Майлз Дэвис

Майлз Дэвис — биография


Майлз Дэвис — американский джазовый трубач и бэнд-лидер, оказавший значительное влияние на развитие музыки XX века, известный своими инновациями в джазе, включая создание таких стилей, как модальный джаз и джаз-фьюжн.

Детство

Майлз Дэвис (Miles Davis), один из величайших джазовых музыкантов XX века, родился 26 мая 1926 года в городе Олтон, штат Иллинойс, в необычной семье. Отец Майлза, врач по профессии, владел собственным стоматологическим кабинетом, а мать была музыкантом, игравшей на скрипке и преподававшей музыку. Она также любила наряжаться в норковые шубы и украшения с бриллиантами. Семья находилась в обеспеченном положении, что во многом определило будущий жизненный путь музыканта.

Майлз был первым сыном в семье, и ему дали имя Майлз Дьюи в честь его отца, что в будущем привело к добавлению приставки «младший» к его имени. Это обстоятельство сильно его раздражало в молодости. У него была старшая сестра Дороти Мэй и младший брат Вернон Наполеон. В 1959 году, после развода с матерью, отец Майлза снова женился, и у него появился еще один сын — Джозеф.

Майлз Дэвис

Вскоре после рождения младшего сына семья Дэвисов переехала в Ист-Сент-Луис, где в их соседях были евреи, армяне, немцы и греки, что свидетельствует о разнообразии культурной среды, в которой рос будущий джазовый гений. В детстве Майлз проявлял увлечение различными видами спорта — боксом, плаванием, бейсболом и американским футболом, но его зажимали в обществе из-за его темного цвета кожи и миниатюрной внешности. Мальчик часто подвергался насмешкам, в том числе от сверстников, которые звали его «Гречкой», и получал наказания от родителей. В отличие от него, его младший брат Вернон, который отличался спокойным нравом, пользовался популярностью.

Несмотря на материальное благополучие семьи, Майлз с 10 лет начал подрабатывать, разнося газеты. Это позволило ему зарабатывать карманные деньги, которые он тратил на сладости. В 12 лет, слушая джазовые концерты по радио, он твердо решил стать музыкантом и посвятить себя игре на трубе. В первую трубу Майлза подарил друг его отца, Джон Юбэнкс, а первый урок дал музыкант Элвуд Бюкенен, который также был пациентом стоматологического кабинета его отца. Мать Майлза пыталась уговорить его заняться скрипкой или фортепиано, но Майлз был непреклонен в своем стремлении стать трубачом. На 13-летие отец подарил ему более качественную трубу, что стало важным шагом на пути к его будущим достижениям.

Период творчества

В 1948 году Майлз Дэвис собрал ансамбль, который вскоре войдет в историю джаза как CAPITOL BAND — первый коллектив, играющий так называемый «прохладный джаз» (cool jazz). Этот нонет отличался оригинальным составом для того времени, включающим трубу, тромбон, валторну, тубу, альт- и баритон-саксофоны, фортепиано, контрабас и ударные. Альбом «The Birth of the Cool» (1949) стал знаковым, на нем были записаны композиции и аранжировки таких музыкантов, как Джерри Маллиган, Джон Льюис, Гил Эванс и Джон Каризи. Именно с этого альбома и появился термин «кул», который позднее станет символом целого направления в джазе.

Майлз Дэвис

В 1950-е годы карьера Дэвиса была полна взлетов и падений. Он увлекся наркотиками, и после ряда записей с составом METRONOME ALL STARS в 1950—1951 годах исчез со сцены на целых четыре года. Однако в 1955 году он вернулся, собрав новый ансамбль, в который вошли такие музыканты, как Джон Колтрейн, Рэд Гарлэнд, Пол Чемберс и Филли Джо Джонс. Во второй половине 1950-х годов Дэвис стал признанным лидером современного джаза. Он экспериментировал с формой и гармонией, заменяя традиционные аккордовые последовательности остинатными басовыми формулами. В этот период были записаны такие культовые альбомы, как Milestones (1958) и Kind of Blue (1959). Одновременно с этим он продолжал сотрудничать с Гилом Эвансом, записав с его оркестром несколько сюит, относящихся к «третьему течению» в джазе: Miles Ahead (1957), Porgy and Bess (1958) и Sketches of Spain (1959).

