Жан-Батист Мольер – французский драматург, комедиограф, актер 17-го века. Автор знаменитых произведений, ставших основой для театральных постановок: «Тартюф или обманщик», «Мнимый больной», «Мещанин во дворянстве» и др.
Имя французского комедиографа Жана-Батиста Мольера известно всему миру. Для ценителей искусства, живших в XVII столетии, он стал настоящим открытием в комедийном жанре. Мало кто знает, что настоящая фамилия автора – Поклен, а творческий псевдоним Мольер появился уже во время театральной деятельности.
Создатель классической комедии родился 15 января 1622 года во французской столице. Его отец и дед занимались отделкой стен, в том числе в королевском дворце. Поклен-старший был весьма состоятельным человеком, поэтому он без особого труда купил себе должность дворцового камердинера и стал придворным обойщиком-драпировщиком. Мать мальчика скончалась практически сразу после его появления.
Отец мечтал, что когда-нибудь его сын займет достойное место в королевском дворце. Он даже выхлопотал у монарха официальное закрепление небольшой должности, с которой Жан-Батист смог бы начать карьеру. К подростковому возрасту юноша едва освоил грамоту, и, чтобы исправить положение, дед устроил его в Клермонский колледж иезуитов.
В те годы данное заведение считалось одним из самых престижных во Франции. Здесь обучали древним языкам, латыни, философии и естественным наукам. Полученные знания дали молодому человеку возможность читать в оригинале сочинения Теренция и Плавта, а также переводить поэмы Лукреция.
После окончания колледжа Поклен-младший стал дипломированным педагогом. Кроме того, в биографии Жана-Батиста имела место юридическая деятельность. Попробовав свои силы в адвокатуре и дизайнерском деле, будущий сочинитель кардинально поменял стезю и полностью погрузился в театральную деятельность.
В ранних лет сын обойщика мечтал стать трагическим актером. Парню пришлось отказаться от тепленького местечка в королевском дворце, но он никогда об этом не жалел. Получив свою часть наследства покойной матери, Поклен начал осваивать актерское мастерство. Это был период, когда на смену уличному лицедейству пришли роскошные залы, в которых собирались состоятельные горожане. Времена, когда театр был народной забавой, постепенно уходили в прошлое. Качество постановок выходило на новый уровень: вместо наспех состряпанных сценок с надуманными сценариями стали предлагать настоящие литературные шедевры, наполненные философским смыслом.
Со временем Жан-Батист и его единомышленники создали свой собственный театр, получивший название «Блистательный». Именно тогда появился псевдоним Мольер, по которому комедиографа сегодня знают во всем мире. Существование «Блистательного театра» было недолгим: из-за огромной конкуренции и недостаточного финансирования его деятельность в Париже пришлось прекратить. Мольер с наиболее преданными коллегами переместился во французскую провинцию, где публика еще не была такой искушенной.
Тринадцать лет труппа Жана-Батиста странствовала по городам Франции. Поначалу Мольер играл трагических персонажей, но позже переквалифицировался в комического артиста. Причиной тому стал повышенный интерес провинциальных зрителей к фарсовым постановкам. Репертуар было необходимо пополнять регулярно, поэтому молодой актер принялся писать собственные пьесы. Так Жан-Батист, мечтавший стать знаменитым лицедеем, превратился в одного из самых талантливых комедиографов Европы.
Дебютное произведение Мольера называлось «Смешные жеманницы». Премьера этой пьесы состоялась осенью 1659 года в одном из парижских театров. Реакция на спектакль оказалась неоднозначной: часть зрителей испытали полный восторг, другие же назвали творение молодого автора скандальным и пошлым. Позже публике представили комедийную постановку «Школа мужей», в которой Жан-Батист предлагал способы воспитания молоденьких особ. Вслед за этим произведением комедиограф представил свою новую пьесу под названием «Школа жен». Вершинами творчества создателя классической комедии считаются сочинения «Дон Жуан, или Каменный гость», «Тартюф или обманщик» и «Мизантроп».
Тартюф – это персонаж, убежденный в том, что любые грехи можно оправдать благими намерениями, а Дон Жуан – откровенный безбожник, убитый Каменным гостем. Герой по имени Альцест никогда не признавал своих пороков, хотя их было предостаточно.
Эти три произведения стали бессмертными, но при жизни автора они приносили одни лишь беды. После первых же спектаклей «Тартюфа» запретили из-за возмущения верующих, обвинивших главного героя в нападках на церковь и религиозном лицемерии.
