с другими театрами. Он ставил спектакли в Московском мюзик-холле, Центральном театре Красной армии, Театре сатиры. В течение пяти лет он занимал должность художественного руководителя Московского театра Центрального комитета профсоюза рабочих мебельной и музыкальной промышленности СССР.
В 1937 году Яншина назначили главным режиссером театра «Ромэн». В течение четырех лет он работал с труппой, состоявшей преимущественно из артистов, вышедших из цыганских таборов. Многие из них были малообразованными или неграмотными, но их искренность и природный талант привносили в спектакли неподдельную самобытность. Яншин отмечал, что именно эта естественность зачастую теряется в сценических постановках.
В 1950 году Михаил Михайлович стал главным режиссером Театра имени К. С. Станиславского, где проработал 13 лет. На этом посту он поставил такие выдающиеся спектакли, как «Грибоедов», «Чайка», «Бесприданница» и другие. Именно в этом театре он открыл талант Евгения Леонова, разглядев в застенчивом молодом актере будущую звезду. Символично, что Леонов дебютировал в роли Лариосика, с которой когда-то начинал и сам Яншин.
Михаил Михайлович оказался одним из немногих старейших актеров МХАТа, кто поддержал реформы Олега Ефремова, нового руководителя театра. Он приветствовал прогрессивные изменения и активно участвовал в театральной жизни.
Помимо театральной деятельности, Яншин часто снимался в популярных телеспектаклях, таких как «Школа злословия» и «Мертвые души», вместе с коллегами по труппе — Владимиром Белокуровым и Павлом Массальским. Одной из последних его работ стал спектакль-фильм «Соло для часов с боем», поставленный Олегом Ефремовым специально для «стариков» театра. Яншин высоко оценил пьесу, увидев в ней большой потенциал. Постановка и фильм имели успех, а за эту роль Михаил Михайлович был удостоен Государственной премии СССР.
Фильмография Михаила Михайловича Яншина почти сопоставима по объему с количеством его театральных ролей, а если учитывать мультфильмы, в которых он озвучивал персонажей, то значительно превышает. Его кинематографический путь начался в 1928 году с дебюта в фильме «Каторга», где он исполнил роль телеграфиста. Несмотря на занятость в театре, Яншин активно снимался в кино, а его реплики нередко становились крылатыми выражениями.
Одной из ключевых картин его раннего кинематографического творчества стал фильм, приуроченный к 40-летию со дня смерти Антона Чехова. Постановка получила положительные отзывы критиков, отмечавших высокое мастерство актерского ансамбля.
Во время Великой Отечественной войны Михаил Михайлович снялся в двух фильмах: «Первая конная» и «Боевой киносборник № 7». Его вклад в культуру военных лет был отмечен медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Одной из самых популярных картин, в которых Яншин принял участие, стал цветной музыкальный фильм-сказка «Морозко» (1960). Здесь он озвучил персонажа Старичка-боровичка, роль которого исполнила актриса Галина Борисова. Фильм стал настоящим хитом, а его успех способствовал тому, что Александр Хвыля, исполнивший роль Деда Мороза, стал ассоциироваться с этим образом и вёл новогодние ёлки в Кремле.
Последней работой Яншина в кино стала роль профессора в телефильме «Большая перемена» (1973), оставившая неизгладимое впечатление у зрителей.
Особое место в творчестве Михаила Михайловича занимала работа с киностудией «Союзмультфильм». Его голосом говорили десятки персонажей, знакомых советским детям. Среди них — Крот в «Дюймовочке», Царь в «Вовке в Тридевятом царстве», Бык в «Козленке, который считал до десяти». В мультфильме «Ночь перед Рождеством» Яншин не только озвучивал, но и выступил в качестве сценариста, внося значимый вклад в развитие отечественной анимации.