1960-е годы стали для Дэвиса временем творческой зрелости. Он собрал новый квинтет, в который вошли такие яркие музыканты, как Уэйн Шортер, Херби Хэнкок, Рон Картер и Тони Уильямс. Этот коллектив стал важным этапом в развитии акустического джаза, а альбомы, такие как Davis in Europe (1963), Seven Steps to Heaven (1963), My Funny Valentine (1965), E.S.P. (1965), и Miles Smiles (1967), до сих пор считаются вершинами джазовой музыки.

Майлз Дэвис

В конце 1960-х годов, в ответ на популярность рок-музыки, Дэвис начал эксперименты с электроинструментами, что привело его к новому направлению — джаз-року. Он отказался от использования традиционных джазовых тем и разработал новый тип аранжировки, основываясь на продолжительных композициях, скрепленных короткими риффами. В его группу вошли такие музыканты, как Джо Завинул, Джон Маклафлин, Чик Кориа, Дэйв Холланд, Ленни Уайт, Билли Кобэм, Стив Гроссман и Аирто Морейра. С этим составом Дэвис записал несколько значимых альбомов, таких как Filles De Kilimanjaro (1968), In a Silent Way (1969) и Bitches Brew (1970). Эти работы стали основой джаз-рока и укрепили позицию Дэвиса как ведущего новатора.

Майлз Дэвис

В 1970-е годы здоровье музыканта значительно ухудшилось из-за наркотиков, депрессии, смерти близких друзей, а также аварии и заболеваний. Все это вынудило его уйти с сцены на шесть лет. Однако его возвращение в 1981 году ознаменовалось альбомом The Man With a Horn. В этот период он вновь стал лидером нового поколения музыкантов, таких как Джон Скофилд, Кенни Гарретт, Майк Стерн, Эл Фостер, Маркус Миллер и Боб Берг. Его музыка вновь обрела популярность, и в 1986 году он выпустил альбом Tutu, который стал настоящим хитом. Этот альбом, с его уникальным звучанием, был назван «звуковой дорожкой десятилетия».

Майлз Дэвис продолжал гастролировать и записывать музыку до своей смерти в 1991 году, оставив глубокий след в истории не только джаза, но и мировой музыки в целом.

Личная жизнь

Личная жизнь Майлза Дэвиса была не менее бурной и сложной, чем его музыкальная карьера. Его первая возлюбленная, Ирэн Рейминг (Коутон), была знакома с ним с детства, а их роман начался в школе для темнокожих имени Авраама Линкольна. В 1944 году у пары родилась дочь Шерил, а в 1947 году — сын Дэвис. Тогда же Майлз сочинил произведение с таким названием, однако к этому времени он уже начал бороться с зависимостью от алкоголя и кокаина.

Майлз Дэвис

В мае 1949 года, во время поездки на Парижский международный джазовый фестиваль, Дэвис завел роман с белокожей французской певицей и актрисой Жюльетт Греко. Этот роман продолжался несколько лет, но не помешал Ирэн в 1950 году подарить ему третьего ребенка — еще одного сына, также названного Майлзом. Тем не менее, музыкант, увлеченный наркотиками и непрекращающимися изменами, бросил свою семью и продолжил скользить по пути разрушения.

Состояние здоровья и личная жизнь Дэвиса не улучшались. В 1954 году, после того как он поборол наркотическую зависимость, Майлз вновь встретился с Жюльетт Греко, которая приехала в Нью-Йорк для представления фильма с ее участием. В 1955 году музыканту сделали операцию на гортани по удалению полипов, после которой он стал иметь характерную хрипоту, ставшую его «визитной карточкой» на всю жизнь.