Сохранились сведения, что глава столичного епископства всячески увещевал паству не ходить на «Тартюфа» и даже угрожал отлучением от церкви. Нашлись священнослужители, предложившие и вовсе сжечь автора-безбожника на костре. В этот скандал король открыто не вмешивался, но тайно был на стороне Жана-Батиста. Целых пять лет шедевр не ставили ни на одной из парижских сцен.
«Мизантроп» также вызвал у зрителей неоднозначную реакцию. Главный герой, которого публика сразу же соотнесла с самим Мольером, показался людям слишком мрачным и подавленным. Вероятно, причина тому крылась в личной жизни комедиографа, переживавшего в те годы тяжелые времена. После женитьбы на Арманде в молодой семье родился сын, который скончался, едва научившись ходить. Сама супруга нашла отдушину в новых ролях и стала все больше уделять внимание не мужу, а театральной жизни. Это стало причиной частых конфликтов между возлюбленными.
«Дон-Жуана» француз написал уже после запрета на произведение «Тартюф». Эту пьесу автор сочинил, чтобы поправить финансовое состояние театра и хоть немного поддержать труппу. Однако и здесь произошла неудача, причем весьма загадочная: после полутора десятков сыгранных спектаклей пьесу без объяснения причин запретили.
«Тартюф» привлек пристальное внимание членов иезуитского ордена, и Мольер на долгие годы стал объектом нападок со стороны церкви. Монарх, обожавший творчество Жана-Батиста, повысил его театр в ранге, наделив громким названием «Актеры короля». С тех пор труппа начала получать приличное жалованье из королевской казны.
Сейчас таких людей, как Мольер, называют новаторами, а в 17-м веке их считали слишком дерзкими и свободными. Да, комедиограф писал пьесы, намного опережающие свое время. «Обаятельная естественность» автора и его художественная раскрепощенность граничили нарушением всех моральных норм, но именно это и привлекало прогрессивную публику. В настоящее время никто и не подумает поставить гений знаменитого французского драматурга под сомнение.
Творческое наследие Мольера включает 29 комедийных произведений, некоторые из которых были приурочены к дворцовым торжествам. Для услады короля и его приближенных Жан-Батист создал такие шедевры, как «Блистательные любовники», «Господин де Пурсоньяк» и «Принцесса Элиды».
Часть пьес Мольера написаны в жанре семейно-бытовой комедии: «Брак поневоле», «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Плутни Скапена», «Скупой», «Ученые женщины». Самыми значительными творениями автора последних лет стали комедии-балеты «Мнимый больной» и «Мещанин во дворянстве».
Комедиограф женился единожды – его избранницей стала молодая актриса, выступавшая под именем Арманда. Она была сестрой его бывшей возлюбленной Мадлен Вежар. Однако ходили сплетни, что девушка вовсе не сестра Мадлен, а ее дочь, рожденная от Жана-Батиста. Разумеется, общество глубоко осуждало такое его «безнравственное» поведение.
Современники творца писали, что, как и многие комедианты, Мольер часто впадал в меланхолию. Он был раздражительным, импульсивным и безумно ревновал свою ненаглядную Арманду. Причины такого поведения вполне понятны: автор «Дон Жуана» вступил в брак уже в пожилом возрасте, тогда как его любимая была юна, свежа и чертовски привлекательна.
Ревность Мольера усугубляли постоянно возникающие слухи о поведении его жены. В дело вмешался монарх Людовик XIV, высоко ценивший творчество своего любимца. Он взял под личную защиту все произведения Жана-Батиста и стал крестным отцом для его первого и единственного сына. К сожалению, малыш скончался, прожив всего год.
Ревнивым Мольер был не только в семейной жизни, но и в театре. Всех главных персонажей своих пьес он играл сам, не доверяя столь ответственную миссию никому из коллег. 17 февраля 1673 года артист вновь вышел на сцену, чтобы в очередной раз предстать в образе ключевого персонажа из «Мнимого больного». Прямо во время представления он почувствовал резкое ухудшение состояния. Драматург безостановочно кашлял кровью, и близкие приняли решение перевезти его домой. Спустя два часа Жана-Батиста Мольера не стало.
Похоронам пытался помешать парижский архиепископ, убежденный в том, что Мольер прожил полную греха жизнь. В очередной раз все разрешилось благодаря вмешательству Людовика XIV, который распорядился похоронить гениального соотечественника достойно.
Погребение драматурга проходило ночью. Сначала его могила находилась за забором церковного кладбища, где покоились некрещеные дети и самоубийцы. Прошло время, и останки великого создателя перенесли на кладбище Пер-Лашез и перезахоронили с большими почестями.
Комментарии
ДА
Мольер не может не нравиться! Главное, чтобы ты Мольеру понравился))