Личная жизнь Михаила Михайловича Яншина тесно переплеталась с театром, играя важную роль в его судьбе. Первый романтический успех пришел к актеру одновременно с профессиональным признанием, когда ему было 24 года. Его избранницей стала однокурсница, очаровательная и талантливая Вероника Полонская — дочь известного актера немого кино Витольда Полонского и признанная красавица Московского художественного театра. Даже сегодня, рассматривая фотографии той эпохи, легко понять, чем девушка покорила молодого артиста.
На момент их знакомства Веронике было всего 17 лет. Пара обвенчалась в церкви, а шафером на свадьбе выступил Михаил Булгаков, что подчеркивало атмосферу дружбы и тесных связей среди творческой элиты того времени. Однако семейное счастье оказалось недолговечным. Спустя три года Вероника влюбилась в Владимира Маяковского. Их роман был тщательно скрываем, а даже беременность от поэта Полонская предпочла прервать, чтобы сохранить брак с Яншиным.
Трагедия развернулась в 1930 году, когда Михаил узнал о романе супруги из газетных публикаций. Именно Полонская находилась рядом с Маяковским в тот роковой день, когда он застрелился. Их ссора, случившаяся накануне, стала одним из факторов, приведших к трагедии. После этих событий союз Яншина и Полонской был окончательно разрушен, и в 1933 году они официально развелись.
Второй брак Михаила Михайловича состоялся спустя год. Его избранницей стала Надежда Киселева, известная актриса цыганского театра «Ромэн», более известная под сценическим псевдонимом Ляля Чёрная. Она снискала широкую популярность благодаря фильму «Последний табор», ставшему настоящим хитом. Но и этот брак был обречен на разрыв. Ляля влюбилась в коллегу по МХАТу Николая Хмелева, что привело к разводу в 1942 году. Несмотря на разрыв, Яншин остался другом для бывшей супруги, поддерживал ее, а позже даже стал крестным ее сына, рожденного в новом браке.
Михаил Михайлович продолжал заботиться о Ляле даже после смерти Хмелева. Он помогал ей в театральной работе, вернул в репертуар спектакли с ее участием, и однажды они даже пытались возродить отношения, но эта попытка не увенчалась успехом.
Третий брак Яншина оказался самым стабильным и гармоничным. Работая в Театре имени К. С. Станиславского, он поставил спектакль «Чайка», где роль Маши исполняла Нонна Мейер. Молодая актриса, моложе Яншина на 20 лет, стала его последней супругой. Этот союз подарил Михаилу Михайловичу спокойствие и тепло, которых ему так не хватало в предыдущих отношениях. Несмотря на разницу в возрасте, пара жила счастливо, демонстрируя редкий пример гармонии и взаимной заботы.
Михаил Михайлович Яншин оставался верен сцене и кино до конца своей жизни. Даже в последние годы он продолжал активно работать, сохраняя любовь к театру и искусству. В 1975 году на радио была издана его звуковая книга под названием «Народный артист СССР Михаил Михайлович Яншин рассказывает», в которой он делился своими воспоминаниями и мыслями о театре, жизни и творчестве.
Последней театральной работой великого актера стала роль Ивана Романовича Чебутыкина в постановке «Три сестры» по пьесе Антона Чехова. Именно в этом спектакле Михаил Михайлович в последний раз вышел на сцену родного МХАТа, завершая долгий и славный путь в театральном искусстве.
Вскоре после этого его здоровье ухудшилось, и он оказался в больнице. Даже находясь на лечении, Яншин продолжал интересоваться творческими проектами, читал пьесы и сценарии, которые приносили ему коллеги. Однако болезнь оказалась сильнее. Михаил Михайлович Яншин скончался 17 июля 1976 года от сердечной недостаточности.
Проводить великого артиста в последний путь пришли коллеги, друзья и поклонники его таланта. Яншин был похоронен с почестями на Новодевичьем кладбище Москвы, где его могила расположена на участке № 7. Этот выдающийся мастер сцены оставил после себя богатое творческое наследие и навсегда вписал свое имя в историю советского театра и кинематографа.