В конце 1959 года, после бурных и нестабильных отношений, Дэвис женился на танцовщице Фрэнсис Тейлор, с которой познакомился в Лос-Анджелесе в 1953 году. Этот брак, однако, не был счастливым: Майлз продолжал злоупотреблять алкоголем и наркотиками, что приводило к регулярным сценам насилия и агрессии в семье. В 1968 году их отношения закончились разводом. Агрессивное поведение музыканта частично объяснялось тем, что он страдал от серповидно-клеточной анемии, вызывавшей мучительные боли, которые он пытался затушить наркотиками.

Проблемы со здоровьем продолжали преследовать Дэвиса, в 1965 году он перенес две операции на тазобедренном суставе, а в 1966 году был госпитализирован на три месяца из-за инфекции печени. Несмотря на эти несчастья, его музыкальная карьера продолжала развиваться, и в это время он встречался с актрисой Сисели Тайсон, которая оказала значительное влияние на его жизнь. Она помогла ему снизить потребление алкоголя, и он даже разместил ее фотографию на обложке альбома Sorcerer (1967). Однако официально Майлз женился на Сисели лишь в 1981 году, пережив краткосрочный годичный брак с моделью и сочинительницей песен Бетти Мабри, которая впоследствии взяла фамилию Дэвис.

Майлз Дэвис

Трудные периоды в жизни музыканта продолжались. В 1972 году Дэвис попал в автокатастрофу, из-за которой получил переломы обеих лодыжек, что вновь привело к возвращению его зависимости от кокаина и обезболивающих. С 1975 по 1980 год он не выступал, а жил в ужасных условиях — в каморке с тараканами, и даже оказался в тюрьме за неуплату алиментов на сына, но вскоре был освобожден, заплатив штраф в размере $10 тысяч.

Женитьба на Сисели Тайсон в конце концов стала важным поворотным моментом в жизни Дэвиса, так как она помогла ему вернуться к музыке, вытащив его из наркотического безумия. Однако в 1982 году, когда Сисели была на съемках в Африке, музыкант снова сорвался, что привело к инсульту, который временно парализовал его правую руку. Тайсон вернулась, ухаживала за ним и привела его к рисованию, которым Майлз увлекся на оставшиеся годы своей жизни. В 1989 году их брак завершился разводом.

Личная жизнь Майлза Дэвиса была полна бурных отношений, зависимости, страха и разрушений, однако она также стала отражением борьбы и поисков самого себя.

Смерть

Слухи о болезни Майлза Дэвиса начали циркулировать с февраля 1989 года, когда стало известно, что музыкант страдает от СПИДа. Однако официального подтверждения этой информации так и не было. В конце сентября 1991 года Майлз Дэвис скончался в больнице Святого Иоанна в Санта-Монике, Калифорния. Причиной смерти стало сочетание инсульта, пневмонии и дыхательной недостаточности. Его уход стал огромной утратой для мира музыки.

После смерти Майлза Дэвиса его наследство было разделено согласно завещанию. Шерил, его дочь, унаследовала 20% состояния отца, а его сын Дэвис — 40%. Младшие сыновья музыканта не получили ничего. Трубач был похоронен в Нью-Йорке, на кладбище «Вудлон» в Бронксе, и в могиле он был похоронен с одной из своих труб — символом его выдающейся карьеры и жизни, посвященной музыке.

Майлз Дэвис

В 2019 году американский режиссер Стэнли Нельсон снял документальный фильм о жизни и карьере Майлза Дэвиса под названием Майлз Дэвис: рождение нового джаза. Картина, которая была показана в марте 2020 года на российском Первом канале, включала архивные фотографии и записи концертов музыканта, а также интервью с его коллегами, такими как Карлос Сантана и Херби Хэнкок. Фильм стал важным вкладом в сохранение наследия великого джазмена и позволил зрителям вновь оценить его влияние на музыкальный мир.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Майлз Дэвис?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя